В марте
1916 года компания Societe Pour
l'Aviation et ses Derives (SPAD)
построила на базе истребителей SPAD SA легкий
бомбардировщик-разведчик SPAD SD (или
SA.5). Бомбардировщик представлял дальнейшее развитие
самолетов SA.3 и SA.4 с улучшенной защитой задней полусферы.
Решение данной задачи при сохранении общей компоновки самолета SPAD SA.4
потребовало полной переделки его конструкции – это была не модификация,
а совершенно новый тип. Основные изменения по отношению к конструкции самолета SPAD S.A.4:
-
все размеры и площадь крыла увеличены;
-
установлен 12-цилиндровый V-образный
двигатель водяного охлаждения Renault 12
мощностью 220 л.с., затем двигатель заменили на 12-цилиндровый V-образный
двигатель Panhard мощностью 240 л.с. ;
-
установлен воздушный винт увеличенного диаметра (так же, как и на предыдущих
самолетах этой схемы – 2-лопастный тянущий);
-
в связи с увеличением длины мотора плоскость воздушного винта сместилась вперед;
-
на бортах фюзеляжа установлены радиаторы системы охлаждения мотора (есть фото с
правого борта, где радиатор виден, левый борт не просматривается);
-
в связи с тем, что мотор Renault 12 имел существенно большую длину и полностью
отличающееся крепление к каркасу, сделан новый удлиненный мотоотсек и капот
(последний состоял только из плоских крышек);
-
увеличены емкости топливной и масляной систем;
-
сделана полностью новая электросистема (на моторе Renault 12 было более мощное
магнето);
-
бипланная коробка крыльев сделана двухстоечной (по две парных II-образных стойки
с каждой стороны от ПСС в консольных частях с жесткими стяжками в зоне
скрещивания растяжек между стойками);
-
сделан новый "кабан", состоящий из двух трубчатых конструкций в виде
перевернутых литер W, которые были расположены перпендикулярно ПСС и
поддерживали среднюю часть верхнего крыла под I и II лонжеронами;
-
изменена форма в плане верхнего крыла (элероны сделаны расширяющимися к законцовкам; подреза под воздушный винт в средней части передней кромки нет, но
есть выступающие части справа и слева от ПСС в виде "криволинейного
треугольника", к передним точкам которых крепится кронштейн, поддерживающий
носовую гондолу сверху; изменена форма подреза средней части задней кромки
верхнего крыла – он расширен и стал округлым);
-
изменено верхнее крепление носовой гондолы (для того, чтобы обеспечить установку
воздушного винта на новой позиции перед передней кромкой крыла вместо двух тяг,
идущих от углов выреза в передней кромке верхнего крыла и сходящихся на верхней
точке противокапотажной стойки гондолы, сделана единая П-образная конструкция из
трубы овального сечения, крепящаяся к выступам на передней кромке верхнего крыла
и к верхней точке противокапотажной стойки гондолы);
-
сделана новая гондола с увеличенной длиной и измененной конструкцией
противокапотажной стойки (она была дугообразной);
-
изменена конструкция основного фюзеляжа (длина увеличена, конструкция усилена,
шпангоуты No. 1 и 2 вновь сделаны чисто прямоугольными без округлых выступов по
бокам, за кабиной пилота сделана кабина хвостового стрелка (экипаж увеличен до
трех человек);
-
площадь оперения увеличена;
-
сделан новый стабилизатор с формой в плане, близкой к треугольной (по
конструкции напоминал SPAD тип А и S.A.1, но был больше по площади);
-
сделано новое шасси с увеличенной высотой колесами больших размеров, усиленными
стойками и удлиненными кронштейнами для крепления нижних стоек передней кабины
(это было необходимо, т.к. плоскость воздушного винта сместилась вперед);
-
хвостовой костыль и его амортизация усилены;
-
в задней кабине установлена турель (ее конструкция полностью отличалась от
носовой) с пулеметом, которой управлял стрелок – пилот не отвлекался на ведение
огня, как в самолете SPAD S.A.4 (S.G.S.A.) и комплект органов управления
по-видимому был один (хотя носовая гондола была удлиненной как на самолете SPAD
S.A.4 (S.G.S.A.) и позволяла установить второй комплект).
Результатов
испытаний самолета и сведений о летных
данных не сохранилось, однако можно предположить,
что маневренность еще более ухудшилась из-за роста разноса масс. Защита
сзади улучшилась, однако не известно, испытывалось ли собственно
вооружение – на единственном найденном снимке самолет без пулеметов.
По тактико-техническим данным самолет уступал новым армейским
двухместным многоцелевым самолетам, которые начали появляться в
конце 1915 года и в начале 1916 года, на
вооружение он принят не был и в серию не запускался.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SPAD SD |
Размах крыла, м |
9.55 |
Длина, м |
7.30 |
Высота, м |
2.60 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Panhard |
Мощность, л.с. |
1 х 240 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
Крейсерская скорость , км/ч |
|
Продолжительность полета, ч.мин |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
два синхронизированных 7.7-мм пулемета Vickers легкие
бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|