Уголок неба ¦ Junkers CL.I

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Junkers CL.I
       
Разработчик: Junkers
Страна: Германия
Первый полет: 1918
Тип: Ударный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Параллельно с одноместными истребителями шла постройка двухместной модификации той же машины с заводским обозначением J8. Она представляла собой слегка увеличенный в размерах J9, на котором позади кабины пилота оборудовали кабину стрелка с пулеметной турелью. Фюзеляж удлинили до 7,9 м, а размах крыла увеличили до 12,25 м. Двигатель остался тот же, 160-сильный "Мерседес" D IIIau. Самолет мог использоваться в качестве штурмовика, двухместного истребителя, разведчика, либо артиллерийского корректировщика. J8 остался в единственном экземпляре, но его дальнейшее развитие под обозначением J10 было рекомендовано для внедрения в серию. J10 отличался от J8 отсутствием роговой аэродинамической компенсации на элеронах и усиленной дополнительными подкосами тележкой шасси. Кроме того, самолет мог нести до 30 кг мелких противопехотных бомб.

Первый полет J10 состоялся 4 мая 1918 г. Испытания прошли успешно, и военные заказали 40 экземпляров Л 0, которому присвоили армейское обозначение CL.I. Интересно, что "Юнкере" стал единственным монопланом с таким индексом. Для него просто не стали изобретать отдельного обозначения, хотя аббревиатурой CL в германской авиации обозначали легкие двухместные вооруженные ... бипланы.

Постройка CL.I так же, как и D.I, шла медленно и трудно. До конца войны фирма сдала заказчику только шесть экземпляров. Об их фронтовом применении практически ничего не известно.

В конце 1918-го и в начале следующего года было сделано 40 двухместных CL.I. 

А повоевать им все-таки пришлось. С января 1919 года в Прибалтике сражался с наступавшей Красной армией немецкий добровольческий корпус генерала фон дер Гольца, набранный из бывших фронтовиков и остзейских немцев.

Центральной базой авиаполка стал аэродром в Виндаве (ныне Вентспилс), где со времен Первой мировой войны сохранились огромные эллинги для дирижаблей. Заксенберговцы использовали их в качестве самолетных ангаров. Из Виндавы, а также с нескольких прифронтовых площадок немецкие летчики совершали свои боевые вылеты. Насколько известно, они потеряли в боях, по крайней мере, два "Юнкерса" CL.I, которые стали трофеями Красной армии. Один из них сел на вынужденную за линией фронта из-за технических неполадок, а другой (неисправный и разукомплектованный) был просто брошен при отступлении на аэродроме "Альт-Ауц" под Ригой.

Оба самолета вывезли в Москву для тщательного изучения. Некоторое время они хранились в ангарах на Ходынском аэродроме, затем их отправили на авиасвалку, а потом - в переплавку. Еще один экземпляр CL.I в исправном состоянии достался Латвии после ухода немцев из Риги. Его отремонтировали и включили в состав латышской военной авиации. Эта машина летала с красными свастиками (опознавательный знак латвийских ВВС) до середины 1921 года, пока ее не разбили в аварии.

В начале 20-х годов несколько экземпляров разоруженных "юнкерсов" CL.I использовались в Германии для курьерских и почтовых перевозок. У одного из них заднюю кабину прикрыли обтекаемым колпаком с иллюминаторами, повысив таким образом уровень комфорта для единственного пассажира и улучшив аэродинамику машины. В марте 1919 г. этот самолет, оборудованный двигателем "Даймлер" D Ilia, открыл регулярное воздушное сообщение по линии Веймар - Дессау, став первым в мире цельнометаллическим почтово-пассажирским самолетом. Летом того же года машина получила бортовой код D-77. Она находилась в эксплуатации до 1925 года.

Учитывая "версальский" запрет на производство боевых самолетов в Германии, Юнкере уже в 1919 году разработал на базе J10 его гражданский вариант с расширенным фюзеляжем, вмещавшим четырехместную пассажирскую кабину (Проект J12). После ряда доработок этот проект превратился во всемирно знаменитый пассажирский "Юнкере" F-13.



 ЛТХ:
Модификация   CL.I
Размах крыла, м   12.00
Длина, м   7.90
Высота, м   3.10
Площадь крыла, м2   23.00
Масса, кг  
  пустого самолета   735
  нормальная взлетная   1135
Тип двигателя   1 ПД BMW D.III
Мощность, л.с.   1 х 185
Максимальная скорость , км/ч   190
Крейсерская скорость , км/ч   165
Практическая дальность, км   525
Практический потолок, м   6000
Экипаж, чел   2
Вооружение:  три 7,92-мм пулемета переднего огня LMG 08/15 Spandau
 легкие бомбы


 Доп. информация :


  Фотографии:

 J.10
 CL.I
 CL.I
 CL.I
 CL.I
 CL.I
 CL.I
 CL.I
 CL.I

  Схемы:

 J.10

  Варианты окраски:

 J.10
 CL.I авиаполка Закценберга
 CL.I авиаполка Закценберга
 CL.I авиаполка Закценберга
 CL.I латвийский ВВС

 



 

Список источников:

АвиаМастер. Анатолий Демин, Вячеслав Контратьев. Опередивший время
Hugo Junkers Homepage. Junkers Aircraft and Engine Designs
Junkers.de. Hugo Junkers Ein Leben fur die Technik
Rosebud's WWI and Early Aviation Image Archive
Gunter Schmitt. Das Junkers Flugzeugtypenbuch
Wolfgang Wagner. Von der J1 bis zur F13


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: