Уголок неба ¦ Mitsubishi Ki-2

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Ki-2
       
Разработчик: Mitsubishi
Страна: Япония
Первый полет: 1933
Тип: Средний бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В феврале 1931 года японская армейская авиация получила в качестве подарка закупленный в Швеции на частные пожертвования легкий двухмоторный бомбардировщик Юнкерс К-37. Эта машина, разработанная Гуго Юнкерсом как гражданский S.36, в военной версии выпускалась в Швеции для обхода Версальских ограничений, запрещавших Германии строить военные самолеты. Инициатором закупки самолета, выделивший средства, стал организованный незадолго до описываемых событий негосударственный фонд Гикагей - финансового стимулирования технологий, возглавляемый меценатом Коджи Янагисавой. Это приобретение послужило первым примером обширной программы частных пожертвований, так называемой патриотической программы Айкоку, на которые было построено и закуплено в 30-е - 40-е годы тысячи самолетов армейской авиации, средства на которые жертвовались самыми различными организациями, фондами и частными лицами.

Закупленный самолет представлял собой передовой продукт своего времени - цельнометаллический двухмоторный моноплан с гофрированной обшивкой, открытыми кабинами экипажа и внешними бомбовыми подвесками, рассчитанными на 500 кг бомб. На тот момент Юнкерс К 37 мог летать на высотах недоступных современным ему истребителям.

В Японии новый самолет попал, что называется, с корабля на бал, приняв участие в боевых действиях в Манчжурии, где произвел большое впечатление своими характеристиками на армейское руководство. В этой связи армейское руководство выдало задание в апреле 1932 года компании Мицубиси на разработку на основе конструкции Юнкерса тяжелого бомбардировщика, будущего Ki-1. Через несколько месяцев, в сентябре того же года последовало дополнение к заданию на разработку еще и легкого бомбардировщика, который предполагался для замены одномоторных бомбардировщиков-бипланов предыдущего поколения Мицубиси Тип 87 и Кавасаки Тип 88. Функции будущей машины должны были быть достаточно обширны - непосредственная поддержка наземных войск, тактическая разведка, а также истребительный эскорт соединений бомбардировщиков.

Работы над легким бомбардировщиком шли практически параллельно с аналогичной машиной тяжелого класса той же командой конструкторов - Киро Хондзё, Хисанодзё Одзава и Дзиро Танака под общим руководством Нобуширо Наката и армейским куратором капитаном Комабуяши.

Согласно техзадания двухмоторная машина предполагала экипаж из 3-4 человек. Скорость до 260 км/ч на высоте 3000 м. Вместимость топливных баков должна была позволять выполнять полет в течение 4.5 часов с крейсерской скоростью 240 км/ч. Стандартная бомбовая загрузка от 300 до 500 кг на внешней подвеске. В разведывательной версии без бомб продолжительность полета определялась в 6 часов при той же скорости. Рабочий потолок определен в 2 - 3 тыс. метров, практический - до 7 тыс. Двигатели по 450 л.с. Особо оговаривалась возможность полета на одном моторе, при этом машина должна была сохранять способность к энергичному маневрированию. Собственно на маневренных характеристиках был сделан особый упор. На тот период из-за ограниченности мощности двигателей маневрирование на одном моторе при разнесенном векторе тяги представляло собой нетривиальную задачу.

Постройка двух прототипов была запланирована к июлю 1933 года.

После рассмотрения требований техзадания представители проектной группы Мицубиси представили армейскому командованию предварительный эскизный проект будущей машины. Если крыло и разнесенное хвостовое оперение было почти полностью заимствовано из конструкции Юнкерса, за исключением конструкции элеронов, то фюзеляж был перепроектирован.

В качестве силовой установки был выбран перспективный двигатель А4, двухрядная 14-цилиндровая звезда воздушного охлаждения, который еще только находился в разработке на Мицубиси. Ожидаемая мощность этих моторов составляла 760 л.с. на взлетном режиме и до 640 л.с. на высоте. С учетом применения капотов Тауненда, конструктора надеялись получить скорость 270 км/ч. В качестве оборонительного вооружения предполагались две турели - открытая задняя, расположенная в центральной части фюзеляжа и полностью экранированная передняя с двухствольными пулеметами Тип 89 калибра 7.7 мм. Бомбовая нагрузка состоявшая из двадцати 12-кг осколочных бомб располагалась во внутреннем бомбоотсеке в вертикальном положении и столько же на подкрыльевых пилонах. Также было предусмотрено частично убираемое шасси.

Рассмотрев предложение, армейское командование в целом утвердило проект, внеся некоторые замечания. В частности, экранированную переднюю турель посчитали слишком революционной и отложили до лучших времен. Открытую кабину пилота, напротив, указали оснастить креплением для установки фонаря, хотя в штатной комплектации фонарь предусмотрен не был. Также отложили на будущее убирающиеся шасси. Двигатели постановили оснастить жалюзи для эксплуатации в холодное время года.

Окончательный проект был утвержден в ноябре 1932 года.

Первый прототип машины был завершен в мае 1933 года, за два месяца до графика. В ходе испытаний на авиабазе Кагамигахара была достигнута скорость 255 км/ч на высоте 3 тыс. м. Несколько меньше заданного в спецификации значения, но, тем не менее, неплохо. Были отмечены хорошие пилотажные свойства. Однако, вскоре первый прототип был разбит на посадке, в результате которой погиб весь экипаж. На втором прототипе несколько перепроектировали фюзеляж, увеличив его конусность в хвостовой части. Эта версия стала эталоном для серийного производства, которое было начато в конце 1933 года.

Ввиду недоведенности планируемого двигателя Мицубиси А4 на серийных машинах устанавливался чуть менее мощный 9-цилиндровый мотор Накадзима На-1 "Котобуки" мощностью 500 л.с. - лицензионной копии британского Бристоль "Юпитер", с двухлопастными деревянными винтами постоянного шага.

Самолет был принят на вооружение под обозначением "Легкий бомбардировщик Тип 93" - Kyūsan-shiki sōkei bakugekiki. Вскоре, с введением новой сквозной системы обозначения армейских самолетов к длинному обозначению добавился индекс Ki-2.

Производство легких бомбардировщиков Ki-2 продолжалось до мая 1936 года, когда с конвейера Мицубиси сошел 113-й экземпляр самолета. Еще 13 было построено на заводе Кавасаки, где в период с ноября 1934 по август 1935 года пытались организовать лицензионное производство. Причем самолеты производства Кавасаки несколько отличались от основной серии. Они предназначались главным образом для разведывательных задач и имели увеличенный экипаж из 4-х человек и дополнительную кабину наблюдателя, расположенную тандемом за кабиной пилота.

Позднее 3-местная бомбардировочная версия обозначалась Ki-1-Ia, разведывательная Ki-1-Ib. По мере устаревания машины часть бомбардировщиков Ki-1-Ia переделывалось по стандарту Ki-1-Ib в разведчики. Для учебных целей многие Ki-1-Ib оснащались во второй кабине упрощенным комплектом двойного управления.

В 1936 году конструкция бомбардировщика Ki-2 подверглась комплексной переработке с учетом опыта эксплуатации серийных машин. В результате появился практически новый самолет, в котором были реализованы конструктивные решения, заложенные в изначальном проекте - полуубирающиеся шасси, которые складывались вперед, убираясь в мотогондолу. Была применена полностью экранированная носовая турель, вынесенная вперед с большими углами обстрела, которая, правда устанавливалась далеко не на всех серийных машинах, и закрытая кабина пилота, в разведывательной версии закрывавшая также и рабочее место наблюдателя. Силовая установка также была изменена на чуть более мощные радиальные двигатели Накадзима На-8 Тип 94 "Хикари" по 600 л.с., разработанный на базе американского Wright R-1820. Часть гофрированных панелей обшивки на верхней части консолей были заменены на гладкие. Все эти изменения позволили поднять максимальную скорость самолета на 30 км/ч.

Новая версия, получившая обозначение "Легкий бомбардировщик Тип 93 модель 2" или коротко Ki-2-II (трехместная - Ki-2-IIa, четырехместная Ki-2-IIb) сменила на конвейере первую модель. Производство новой версии продолжалось до лета 1938 года, когда после постройки 61 машины ее сменил новый легкий бомбардировщик - одномоторный Ki-30.

В боевых частях бомбардировщики Ki-2 считались надежными и комфортными машинами и пользовались большой популярностью у экипажей в отличие от более крупного тяжелого Ki-1.

Тактически подразделения, вооруженные бомбардировщиками Ki-2, были сведены в четыре рентая - полка смешанного четырехэскадрильного состава - 5, 6, 9, 12 и 16. В каждом из них бомбардировщиками Ki-2 были вооружены по две эскадрильи - чутая, сведенных в дайтай - воздушный батальон. Основным местом дислокации этих частей являлась Манчжурия и корейская провинция Чузен, являвшаяся на тот момент японским протекторатом. Некоторое количество Ki-2 использовалось в метрополии в составе учебных частей - армейской авиашколе Хокота и "Коку Шикан Гакка" - армейской воздушной академии.

К началу 2-го японо-китайского инцидента, а, по сути, полномасштабной войны в августе 1937 года основная масса бомбардировщиков Ki-2 уже была выведена из активной эксплуатации. Но, тем не менее, на первых порах бомбардировщикам Ki-2 довелось повоевать. На севере Китая, в провинции Чахар, действовал 12-й хико рентай, полностью укомплектованным этими машинами версии Ki-2-II.

Боевое крещение 12-й хико рентай получил 21 сентября 1937 года, когда группа из 14 бомбардировщиков Ki-2 в сопровождении семи истребителей Ki-10 из 16-го хико рентая отправилась бомбить Тайюань. По дороге группа наткнулась на два китайских разведчика Воут V-65 "Корсар", которые были немедленно сбиты эскортом. Над целью на перехват японскому соединению поднялась группа из семи истребителей Хоук II из 28 эскадрильи, которые вступили в собачью свалку с японскими истребителями. В бешеной свалке, которая свелась к индивидуальным поединкам, японцы сбили пять из семи китайских истребителей, потеряв один свой - погиб командир группы Ki-10 майор Хироши Мива. Но зато бомбардировщики Ki-2, благополучно разгрузившись над целью, вернулись без потерь.

В центральной части Китая на линии Бейпин - Тайджин действовали 5 и 6 хико рентай, вооруженные бомбардировщиками Ki-2. Ввиду почти полного отсутствия в этом районе китайской авиации, японские воздушные силы действовали тут относительно безнаказанно.

Весной 1938 года на севере Китая в преддверии крупного наступления были сформированы дополнительно 5, 6 и 9-й хико дайтай - воздушные батальоны из двух эскадрилий, укомплектованные бомбардировщиками Ki-2, и 14-й докурицу хико чутай - отдельная независимая эскадрилья.

В марте-мае 1938 года в грандиозном сражении за Сюйчжоу, в котором сошлись с обеих сторон без малого миллион военнослужащих, вышеупомянутые авиачасти, вооруженные бомбардировщиками Ki-2, приняли активное участие. Они работали над передним краем как штурмовики и несли большие потери как от огня с земли, так и от резко усилившихся китайских ВВС, вооруженных советской техникой.

К маю 1938 года битва за Сюйчжоу завершилась разгромом китайских войск, которые потеряли более 100 тыс. человек только убитыми и пленными. Но и японские потери были огромны, в том числе и в авиатехнике. Стремительно устаревающие Ki-2 были почти полностью выбиты, а уцелевшие машины были спешно выведены из зоны боевых действий в тыловые районы.

К концу 1939 года Ki-2 сохранились только в учебных авиашколах. Хотя к началу Тихоокеанской кампании западные союзники все еще считали, что Ki-2 находятся на вооружении и даже присвоили ему кодовое обозначение "Луиза".

Выводимые из боевых частей бомбардировщики Ki-2 некоторое время еще использовались в качестве гражданских транспортных самолетов.

На базе Ki-2-II по заказу газеты Асахи Шимбун на Мицубиси был спроектирован скоростной пассажирский самолет, получивший название "Отори" (Феникс). С самолета удалялось все вооружение и военное оборудование, остеклением была покрыта вторая кабина со вторым пилотом, которому было установлено двойное управление. Запас топлива был увеличен; емкость баков, размещенных в фюзеляже, была примерно 1500 литров. Отсутствие выступающего вооружения придавало самолету более современный внешний вид с изысканными линиями.

Машина приняла участие в ряде дальних перелетов, привлекая рекламу для газеты. Среди них был состоявшийся в сентябре 1936 года полет из Ханеды в Синьцзин, Манчжурия, длиной 2000 километров и продолжительностью 9 часов 10 минут; экипаж самолета состоял из трех человек - Нагатомо (Nagatomo), Нагаты (Nagata) и Кавачи (Kawachi). Еще один знаменательный полет состоялся в декабре того же года, когда Ohtori перелетел из Тачикавы в Бангкок; дистанция в 4930 километров с одной остановкой была покрыта за 21 час 30 минут фактического полетного времени. В феврале 1939 года японские читатели также с интересом следили за полетом "Отори", облетевшего периметр оккупированной китайской территории, покрыв 9300 километров.






 ЛТХ:
Модификация   Ki-2-I   Ki-2-II
Размах крыла, м   19.96   19.96
Длина, м   12.60   12.60
Высота, м   4.64   4.64
Площадь крыла, м2   56.20   56.20
Масса, кг    
  пустого самолета   2800   2800
  нормальная взлетная   4550   4700
Тип двигателя   2 ПД Nakajima Ha-1 Kotibuki   2 ПД Nakajima Ha-8 Hikari
Мощность, л.с.   2 х 500   2 x 600 
Максимальная скорость , км/ч   255   283
Крейсерская скорость , км/ч   236   250
Практическая дальность, км   1640  
Скороподъемность, м/мин   300   310
Практический потолок, м   7000   7000
Экипаж, чел   3-4   3-4
Вооружение:   два 7.7-мм пулемета тип 89 в носовой и верхней турелях.
 нормально - 250 кг бомб, максимально - до 500 кг бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

Ki.2-Ia
Ki.2-Ia
 Ki.2-Ia
 Ki.2-Ia
 Ki.2-Ia
 Ki.2-Ia
 Ki.2-Ia
Ki.2-Ia
 Ki.2-Ia
Ki.2-Ib
Ki.2-Ib
Ki.2-Ib
Ki.2-Ib
Ki.2-IIa
Ki.2-IIa
 Ki.2-IIb
 Ki.2-IIb
 Ki.2-IIb (фотография с исторической открытки)
 Otori ("Отори")
 Otori ("Отори")
 Otori ("Отори")
 Otori ("Отори")
 Otori ("Отори")

  Схемы:

 Ki.2-I

  Варианты окраски:

 Ki.2-Ia  (c) Peter Scott
 Ki.2-Ib  (c) Zygmunt Szeremeta
 Ki.2-IIa  (c) Zygmunt Szeremeta
 Ki.2-IIb   (c) Peter Scott

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Легкий бомбардировщик Тип 93 (Ki.2)
Hugo Junkers Homepage. Junkers Aircraft and Engine Designs
Junkers.de. Hugo Junkers Ein Leben fur die Technik
Avions 72. Malcolm Passingham. Les premiers bombardiers de l'Armee japonaise
Model Art 599


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: