В процессе оценки боевого применения всех разработок Сикорского на фронте
остро встала проблема использования самолетов для штурмовок наземных целей.
"Илья Муромец" имел хорошее оборонительное вооружение, и его иногда применяли
для подавления огневых точек противника, однако воздушный корабль нельзя было
использовать на низких высотах. Здесь "Муромец" терял свои преимущества
"летающей крепости" и "воздушного богатыря".
С учетом потребностей наземных войск и пожеланий летного состава Сикорским была
создана удивительная машина С-19 ("двухвостка"). Вся ее компоновка была
продумана для повышения боевой живучести и эффективного применения. Самолет
представлял собой двухфюзеляжный биплан с тандемной установкой на центроплане
нижнего крыла двух двигателей "Санбим" по 150 л. с. с тянущим и толкающим
винтами. Радиатор был общим для обоих двигателей. При такой установке один
двигатель закрывал другой от огня зенитной артиллерии и атак истребителей, делая
их менее результативными. Вынесение кабин вперед обеспечивало летчикам
прекрасный обзор и эффективное применение стрелковых установок. Разнесенные
кабины снижали вероятность одновременного поражения пилотов. По некоторым
сведениям, самолет имел бронирование наиболее жизненно важных частей, вооружение
до шести пулеметов. Словом, С-19 обладал всеми отличительными качествами
штурмовика: мощным вооружением, бронированием и компоновкой, обеспечивающей
максимальную живучесть и неуязвимость машины.
Два первых С-19 (No. 261 и 262), построенных в мае 1916 г., были отправлены для
испытаний в эскадру в Псков. Там им не повезло. Один потерпел аварию по ошибке
пилота, а с другого были сняты "Санбимы" для спешного приведения в боевую
готовность очередного "Муромца", прибывшего в эскадру без двигателей. Два других
С-19 (No. 263 и 264), построенных несколько позже, так и остались
невостребованными на Корпусном аэродроме, где проводились их испытания. В
частной беседе, по свидетельству С. И. Сикорского, на одном из них для улучшения
летных характеристик был поставлен третий двигатель "Санбим" на центроплане
верхнего крыла.
Оригинальная схема и компоновка С-19 ставят эту машину в ряд интереснейших
разработок того времени. И. И. Сикорский еще раз продемонстрировал свою
способность создавать самолеты любого класса и любой аэродинамической схемы. Это
был первый отечественный штурмовик. Кто знает, сложись по-другому историческая
обстановка, российская армия получила бы в 1917 г. надежное средство воздушной
огневой поддержки.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
С-19 |
Размах крыла, м |
|
верхнего |
15.86 |
нижнего |
|
Длина, м |
9.20 |
Высота, м |
4.00 |
Площадь крыла, м2 |
59.37 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
Тип двигателя |
2 ПД Sunbeam |
Мощность, л.с. |
2 x 150 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
Крейсерская скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел: |
2 |
Вооружение: |
до шести 7.7-мм пулеметов |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
С-19 |
Варианты окраски:
|
С-19
(c)
Вячеслав Чукмасов |
|
Уголок неба. 2017
|