Параллельно с одноместными истребителями шла постройка двухместной
модификации той же машины с заводским обозначением J8. Она представляла собой
слегка увеличенный в размерах J9, на котором позади кабины пилота оборудовали
кабину стрелка с пулеметной турелью. Фюзеляж удлинили до 7,9 м, а размах крыла
увеличили до 12,25 м. Двигатель остался тот же, 160-сильный "Мерседес" D
IIIau. Самолет мог использоваться в качестве
штурмовика, двухместного истребителя, разведчика, либо артиллерийского
корректировщика. J8 остался в единственном экземпляре, но его дальнейшее
развитие под обозначением J10 было рекомендовано для
внедрения в серию. J10 отличался от J8 отсутствием роговой аэродинамической
компенсации на элеронах и усиленной дополнительными подкосами тележкой шасси.
Кроме того, самолет мог нести до 30 кг мелких противопехотных бомб.
Первый полет J10 состоялся 4 мая 1918 г. Испытания прошли успешно, и военные
заказали 40 экземпляров Л 0, которому присвоили армейское обозначение CL.I.
Интересно, что "Юнкере" стал единственным монопланом с таким индексом. Для него
просто не стали изобретать отдельного обозначения, хотя аббревиатурой CL в
германской авиации обозначали легкие двухместные вооруженные ... бипланы.
Постройка CL.I так же, как и D.I, шла медленно и трудно. До конца войны фирма
сдала заказчику только шесть экземпляров. Об их фронтовом применении практически
ничего не известно.
В конце 1918-го и в начале следующего года было
сделано 40 двухместных CL.I.
А повоевать им все-таки пришлось. С января 1919 года в Прибалтике сражался с
наступавшей Красной армией немецкий добровольческий корпус генерала фон дер
Гольца, набранный из бывших фронтовиков и остзейских немцев. Центральной базой авиаполка стал аэродром в Виндаве (ныне Вентспилс), где со
времен Первой мировой войны сохранились огромные эллинги для дирижаблей.
Заксенберговцы использовали их в качестве самолетных ангаров. Из Виндавы, а
также с нескольких прифронтовых площадок немецкие летчики совершали свои боевые
вылеты. Насколько известно, они потеряли в боях, по крайней мере, два "Юнкерса" CL.I,
которые стали трофеями Красной армии. Один из них сел на вынужденную за
линией фронта из-за технических неполадок, а другой (неисправный и
разукомплектованный) был просто брошен при отступлении на аэродроме "Альт-Ауц"
под Ригой.
Оба самолета вывезли в Москву для тщательного изучения. Некоторое время они
хранились в ангарах на Ходынском аэродроме, затем их отправили на авиасвалку, а
потом - в переплавку. Еще один экземпляр CL.I в исправном состоянии достался
Латвии после ухода немцев из Риги. Его отремонтировали и включили в состав
латышской военной авиации. Эта машина летала с красными свастиками
(опознавательный знак латвийских ВВС) до середины 1921 года, пока ее не разбили
в аварии.
В начале 20-х годов несколько
экземпляров разоруженных "юнкерсов" CL.I использовались в Германии для
курьерских и почтовых перевозок. У одного из них заднюю кабину прикрыли
обтекаемым колпаком с иллюминаторами, повысив таким образом уровень комфорта для
единственного пассажира и улучшив аэродинамику машины. В марте 1919 г. этот
самолет, оборудованный двигателем "Даймлер" D Ilia,
открыл регулярное воздушное сообщение по линии Веймар - Дессау, став первым в
мире цельнометаллическим почтово-пассажирским самолетом. Летом того же года
машина получила бортовой код D-77. Она находилась в эксплуатации до 1925 года.
Учитывая "версальский" запрет на производство боевых самолетов в Германии,
Юнкере уже в 1919 году разработал на базе J10 его гражданский вариант с
расширенным фюзеляжем, вмещавшим четырехместную пассажирскую кабину (Проект
J12). После ряда доработок этот проект превратился во
всемирно знаменитый пассажирский "Юнкере" F-13.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CL.I |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина, м |
7.90 |
Высота, м |
3.10 |
Площадь крыла, м2 |
23.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
735 |
нормальная взлетная |
1135 |
Тип двигателя |
1 ПД BMW D.III |
Мощность, л.с. |
1 х 185 |
Максимальная скорость , км/ч |
190 |
Крейсерская скорость , км/ч |
165 |
Практическая дальность, км |
525 |
Практический потолок, м |
6000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
три 7,92-мм пулемета переднего огня LMG 08/15 Spandau легкие бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|