Уголок неба ¦ Туполев ТШ-Б

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой бомбардировщики
   ТШ-Б
       
Разработчик: Туполев
Страна: СССР
Первый полет:
Тип: Тяжелый штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В декабре 1928 г. НК УВВС КА обратился к А. Н. Туполеву с предложением проработать вопрос о постройке бронированного штурмовика на основе разведчика Р-3ЛД (модификация все того же Р-3 под французский мотор Lorraine-Dietrich мощностью 450 л. с.), запущенного к этому времени в массовое производство на заводе № 22 в Филях.

На переделку Р-3ЛД в бронированный штурмовик отводился срок до 1 мая 1930 г.

Разработкой штурмового варианта Р-3ЛД, получившего обозначение ШР-3, занимался А. И. Путилов Бронирование на этом самолете выполнялось по типу "бронекорыта" с толщиной стенок 4 мм.

Бронекорыто прикрывало экипаж, мотор и бензобаки спереди, сбоку и снизу Броня не входила в силовую схему штурмовика и являлась факти чески дополнительной нагрузкой весом более 400 кг.

Вместе с 200-кг бомбовой нагрузкой это было слишком много для Р-ЗЛД - все летные характеристики машины (по подсчетам А. И. Путилова) значительно ухудшались, особенно в отношении продольной устойчивости (центровка самолета становилась опасной для полетов).

От дальнейших работ по этому проекту отказались и все усилия туполевцы сосредоточили на бронированном ТШ-Б (ТШ-1, заводское обозначение АНТ-17).

Работы по штурмовику ТШ-Б велись в порядке модификации серийного бомбардировщика ТБ-1. ТШ-Б представлял собой двухмоторный четырехместный самолет с неубирающимся шасси, мощным стрелково-пушечным вооружением и сильной броневои защитой

Броней (толщина 3,5-4,5 мм) были защищены все жизненно важные час ти машины рабочие места пилота, штурмана-бомбардира, двух стрелков, а также моторы и бензобаки.

Общая масса брони составляла около 1000 кг, из них только 380 кг входили в силовую схему конструкции самолета.

Параллельно велась проработка не скольких вариантов компоновки самолета с разными вариантами нагрузок и бронирования под моторы М-34 750 л с (4 варианта), Isotta-Fraschim "ASSO" 800 л. с. (3 варианта), BMW-6 730 л. с. (3 варианта) и BMW-9 800 л с (2 варианта). Лучшим оказался варианте моторами "ASSO".

С целью облегчения машины про водились опыты по использованию в конструкции самолета фанеры, армированной броней.

Рассматривались и различные ва рианты стрелково-пушечного и бомбового вооружения.

Один из вариантов вооружения (в случае установки на самолет двух моторов М-34) предполагал для стрельбы вперед использовать две 37-мм авиационные динамо-реактивные пушки (ДРП) конструкции Л.В. Курчевского АПК-4 (или одну 76-мм динамо-реактивную пушку,также конструкции Л.В. Курчевского) и четыре пулемета ПВ-1 калибра 7,62 мм.

Оборонительное вооружение предусматривало использование двух скорострельных пулеметов ДА калибра 7,62 мм, размещенных по одному на передней и задней турелях. Бомбовая нагрузка составляла 800 кг. Взлетный вес машины - около 8000 кг.

Надо признать, выбор динамо-реактивных пушек в качестве вооруже ния штурмовика был все же неудачным. Начальная скорость снарядов ДРП была очень низкой что неизбежно сказывалось на точности стрельбы.Кроме того, этим пушкам были присущи такие серьезные конструктивные недостатки, как разрыв стволов при стрельбе и разрушение элементов конструкции самолета в результате выстрела Мал был и боекомплект к пушкам Впоследствии это привело к отказу от использования динамо-ре активных пушек в авиации.

Несмотря на большой объем изыскательской работы и значительные усилия конструкторов, довести ТШ-Б до требуемого уровня не удалось.

Мощность моторов и удельные весовые и прочностные характеристики брони и другие конструкционные материалы явно не соответствовали поставленной задаче, и трудности, встреченные конструкторами на сво ем пути, оказались непреодолимыми.

В этой связи 21 июня 1931 г. на расширенном заседании НТК ВВС и ЦАГИ А. Н. Туполев доложил, что заданные НТК летно технические данные ТШ-Б не могут быть осуществлены ввиду большой массы неработающей навесной брони и отсутствия моторов мощностью в 1300 л. с.

В качестве альтернативы А. Н. Туполев предложил приспособить двухмоторный разведчик Р-6 для действий в качестве штурмовика. Военные с предложением А. Н. Туполева согласились, установив срок предъявления новой машины (заводское обозначение АНТ-18) на государственные испытания к 1 января 1932 г. Позже, из-за отсутствия моторов необходимой мощности, постройка штурмовика на базе Р-6 также была прекращена.

Отметим, что известный конструктор В. С. Вахмистров в развитие идеи создания тяжелого самолета поля боя на базе серийного бомбардировщика в начале 1930 г. установил вертикально в фюзеляже самолета ТБ-1 стреляющую вниз динамо-реактивную пушку калибра 76 мм, предназначенную для поражения наземных целей.

ДРП крепилась на специальном "пауке", укрепленном на балках бомбодержателей типа ДЕР-9 у левого люка. В фюзеляже было прорезано окно с усиленными обводами. Сопло ДРП выступало сверху на 200 мм, а дульная часть выходила из люка на 500 мм.

На земле Вахмистров произвел два выстрела. С этой целью под самолетом была вырыта яма глубиной два метра и площадью 1 м2. После второго выст рела вырвало часть обшивки фюзеляжа, в кабине бомбардира выбило два окна, образовалась небольшая пробоина в фюзеляже.

Было принято решение о нецелесообразности дальнейших испытаний ДРП на ТБ-1. Полагали, что имело смысл продолжить их на самолете Р-7. Сведений о продолжении этих работ не найдено.

Заметим, что если бы стрельба производилась в воздухе, то следовало ожидать, что вследствие отсутствия "отражателя" таких сильных разрушений не последовало бы.

Надо сказать, предложение Вахми-строва было единственным разумным применением ДРП в авиации.

Напомним, что к концу войны немцы использовали подобную идею для создания противотанкового варианта самолета Fw-190. Подуглом 70° к вертикальной оси ставилась батарея из шести ДРП калибра 76 мм. Оригинальной в этой установке была прицельная система, реагирующая на магнитное поле танка. Довести идею "до ума" немцы не успели.




 ЛТХ:
Модификация   ТШ-Б
Размах крыла, м   28.70
Длина, м   18.00
Высота, м  
Площадь крыла, м2   120.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4960
  нормальная взлетная   7980
Тип двигателя   2 ПД Isotta-Fraschim ASSO
Мощность, л.с.   2 х 800
Максимальная скорость , км/ч   218
Крейсерская скорость , км/ч   196
Практическая дальность, км   450
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   4
Вооружение:   одна 76-мм динамо-реактивная пушка, четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1, два 7,62-мм пулемета ДА
  800 кг бомб


 Доп. информация :


  Схемы:

 Первый вариант ТБ-Ш (АНТ-17)
 Вариант ТБ-Ш на базе ТБ-1 (АНТ-18)

 



 

Список источников:

Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии
Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Самолеты поля боя
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: