Уголок неба ¦ Lublin R-XX

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   Lublin R-XX
       
Разработчик: Lublin
Страна: Польша
Первый полет: 1933
Тип: Бомбардировщик-торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1929-30 годах командование военно-морского флота (K.M.W. – Kierownictwo Marynarki Wojennej) начало искать замену материальной части эскадрильи морской авиации (Morski Dywizjon Lotniczy), и все три основных польских производителя авиационной техники начали борьбу за долю рынка морских самолетов. Первоначально ВМФ был заинтересован в приобретении легких одномоторных машин, но в конце 1930 года начались исследования возможности создания тяжелого гидросамолета-бомбардировщика/торпедоносца и сформулировал свои идеи относительно данного самолета.

Требования к данной машине и планируемая к затрате сумма средств горячее оспаривались не только польскими авиастроительными компаниями, но а также французскими компаниями, компанией Fokker (через посредничество компании Zaklady Mechaniczne Plage i Laskiewicz (Lublin)), а также агентами Эрнста Хейнкеля, который на очень выгодных условиях предлагал лицензионное производство своего гидросамолета на одном из польских заводов.

В конце 1930 года стали обретать форму предварительные предложения созданных в Польше проектов двухмоторных гидросамолетов P.W.S.62 и P.Z.L.18, а также проекта компании Lublin. Развитием последнего, ставшего несколько месяцев спустя R-XX, занимался Ежи Рудлицкий (Jerzy Rudlicki), активно консультировавшийся с представителями польского флота.

Командование ВМФ исключило из рассмотрения все машины иностранного происхождения и – впечатлившись добросовестностью, с которой компания Lublin выполняла предыдущие контракты, и серьезностью подхода компании к поставленной задаче – выбрало R-XX в качестве основы для дальнейших проектных работ.

В начале 1933 года польским флотом была разработана полная спецификация на самолет, и Рудлицкий запросил продолжить исследования по R-XX, рабочее проектирование которого было завершено весной 1934 года. В конце 1934 года командование военно-морского флота окончательно утвердило проект, после чего началась подготовка к строительству прототипа. 17 января 1935 года Рудлицкий подписал окончательные чертежи и передал их в опытный цех компании Lublin.

R-XX представлявшему собой большой свободнонесущий моноплан с фюзеляжем, сильно напоминавшим фюзеляж бомбардировщика R-XVIII, было суждено стать крупнейшим самолетом из числа построенных в Польше. Так как до этого в стране еще не строились гидросамолеты таких размеров, то опытно-конструкторские работы были новаторским и рискованным мероприятием с огромным объемом работ и множеством новых прочностных задач. Следствием этого стало привлечение к проекту сотрудников конструкторского бюро Рудлицкого, таких как Тессер (Teisseyre), Ланг (Lange), Медвецкий (Medwecki) и Яворский (Jaworski). Помощь в решении наиболее сложных проблем была предоставлена институтом технических исследований авиации (I.B.T.L. – Instytut Badaс Technicznych Lotnictwa) и Францишеком Яником (Franciszek Janik) – главным экспертом института в вопросах в вопросах прочности материалов.

Первоначально предполагалось использование разъемного крыла, но статические испытания выявили большие проблемы в соединениях лонжеронов, которые при нагрузке стремились к «проскальзыванию». В итоге было решено строить неразъемное деревянное крыло с размахом 25,4 м.

В ходе начального проектирования в качестве силовой установки планировалось использовать два 650-700-сильных радиальных двигателя Bristol Pegasus, которые на самолет должны были устанавливаться без капотов, однако позднее конструкция гидросамолета была значительно облагорожена в плане аэродинамики, и двигатели получили капоты и выхлопные коллекторы. Тем временем командованием польского флота в первоначальную спецификацию были внесены изменения, касавшиеся вооружения и оборудования. Это привело к дальнейшим изменениям в конструкции самолета и задержкам постройке прототипа.

Летом 1935 года – незадолго до краха компании Lublin – единственный R-XX, силовая установка которого состояла из двух 600-650-сильных радиальных двигателей Bristol Pegasus IIL2, вращавших трехлопастные металлические винты – был перевезен по железной дороге к расположенной в Пуцке (Puck) базе эскадрильи морской авиации, где самолет был собран и успешно облетан. Начальные летные испытания показали хорошие характеристики управляемости и удивительно короткую длину разбега, составлявшую лишь половину расчетной .

Заводская цена за планер прототипа с поплавками и без двигателей составляла 452292 злотых (примерно £18800). Габаритные размеры прототипа включали размах крыла 25,4 м, длину 15,9 м и высоту 6,1 м; вес с нормальной нагрузкой составлял 6000 кг.

Между тем в конце 1934 года Рудлицкий начал работы над значительно усовершенствованным серийным вариантом R-XXA. Новая модель должна была быть оснащена аэродинамически более совершенным крылом уменьшенного размаха, полностью перепроектированным фюзеляжем улучшенной формы, включавшим в себя удлиненный нос, полностью застекленные кабину экипажа и башни для установки оборонительного вооружения и свободнонесущим двухкилевым хвостовым оперением. Тяжелое стрелковое вооружение самолета должно было состоялоть из двух пулеметов и одной 20-мм пушки, размещенной в верхней башне. Двигатели должны были быть размещены в обладавшие низким сопротивлением капоты NACA; воздушные винты должны были оснащаться обтекателями втулок. Для повышения аэродинамической эффективности форма гондол двигателей была тщательно проработана. В начале 1935 года проект R-XXA был представлен командованию ВМФ Польши. В ходе последующего обсуждения представители флота рекомендовали адаптировать самолет под установку специально разработанной Святецким (Świątecki) для гидросамолетов системы бомбодержателей и сброса обычных и глубинных бомб, а также заменить двухкилевое оперение однокилевым.

Занимаясь переделками R-XXA в соответствии с указанными требованиями Рудлицкий также разработал бомбардировщик наземного базирования, являвшийся наземным вариантом гидросамолета. Этот сухопутный самолет, оснащенный заключенными в обтекатели неубирающимся шасси, предназначался для оснащения флота и должен был стать потенциальным дополнением к самолетом морского базирования и возможной альтернативой P.Z.L.30B (позднее этот самолет стал известен как L.W.S.4), разрабатывавшемуся в качестве страховки на случай проблем с программой P.37 Los.

Летом 1935 года Рудлицкий задумал еще более совершенный вариант базовой конструкции, получивший обозначение R-XXB. Новый самолет должен был отличаться рядом дополнительных аэродинамических усовершенствований. Фюзеляж R-XXB должен был иметь очень чистые линии и перепроектированную носовую часть, обеспечивавшим круговой обзор фонарем кабины экипажа и однокилевым хвостовым оперением. Расчетные пустой вес и вес с полной нагрузкой составляли 4730 кг и 7000 кг.

В начале осени 1935 года в Люблине польским флотом был размещен первый предварительный заказ на первые шесть гидросамолетов R-XXA, после чего производство должно было быть продолжено с темпом шесть машин в год с (предположительно) переключением на модель R-XXB. Стоимость полностью комплектного самолета (с двигателями и полным набором оборудования) производственной серии из 12 машин по расчетам должна была составить 690000 злотых (примерно £28700).

К сожалению, в октябре 1935 года компания Lublin обанкротилась и планы серийного производства R-XX потерпели крах. В декабре того же года компания Lublin ныла национализирована и стала люблинским авиационным заводом (L.W.S. – Lubelska Wytwórnia Samolotów). Также государство приняло все проекты Рудлицкого без согласия конструктора и выплаты ему какой-либо компенсации. R-XX был переименован в L.W.S.-1, R-XXA стал L.W.S.-1/I, а R-XXB – L.W.S.-1/II. Первоначально L.W.S. имел ограниченное участие в обоих проектах, но в попытке рационализации производства руководство завода убедило командование польского флота ограниченное производство таких крупных самолетов будет экономически невыгодным. Руководство предприятия предложило заменить L.W.S.-1 на двухпоплавковый гидросамолет L.W.S.5, являвшийся версией бомбардировщика L.W.S.4 (P.Z.L.30B) Żubr . В итоге перспективный R-XX/L.W.S.-1 был заброшен, а Żubr обернулся большим провалом, поскольку нисколько не соответствовал требованиям командования польского флота. Командование ВМФ устало от всей этой истории и 30 июля 1938 года подписал с Италией предварительный договор на поставку шести двухпоплавковых торпедоносцев-бомбардировщиков Cant Z.506B с возможностью заказа еще двенадцати машин этого типа в начале 1940 года.

Стоит отметить, что в то время как частная компания Lublin, которая по мнению главы управления авиации полковника Райского (Rayski) являлась нечестно, жадной и виновной в «расточительном управлении», желала идти вперед с R-XX, в то время как государственный концерн из соображений собственных материальных выгод выказал небольшое желание удовлетворить требования флота и заставил своего потенциального клиента закупить нужные ему самолеты за рубежом!

Техническое описание

Бомбардировщик/торпедоносец R-XX был двухпоплавковым гидросамолетом смешанной конструкции с низкорасположенным свободнонесущим крылом. Экипаж самолета составлял пять человек.

Двухлонжеронное крыло состояло из трех частей: центроплана, имевшего хорду постоянной длины и толщины, и двух консолей. Крыло состояла из деревянного силового набора и фанерной обшивки, имело относительное удлинение 7,32 (R-XXA) и было изготовлено неразъемным. Общая площадь крыла (R-XXA) составляла 76,5 м².

Фюзеляж прямоугольного поперечного сечения имел каркас, изготавливавшийся из сварных хромомолибденовых труб, и фанерную обшивку. Прототип был оснащен открытой кабиной с двойным управлением и расположением пилотов бок о бок; первый пилот располагался слева, второй пилот/штурман – справа. Оборонительное вооружение состояло из двух пулеметов Vickers F, размещенных в кольцевых установках, размещавшихся в носу и в верхней части фюзеляжа.

Фюзеляж серийной версии включал в себя деревянную опалубку, которая придавала корпусу самолета обтекаемую овалообразную форму с уплощением в нижней части, и полностью остекленную кабину экипажа. Кольцевые установки для двух пулеметов были размещены в носу и в нижней позиции, а 20-мм пушка была установлена в верхней башне. В конструкции самолета было также предусмотрено размещение пулемета в нижней части фюзеляжа и дополнительной пулеметной установки в полу его носовой части. Бомбовая нагрузка весом 1000 кг размещалась под консолями крыла и в расположенном в центральной части фюзеляжа бомбоотсеке; бомбы подвешивались к специально разработанным Святецким многозамковым держателям. Альтернативным вариантом ударного вооружения была одна 800-кг торпеда, подвешиваемая под фюзеляжем. Место радиста было размещено позади бомбоотсека. Оборудование кабины радиста состояло из всеволновой радиостанции, внутренней электропроводки к посадочным огням, необходимым для выполнения ночных полетов, установленной в полу фотокамеры и двух сигнальных пистолетов Вери (Very pistol).

Хвостовое оперение имело деревянный силовой набор и фанерную обшивку. Прототип был оснащен двухкилевым оперением с большим количеством подкосов, однако на серийной модели планировалось установить свободнонесущее однокилевое оперение.

Поплавковое шасси состояло из двух отдельных однореданных дюралюминиевых поплавков конструкции компании Short, установленных на М-образные опоры и крепившихся к нижним лонжеронам фюзеляжа.

Силовая установка прототипа R-XX состояла из двух 600-650-сильных девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Bristol Pegasus IIL2, вращавших трехлопастные металлические винты. R-XXA должен был оснащаться двумя 660-680-сильными двигателями P.Z.L. Pegasus VIII или 750-сильными двигателями Bristol Pegasus III, заключенными в обтекаемые капоты NACA.

 



 ЛТХ:
Модификация   Lublin R-XX
Размах крыла, м   25.40
Длина самолета,м   15.90
Высота самолета,м   6.10
Площадь крыла,м2   75.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4000
  максимальная взлетная   6000
Тип двигателя   2 ПД Bristol Pegasus IIL2
Мощность, л.с.   2 х 635
Максимальная скорость, км/ч   250
Крейсерская скорость, км/ч   210
Практическая дальность, км   1200
Дальность с макс.бомбовой загрузкой, км   500
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   пять 7.7-мм пулеметов Vickers-F
  до 1000 кг бомб или одна 750 кг торпеда


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Lublin R-XX
 Lublin R-XX
 Lublin R-XX
 Lublin R-XX
 Lublin R-XX

 Схемы:

 Lublin R-XX
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 Lublin R-XX   (c) Robert Gretzyngier

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный гидросамолет-бомбардировщик/торпедоносец Lublin R-XX/L.W.S.-1
Andrzej Morgala. Samoloty Wojskowe w Polsce 1924-1939
Jacek Wojcik. Encyklopedia Lotnictwa Polskiego
Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze do 1939 r.
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939
Lotnictwo 2008-04. Andrzej Olejko. Wodnosamoloty type "R" w polskim lotnictwie morskim
Kompanie Lotnicze 19. M. Konarski, A. Olejko. Polskie Lotnictwo Morskie 1920-56
Samolotypolskie.pl. Lublin R-XX, 1935 (LWS-1)


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: