Основанная в июне 1925 года марсельская компания SPCA (Société Provençale de
Constructions Aéronautiques) начала свою деятельность с производства трех
летающих лодок Météore 63, разработанных швейцарцем Л. Д. Сантони (L.D. Santoni),
который до этого работал в компании CAMS. Эти трехмоторные летающие лодки имели
некоторый успех на пассажирских трассах между Францией и Ливаном.
Разработанная г-дами Поланом (Paulhan) и Пийаром (Pillard) трехмоторная летающая
лодка-моноплан SPCA type 10 была первым на 100% самолетом компании, которая
оказалась для SPCA болезненной неудачей. SPCA type 20 был не намного успешнее…
Выпущенная в 1927 году программа разработки бомбардировщиков и торпедоносцев
морской авиации требовала создания гидросамолетов двух типов: для действий в
открытом море и в прибрежной зоне.
В соответствии с требованиями программы для действий в открытом море были
созданы шести самолетов: четырехмоторные Bernard H 340, SAB AB 21, Latécoère
550 и двухмоторные Farman 311, CMS 60 и SPCA II (к ним можно добавить LeO 204,
являвшийся установленным на поплавки LeO 203). На все эти машины были
заключены контракты, но большая часть этих гидросамолетов была неудачной.
SPCA II (или SPCA PP 20), разработанный марсельской компанией в сотрудничестве с
Альфонсом Телье (Alphonse Tellier), имел передовую конструкцию для поплавковых
гидросамолетов, выполнявщих функции бомбардировщиков и торпедоносцев.
С большой долей вероятности такой крупный гидросамолет как SPCA PP 20, имевший
размах крыла 26 метров, взлетный вес 7 тонн и двухпоплавковое шасси, должен был
использоваться в качестве ночного бомбардировщика - вариант BN4 (четырехместный
ночной бомбардировщик) с колесным шасси.
В носовой и центральной частях фюзеляжа гидросамолета располагались рабочие
места четырех членов экипажа: первого стрелка, пилота, штурмана и второго
стрелка.
Крыло самолета имело толстый профиль и трапециевидную в виде сверху форму;
силовой набор крыла был дюралюминиевым, в обшивке крыла использовалось полотно.
Силовая установка гидросамолета состояла из расположенных на передней кромке
крыла двух радиальных девятицилиндровых двигателей воздушного охлаждения
Gnome-Rhône Jupiter, развивавших мощность 480 л.с. и вращавших четырехлопастные
деревянные винты. Эти винты представляли собой сборку двух двухлопастных винтов,
установленных друг относительно друга под углом 90º.
В 1928 году этот гидросамолет, способный нести 1300 литров топлива и 1500 кг
полезной нагрузки, был заказан министерством авиации в количестве двух
экземпляров, за которые комиссия по контрактам заплатила 4076000 франков.
В пятницу 22 июня 1928 года летчик Бурри (Burri) и механик Мимоло (Mimolo)
впервые подняли в небо первый гидросамолет данного типа. После 55-минутного
полета SPCA II type 20 совершил посадку. Во время следующих полетов постепенно
были сделаны следующие выводы: угол атаки стабилизатора был слишком мал,
управление было жестким и были обнаружены небольшие трещины в винтах недалеко от
ступиц.
После замены винтов, регулировки стабилизатора и установки статической
стабилизации руля направления путем установки боковых дефлекторов типа "садовая
скамейка" ("banc de jardin") гидросамолет был готов начать свой девятый
испытательный полет.
В этот день 1 августа 1928 года помимо Бурри и Мимоло на борту SPCA II type 20
были инженер-испытатель Ламуре и представитель SPCN г-н Перро (Perrot). Газ был
полностью открыт, и гидросамолет начал набирать скорость и вышел на редан.
Однако как только SPCA II type 20 оказался в воздухе, он, несмотря на все усилия
Бурри по отклонению рулей направления, начал переходить в крутое пике. Это было
ровно в 16 часов. Вскоре Бурри удалось начать восстановление положения, но
законцовка правой консоли и затем машины коснулись воды. Гидросамолет
скапотировал и затонул в 500 метрах от порта Ла-Сьота (La Ciotat).
Инженер Перро не смог быстро покинуть самолет и получил обморок от купания, в то
время как остальные три члена экипажа отделались синяками и незначительными
травмами.
Когда несколько дней спустя самолет был поднят из воды, то с удивлением было
обнаружено, что вместо установленного по просьбе Бурри угла атаки стабилизатора
40” был ошибочно установлен 1’20”. Таким образом, оперение создавало подъемную
силу и неизбежно нарушало продольную устойчивость.
К этому времени был изготовлен второй экземпляр самолета данного типа, который
перед его первым полетом, состоявшимся 14 октября 1930 года, был дополнительно и
весьма тщательно проверен. В ходе данной проверки не было обнаружено никаких
причин для критики. От первого самолета второй отличался установленными под
фюзеляжем килем и рулем направления, который по-прежнему не имел компенсации.
Чтобы избежать новых неудач деревянные четырехлопастные винты, установленные на
первом прототипе, были заменены на металлические трехлопастные. И, наконец,
законцовки крыла были сделаны прямыми.
Получив зарезервированный номер гражданской регистрации F-AKAX, второй прототип
гидросамолета впервые взлетел 14 января 1931 года, и 14 апреля были проведены
контрольные испытания. Тестирование с полной нагрузкой было выполнено в
Сен-Рафаэле (St-Raphaël), но в итоге штаб ВМФ Франции отказался принимать
самолет на вооружение. Как и в случае с SPCA I двигатели были установлены
слишком близко к толстому крылу, становясь своего рода воздушными тормозами.
Акцент в программе создания гидросамолетов-торпедоносцев был смещен в сторону
одномоторных машин прибрежного класса, одна из которых – Latécoère 290 – был
запущен в серийное производство. Ни один из гидросамолетов для действий в
открытом море не был запущен в серийное производство.
Заброшенный SPCA II type 20 (F-AKAX) остался в Сен-Рафаэле, где его карьера
закончилась бесславно.