В 1929-30 годах командование военно-морского флота (K.M.W. – Kierownictwo
Marynarki Wojennej) начало искать замену материальной части эскадрильи морской
авиации (Morski Dywizjon Lotniczy), и все три основных польских производителя
авиационной техники начали борьбу за долю рынка морских самолетов. Первоначально
ВМФ был заинтересован в приобретении легких одномоторных машин, но в конце 1930
года начались исследования возможности создания тяжелого
гидросамолета-бомбардировщика/торпедоносца и сформулировал свои идеи
относительно данного самолета.
Требования к данной машине и планируемая к затрате сумма средств горячее
оспаривались не только польскими авиастроительными компаниями, но а также
французскими компаниями, компанией Fokker (через посредничество компании Zaklady
Mechaniczne Plage i Laskiewicz (Lublin)), а также агентами Эрнста Хейнкеля,
который на очень выгодных условиях предлагал лицензионное производство своего
гидросамолета на одном из польских заводов.
В конце 1930 года стали обретать форму предварительные предложения созданных в
Польше проектов двухмоторных гидросамолетов P.W.S.62 и P.Z.L.18, а также
проекта компании Lublin. Развитием последнего, ставшего несколько месяцев спустя
R-XX, занимался Ежи Рудлицкий (Jerzy Rudlicki), активно консультировавшийся с
представителями польского флота.
Командование ВМФ исключило из рассмотрения все машины иностранного происхождения
и – впечатлившись добросовестностью, с которой компания Lublin выполняла
предыдущие контракты, и серьезностью подхода компании к поставленной задаче –
выбрало R-XX в качестве основы для дальнейших проектных работ.
В начале 1933 года польским флотом была разработана полная спецификация на
самолет, и Рудлицкий запросил продолжить исследования по R-XX, рабочее
проектирование которого было завершено весной 1934 года. В конце 1934 года
командование военно-морского флота окончательно утвердило проект, после чего
началась подготовка к строительству прототипа. 17 января 1935 года Рудлицкий
подписал окончательные чертежи и передал их в опытный цех компании Lublin.
R-XX представлявшему собой большой свободнонесущий моноплан с фюзеляжем, сильно
напоминавшим фюзеляж бомбардировщика R-XVIII, было суждено стать крупнейшим
самолетом из числа построенных в Польше. Так как до этого в стране еще не
строились гидросамолеты таких размеров, то опытно-конструкторские работы были
новаторским и рискованным мероприятием с огромным объемом работ и множеством
новых прочностных задач. Следствием этого стало привлечение к проекту
сотрудников конструкторского бюро Рудлицкого, таких как Тессер (Teisseyre), Ланг
(Lange), Медвецкий (Medwecki) и Яворский (Jaworski). Помощь в решении наиболее
сложных проблем была предоставлена институтом технических исследований авиации (I.B.T.L.
– Instytut Badaс Technicznych Lotnictwa) и Францишеком Яником (Franciszek Janik)
– главным экспертом института в вопросах в вопросах прочности материалов.
Первоначально предполагалось использование разъемного крыла, но статические
испытания выявили большие проблемы в соединениях лонжеронов, которые при
нагрузке стремились к «проскальзыванию». В итоге было решено строить неразъемное
деревянное крыло с размахом 25,4 м.
В ходе начального проектирования в качестве силовой установки планировалось
использовать два 650-700-сильных радиальных двигателя Bristol Pegasus, которые
на самолет должны были устанавливаться без капотов, однако позднее конструкция
гидросамолета была значительно облагорожена в плане аэродинамики, и двигатели
получили капоты и выхлопные коллекторы. Тем временем командованием польского
флота в первоначальную спецификацию были внесены изменения, касавшиеся
вооружения и оборудования. Это привело к дальнейшим изменениям в конструкции
самолета и задержкам постройке прототипа.
Летом 1935 года – незадолго до краха компании Lublin – единственный R-XX,
силовая установка которого состояла из двух 600-650-сильных радиальных
двигателей Bristol Pegasus IIL2, вращавших трехлопастные металлические винты –
был перевезен по железной дороге к расположенной в Пуцке (Puck) базе эскадрильи
морской авиации, где самолет был собран и успешно облетан. Начальные летные
испытания показали хорошие характеристики управляемости и удивительно короткую
длину разбега, составлявшую лишь половину расчетной .
Заводская цена за планер прототипа с поплавками и без двигателей составляла
452292 злотых (примерно £18800). Габаритные размеры прототипа включали размах
крыла 25,4 м, длину 15,9 м и высоту 6,1 м; вес с нормальной нагрузкой составлял
6000 кг.
Между тем в конце 1934 года Рудлицкий начал работы над значительно
усовершенствованным серийным вариантом R-XXA. Новая модель должна была быть
оснащена аэродинамически более совершенным крылом уменьшенного размаха,
полностью перепроектированным фюзеляжем улучшенной формы, включавшим в себя
удлиненный нос, полностью застекленные кабину экипажа и башни для установки
оборонительного вооружения и свободнонесущим двухкилевым хвостовым оперением.
Тяжелое стрелковое вооружение самолета должно было состоялоть из двух пулеметов
и одной 20-мм пушки, размещенной в верхней башне. Двигатели должны были быть
размещены в обладавшие низким сопротивлением капоты NACA; воздушные винты должны
были оснащаться обтекателями втулок. Для повышения аэродинамической
эффективности форма гондол двигателей была тщательно проработана. В начале 1935
года проект R-XXA был представлен командованию ВМФ Польши. В ходе последующего
обсуждения представители флота рекомендовали адаптировать самолет под установку
специально разработанной Святецким (Świątecki) для гидросамолетов системы
бомбодержателей и сброса обычных и глубинных бомб, а также заменить двухкилевое
оперение однокилевым.
Занимаясь переделками R-XXA в соответствии с указанными требованиями Рудлицкий
также разработал бомбардировщик наземного базирования, являвшийся наземным
вариантом гидросамолета. Этот сухопутный самолет, оснащенный заключенными в
обтекатели неубирающимся шасси, предназначался для оснащения флота и должен был
стать потенциальным дополнением к самолетом морского базирования и возможной
альтернативой P.Z.L.30B (позднее этот самолет стал известен как L.W.S.4),
разрабатывавшемуся в качестве страховки на случай проблем с программой P.37 Los.
Летом 1935 года Рудлицкий задумал еще более совершенный вариант базовой
конструкции, получивший обозначение R-XXB. Новый самолет должен был отличаться
рядом дополнительных аэродинамических усовершенствований. Фюзеляж R-XXB должен
был иметь очень чистые линии и перепроектированную носовую часть, обеспечивавшим
круговой обзор фонарем кабины экипажа и однокилевым хвостовым оперением.
Расчетные пустой вес и вес с полной нагрузкой составляли 4730 кг и 7000 кг.
В начале осени 1935 года в Люблине польским флотом был размещен первый
предварительный заказ на первые шесть гидросамолетов R-XXA, после чего
производство должно было быть продолжено с темпом шесть машин в год с
(предположительно) переключением на модель R-XXB. Стоимость полностью
комплектного самолета (с двигателями и полным набором оборудования)
производственной серии из 12 машин по расчетам должна была составить 690000
злотых (примерно £28700).
К сожалению, в октябре 1935 года компания Lublin обанкротилась и планы серийного
производства R-XX потерпели крах. В декабре того же года компания Lublin ныла
национализирована и стала люблинским авиационным заводом (L.W.S. – Lubelska
Wytwórnia Samolotów). Также государство приняло все проекты Рудлицкого без
согласия конструктора и выплаты ему какой-либо компенсации. R-XX был
переименован в L.W.S.-1, R-XXA стал L.W.S.-1/I, а R-XXB – L.W.S.-1/II.
Первоначально L.W.S. имел ограниченное участие в обоих проектах, но в попытке
рационализации производства руководство завода убедило командование польского
флота ограниченное производство таких крупных самолетов будет экономически
невыгодным. Руководство предприятия предложило заменить L.W.S.-1 на
двухпоплавковый гидросамолет L.W.S.5, являвшийся версией бомбардировщика L.W.S.4
(P.Z.L.30B) Żubr . В итоге перспективный R-XX/L.W.S.-1 был заброшен, а Żubr
обернулся большим провалом, поскольку нисколько не соответствовал требованиям
командования польского флота. Командование ВМФ устало от всей этой истории и 30
июля 1938 года подписал с Италией предварительный договор на поставку шести
двухпоплавковых торпедоносцев-бомбардировщиков Cant Z.506B с возможностью заказа
еще двенадцати машин этого типа в начале 1940 года.
Стоит отметить, что в то время как частная компания Lublin, которая по мнению
главы управления авиации полковника Райского (Rayski) являлась нечестно, жадной
и виновной в «расточительном управлении», желала идти вперед с R-XX, в то время
как государственный концерн из соображений собственных материальных выгод
выказал небольшое желание удовлетворить требования флота и заставил своего
потенциального клиента закупить нужные ему самолеты за рубежом!
Техническое описание
Бомбардировщик/торпедоносец R-XX был двухпоплавковым гидросамолетом смешанной
конструкции с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Экипаж самолета
составлял пять человек.
Двухлонжеронное крыло состояло из трех частей: центроплана, имевшего хорду
постоянной длины и толщины, и двух консолей. Крыло состояла из деревянного
силового набора и фанерной обшивки, имело относительное удлинение 7,32 (R-XXA) и
было изготовлено неразъемным. Общая площадь крыла (R-XXA) составляла 76,5 м².
Фюзеляж прямоугольного поперечного сечения имел каркас, изготавливавшийся из
сварных хромомолибденовых труб, и фанерную обшивку. Прототип был оснащен
открытой кабиной с двойным управлением и расположением пилотов бок о бок; первый
пилот располагался слева, второй пилот/штурман – справа. Оборонительное
вооружение состояло из двух пулеметов Vickers F, размещенных в кольцевых
установках, размещавшихся в носу и в верхней части фюзеляжа.
Фюзеляж серийной версии включал в себя деревянную опалубку, которая придавала
корпусу самолета обтекаемую овалообразную форму с уплощением в нижней части, и
полностью остекленную кабину экипажа. Кольцевые установки для двух пулеметов
были размещены в носу и в нижней позиции, а 20-мм пушка была установлена в
верхней башне. В конструкции самолета было также предусмотрено размещение
пулемета в нижней части фюзеляжа и дополнительной пулеметной установки в полу
его носовой части. Бомбовая нагрузка весом 1000 кг размещалась под консолями
крыла и в расположенном в центральной части фюзеляжа бомбоотсеке; бомбы
подвешивались к специально разработанным Святецким многозамковым держателям.
Альтернативным вариантом ударного вооружения была одна 800-кг торпеда,
подвешиваемая под фюзеляжем. Место радиста было размещено позади бомбоотсека.
Оборудование кабины радиста состояло из всеволновой радиостанции, внутренней
электропроводки к посадочным огням, необходимым для выполнения ночных полетов,
установленной в полу фотокамеры и двух сигнальных пистолетов Вери (Very pistol).
Хвостовое оперение имело деревянный силовой набор и фанерную обшивку. Прототип
был оснащен двухкилевым оперением с большим количеством подкосов, однако на
серийной модели планировалось установить свободнонесущее однокилевое оперение.
Поплавковое шасси состояло из двух отдельных однореданных дюралюминиевых
поплавков конструкции компании Short, установленных на М-образные опоры и
крепившихся к нижним лонжеронам фюзеляжа.
Силовая установка прототипа R-XX состояла из двух 600-650-сильных
девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Bristol Pegasus
IIL2, вращавших трехлопастные металлические винты. R-XXA должен был оснащаться
двумя 660-680-сильными двигателями P.Z.L. Pegasus VIII или 750-сильными
двигателями Bristol Pegasus III, заключенными в обтекаемые капоты NACA.