В 1915 г. компания "Ганноверше Ваггонфабрик"
(Hannoversche Waggonfabrik AG), специализировавшаяся на
производстве железнодорожного подвижного состава, по предложению Министерства
авиации организовала в Ганновере самолетостроительное отделение и приступила к
выпуску лицензионных самолетов Авиатик С I и Румплер С Ia, a позже -
Хальберштадт 1) II. Накопленный опыт позволил главному конструктору фирмы,
известному немецкому авиатору Герману Дорнеру в начале 1917 г.
разработать свою концепцию самолета сопровождения бомбардировщиков и
взаимодействия с наземными войсками. Прототип новой машины совершил первый полет
21 июля 1917 г.
Самолет, получивший обозначение Ганновер CL II, представлял собой двухместный
биплан деревянной конструкции с хорошей аэродинамикой. В качестве силовой
установки использовался рядный двигатель Аргус As.III. Создатели машины
стремились добиться максимально возможной для биплана зоны обстрела турельной
установки. Для этого вертикальное хвостовой оперение было сделано минимальной
площади, а горизонтальное, с целью уменьшения размаха, выполнено бипланным.
Верхнее крыло было опущено почти до фюзеляжа. Пулемет устанавливался на высокой
стойке, закрепленной на подвижном кольце турели, и мог вести огонь поверх крыла.
Скосы фюзеляжа в верхней носовой части и низкое верхнее крыло давали летчику
достаточный обзор и на взлетно-посадочных режимах, и во время полета. Самолет
показал хорошие летно-тактические данные, был очень маневренным, имел прочную
конструкцию и мог вести воздушные бои с истребителями. В августе 1917 г. военное
командование заказало 200 экземпляров, а через месяц - еще 300. Первые машины
прибыли на фронт в октябре 1917 г. и сразу завоевали огромную популярность у
экипажей. На начальном этапе самолеты преимущественно использовались для
сопровождения разведчиков и бомбардировщиков. Компактная компоновочная схема
машины часто вводила в заблуждение летчиков-истребителей противника, которые
были уверены, что вступают в бой с одноместным немецким истребителем. Огонь
стрелка был для них полной неожиданностью.
Среди всех двухместных машин первой мировой войны самолеты Ганновер CL II имели
наименьший процент потерь и наибольший процент побед (относительно боевых
самолето-вылетов). Известен случай, когда экипаж CL II в составе пилота сержанта
Бауэра и летчика-наблюдателя лейтенанта Хенгла сбил в одном бою 4 (из 10
атаковавших) истребителя SPAD XIII, а после продолжил корректирование огня
немецкой артиллерии.
С февраля 1918 г. к производству самолетов была подключена компания "LFG
Роланд". Изготовленные этой фирмой машины имели обозначение Ганновер CL II
(Rol.). Всего было построено 433 экземпляра CL II.
В ходе серийного выпуска самолет неоднократно модернизировался. Так, Ганновер CL
III был оснащен двигателем Мерседес D.III (160 л. с.) и отличался крыльями с
небольшой стреловидностью и увеличенной площадью элеронов. Верхнее крыло было
незначительно приподнято над фюзеляжем. Одновременно убрали стойки бипланного
стабилизатора. Эти изменения были внесены в конструкцию самолета в ответ на
критику со стороны экипажей на недостаточную скорость крена. Этот параметр был
особенно важен для версии штурмовика, работавшего на предельно низких высотах. В
1918 г. с двигателем D.III было изготовлено 80 машин.
Затем на самолеты вновь стали устанавливать Аргус As.III (CL IIIa 611
экземпляров), так как "мерседесами" стали комплектовать только истребители.
Испытывались опытные модификации CL IIIb с двигателем NAG (190 л. с.) и CL IIIc
с новой бипланной коробкой.