В межвоенный период американская армейская авиация сделала ставку на
производство бипланов, хорошо зарекомендовавших себя в ходе Первой Мировой войны
и ещё имевших резервы для модернизации. Безусловными фаворитами в строительстве
бомбардировщиков стали тогда фирмы Glenn Martin, прославившая себя в 1921 г.
самолётом МВ-1, и малоизвестная сейчас фирма Keystone. В середине 1920-х гг.
между ними разгорелась острая конкурентная борьба за право поставок
бомбардировщиков для нужд USAAC (United States Army Air Corpse). Поскольку
военные тогда не испытывали особого интереса к самолётам стратегического
назначения основу бомбардировочных групп составляли машины легкого и среднего
класса. Очередная спецификация на новый бомбардировщик категории LB (Light
Bomber) подоспела в 1925 г. Собственно обновлением этот процесс назвать было
сложно, так как почти все бомбардировщики принятые на вооружение USAAC в период
с 1919 по 1931 гг. мало чем отличались от самолётов прошедшей войны. Вот и
разработка фирмы Keystone больше тяготела к старомодным британским бипланам
Handley-Page и основывалась на базовой конструкции бомбардировщиков LB-6 "Pirate"
и LB-7 "Panther", постройка которых велась в 1927-1929 гг.
В начале 1929 г., в
целях улучшения лётных характеристик самолёта, 17-й серийный LB-6 переоснастили
двигателями Wright R-1750-1 мощностью 525 л.с., а вместо разнесенного
двухкилевого оперения установили один киль большей площади, до этого
опробованный на модели LB-5A. Модифицированный вариант назвали LB-10.
Испытательный цикл оказался коротким, так как USAAC практически сразу сделал
заказ на 63 самолёта уже под новым обозначением LB-10A (серийные номера 30-281 \
30-343). От опытного самолёта он отличался двигателями Pratt & Whitney R-1690-3
той же мощности, а также немного укороченным фюзеляжем и уменьшенным размахом
крыла. Это был типичный для тех лет биплан смешанной конструкции, с
многочисленными стойками, расчалками и покосами, придававшими ему эффектный вид.
Вооружение самолёта состояло из пяти 7,62-мм пулеметов, предназначенных для
обороны от атак истребителей. Бомбовая нагрузка общей массой до 1814 кг
размещалась на внешних бомбодержателях под крылом и фюзеляжем. Экипаж состоял из
пяти человек: пилота, штурмана, бомбардира и двух стрелков. Хотя бомбардировщик
не отличался выдающимися скоростными характеристиками, а защита жизненно важных
агрегатов и экипажа на нём отсутствовала вообще, это не считалось большим
недостатком. Поставки LB-10A начались в октябре 1930 г., но к тому времени USAAC
упразднил обозначение LB, NBL и т.д., заменив его индексом B, поэтому 27
собранных LB-10A переименовали в В-3А.
Позднее на основе В-3А серийно выпускали бомбардировщики В-4А, В-5 и В-6А,
незначительно отличавшиеся размерами и типами двигателей. Именно самолёты фирмы
Keystone составили в начале 1930-х гг. основу парка бомбардировщиков США.
В США на бомбардировщики В-3А переучились 4-я (базировалась на Филиппинах) и 6-я
смешанные авиагруппы (с сентября 1919 г. дислоцировалась в зоне Панамского
канала), 19-я группа береговой охраны (с 1935 г. - тренировочная), а также 5-е
бомбардировочное авиакрыло. Служба бомбардировщиков В-3А продолжалась почти 10
лет, что стало наглядным подтверждением их выносливости и хороших
эксплуатационных характеристик.
В мае 1932 г. эти самолёты приняли участие в
авиационном параде над Нью-Йорком, продемонстрировав мощь Соединенных Штатов на
американском континенте, хотя по численности и боевой эффективности они вряд ли
представляли большую угрозу.
Принять участие в боевых действиях этим машинам не
довелось, но побывать в обстановке близкой к боевой им всё же пришлось. Это
произошло в 1935 г., когда около г.Хило (Гавайские острова) случилось извержение
вулкана Мауна Лоа (Mauna Loa). Чтобы не дать огненной лаве уничтожить город по
тревоге были подняты бомбардировщики В-3А и В-4 из состава 23-й и 72-й
бомбардировочных эскадрилий. Они сбросили двадцать 600-фунтовых (272-кг) бомб у
подножия вулкана, направив таким образом лаву в сторону от жилых кварталов.
В
остальное время экипажи В-3А занимались повышением лётной подготовки и, время от
времени, участвовали в маневрах проводимых армией США. Даже когда на вооружение
поступили цельнометаллические монопланы старые бомбардировщики-бипланы не
спешили отправлять на свалку. Лишь в 1938 г. завершился их вывод из частей
первой линии, где В-3А были заменены четырехмоторными В-17, но и после этого они
продолжали трудиться на второстепенных ролях вплоть до конца 1941 г.
Дольше всех
прожили В-3А, оставшиеся на Филиппинах. Самыми долгоживущими оказались самолёты,
переведенные из 4-й группы во 2-ю разведывательную эскадрилью. Здесь они
оставались вплоть до 1940 г., когда американцы решили передать один
сохранившийся в лётном состоянии В-3А филиппинским ВВС. На 1 декабря 1941 г.
бомбардировщик числился в составе 10-й бомбардировочной эскадрильи, но что с ним
случилось после нападения японцев сказать сейчас сложно. Вероятно, он был
уничтожен на аэродроме как и другие филиппинские самолёты в самом начале боевых
действий.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
LB-10A |
Размах крыла, м |
22.76 |
Длина, м |
14.88 |
Высота, м |
4.80 |
Площадь крыла, м2 |
106.37 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3495 |
нормальная взлетная |
5875 |
Тип двигателя |
2 ПД Pratt Whitney R-1690-3 Hornet |
Мощность, л.с. |
2 х 525 |
Максимальная скорость , км/ч |
183 |
Крейсерская скорость , км/ч |
158 |
Практическая дальность, км |
1368 |
Скороподъемность, м/мин |
162 |
Практический потолок, м |
3871 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение: |
пять 7.62-мм
пулеметов Browning бомбовая нагрузка - 1134 кг,
в перегруз до 1800 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|