Latécoère 6 был опытным тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком-бипланом
начала 1920-х годов. Эта французская машина имела передовую цельнометаллическую
конструкцию и, вероятно, была первым самолетом с геодезической конструкций. По
ряду причин был построен только один самолет данного типа.
В октябре 1920 года компания La societe industrielle d'aviation Latécoère (Latécoère)
получила контракт на постройку четырехмоторного биплана/полутораплана в ответ на
требования командования французской военной авиации к самолету категории BP3 (BP
- бомбардировка и защита [bombardement et protection]; 3 - количество членов
экипажа). Компании было предложено изготовить один летный образец и один планер
для статических испытаний. Опытный тяжелый бомбардировщик Latécoère 6 имел
передовую цельнометаллическую конструкцию и бросавшимся в глаза внешним видом.
Планер был спроектирован таким образом, чтобы иметь достаточно избыточную
отказоустойчивость, и его фюзеляж имел первую среди самолетов геодезическую
конструкцию.
Опытный тяжелый бомбардировщик Latécoère 6 был полуторапланом, у которого размах
нижнего крыла составлял 75% от верхнего, а длина хорды - 50% от верхнего. Крылья
имели прямые параллельные кромки и заметную стреловидность в 7°. Передняя кромки
нижнего крыла немного выступала вперед по сравнению с передней кромкой верхнего
крыла. Элероны были установлены на обоих крыльях.
Между собой крылья соединялись двумя парами параллельно установленных широких
обтекаемых межкрыльевых стоек, наклоненных от оси самолета под слишком большим
углом. Внутренняя структура крыла была сложной и в ее основе лежали двойные
лонжероны I-образного поперечного сечения: девять лонжеронов использовались в
верхнем крыле, шесть в нижнем. В качестве обшивки крыла использовались тонкие
стальные листы.
Хвостовое оперение имело аналогичную структуру. Стабилизатор был треугольным и в
целях балансировки его угол атаки можно было регулировать в полете. К задней
кромке стабилизатора крепились сбалансированные рули высоты, имевшие роговую
компенсацию и далеко выходившие за размеры стабилизатора. Рули высоты в середине
размаха имели вырезы для обеспечения перемещений двух вспомогательных рулей
направления. Перемещения вспомогательных рулей направления осуществлялись
одновременно с основным рулем направления, который имел роговую компенсацию и
крепился к задней кромке киля.
Пожалуй самой передовой с конструктивной точки зрения был фюзеляж опытного
бомбардировщика Latécoère 6, имевший дюралюминиевую структуру и тонкую стальную
обшивку. Геодезическая структура представляет собой две спирали: по одной
правого и левого вращения. Эти спирали соединялись в каждой точке пересечения и
создавали непрерывную цепь. В фюзеляже не было никаких лонжеронов, и серия
округлых шпангоутов увеличивала прочность и жесткость всей конструкции.
Между хвостовым оперением и задней кромкой верхнего крыла были размещены четыре
шпангоута. В этом они отличались от более поздних самолетов компании Vickers -
бомбардировщиков Wellesley и Wellington, - в которых использовались четыре
лонжерона, спирали имели намного больший шаг и не было никаких шпангоутов.
Перед задней кромкой верхнего крыла фюзеляж быстро уменьшался, создавая своего
рода "балкон", с которого стрелок мог отражать атаки сзади - снизу. Вторая
стрелковая позиция находилась в верхней части фюзеляжа чуть позади нижней задней
позиции. Кабина пилота находилась непосредственно перед передней кромкой
верхнего крыла, и перед его кабиной высота верхней части фюзеляжа резко
уменьшилась для размещения стрелковой позиции в крайней носовой части фюзеляжа.
Первоначально силовая установка должна была состоять из четырех
девятицилиндровых радиальных двигателей жидкостного охлаждения Salmson Z9,
развивавших 260 л.с. (190 кВт), установленных тандемными парами под верхним
крылом и вращавших четырехлопастные винты. Двигатели водяного охлаждения с
размещенными за воздушными винтами радиаторами позволяли установить
аэродинамически чистые капоты; пары двигателей устанавливались над нижним крылом
на системах коротких профилированных распорок. Каждая пара двигателей имели две
стойки, соединявшие нижнюю часть капота с верхней частью фюзеляжа и еще одна
стойка соединяла верхнюю часть фюзеляжа с верхним крылом.
Основные стойки шасси были установлены непосредственно под парами двигателей и,
следовательно, имели большую ширину колеи. Каждая стойка шасси несла одно колесо
большого диаметра, оснащенное рессорной амортизацией, и представляла собой
пирамидальную конструкцию из трех опор. Две опоры соединялись с нижней частью
фюзеляжа, а третья с лонжеронов нижнего крыла. С этим шасси самолет был
продемонстрирован на парижском авиасалоне 1921 года.
Позднее в конструкцию шасси были внесены изменения. Вместо одного колеса
большого диаметра стойки получили по два установленных бок о бок колеса меньших
размеров. Колеса в стойках были смещены назад, и между местами соединения трех
опор каждой основной стойки была установлена обтекаемая поперечина. С таким
вариантом шасси опытный бомбардировщик Latécoère 6 был показан на парижском
авиасалоне 1922 года.
Свой первый полет опытный тяжелый бомбардировщик Latécoère 6 совершил в 1924
году в Франказале (Francazal) под управлением Ахилла Эндерлина (Achille Enderlin).
Вскоре стала очевидной недостаточная тяговооруженность самолета. Возможно это
было связано с увеличением веса во время строительства машины.
Несмотря на недостаточную мощность силовой установки и повреждения, полученные
самолетом во время испытаний, опытный бомбардировщик вызвал интерес со стороны
официальных органов, и компания Latécoère получила новый контракт на
модернизацию своей машины под установку четырех более современных и мощных
радиальных 420-сильных (310 кВт) двигателей Gnome et Rhône 9A Jupiter, вращавших
двухлопастные винты. Модернизированная машина получила обозначение Latécoère 6
M.
Внешними очевидными изменениями были частично обтекаемые моторные гондолы с
выступающими для охлаждения головками цилиндров, широкими профилированными
стойками, которые соединяли моторные гондолы с верхним крылом и которые линейно
изменяли свою ширину (самая большая длина хорды у краев; самая малая - в
центре). Помимо силовой установки изменениям подверглись основные стойки шасси,
которые получили профилированные тележки с установленными по бокам колесами.
В 1925 году опытный бомбардировщик Latécoère 6 M поднялся в небо и к концу года
успешно выполнил серию испытаний. Тем временем планер, предназначенный для
статических испытаний, показал отличные результаты, что в какое-то время шансы
выдачи заказа на серийные производство казались весьма серьезными. Однако этого
не произошло, поскольку передовой планер оказался слишком сложным в производстве
и слишком дорогим. И в самой компании Latécoère данный опыт был сочтен
разорительным.