В декабре 1917 года немецкий военно-морской флот заказал у компании Staaken
два гидросамолета, получивших военные номера 8301 – 8302. В январе 1918 года
последовал дополнительный заказ на четыре слегка улучшенных гидросамолета,
получивших военные номера 8303 – 8306. В конструкции этих машин были
использованы уроки, полученные во время обширной программы испытаний
гидросамолета Staaken L.
Хотя общая компоновка осталась без изменений, основной модификацией стало
повышение фюзеляжа относительно нижнего крыла на несколько футов с размещением в
межкрыльевом пространстве по типу двухместного истребителя Bristol Fighter.
Данное конструктивное решение с подъемом фюзеляжа и хвостового оперения выше над
водой обеспечивало им лучшую защиту от брызг и болтанки в бурном море.
Передняя часть фюзеляжа была изменена для установки носовой стрелковой позиции.
Для сохранения пространства в носовом отсеке турельная пулеметная установка
размещалась на уровне верхних фюзеляжных лонжеронов. Для обеспечения
беспрепятственного обзора во всех направлениях через всю носовую часть фюзеляжа
проходила цепочка окон из целлона. В носовом отсеке перед местами двух пилотов
размещался бомбосбрасывающий механизм, предназначенный для сброса 10-кг бомб,
размещенных в двух контейнерах по обеим сторонам отсека. Также в носу были
расположены якорная лебедка и трос достаточных размеров для подъема подвешенного
впереди небольшого якоря. Складная мачта антенны позволяла передавать
радиосигналы, когда самолет находился на плаву.
Во всех других отношениях в машинах Staaken 8301 и 8303 использовались последние
усовершенствования, внесенные в конструкцию последних разработанных компаний
Staaken наземных самолетов R-класса. Крылья и их поверхности управления
напоминали крылья Staaken R.XIV; хвостовое оперение было оснащено
аэродинамически сбалансированными рулями высоты. Также как и на Staaken R.XIV
пулеметные позиции были размещены как на верхнем крыле, так и в верхней и нижней
фюзеляжных позициях. В задней части самолета было предусмотрено размещение двух
20-мм автоматических пушек Becker. В качестве эксперимента данные пушки
устанавливались на меньших по сравнению с самолетами R-класса машинах немецкого
ВМФ и продемонстрировали эффективное воздействие на малые корабли, подводные
лодки и самолеты противника. Экипаж самолета состоял из пяти человек, что было
меньше, чем на созданных компанией Staaken машинах наземного базирования.
Уменьшение экипажа и как следствие снижение веса позволило взять на борт больше
топлива. Staaken 8301 и 8303 были оснащены двенадцатью 300-литровыми топливными
баками, позволявшими выполнять полет продолжительностью 9 – 10 часов; полет
выполнялся на крейсерской скорости при четырех работающих двигателях.
Staaken 8301 совершил первый полет летом 1918 года в конфигурации самолета
наземного базирования: на машину были установлены стандартные основные стойки,
стоявшие на других самолетах компании. Однако вследствие более высокого
расположения фюзеляжа вспомогательная носовая стойка была удлинена. После
завершения начальных испытаний Staaken 8301 был установлен на дюралевые
поплавки, которые были немного больше и устанавливались несколько иначе, чем
поплавки гидросамолета Staaken L. Поплавки были разделены на двенадцать
герметичных отсеков, обеспечивавших локализацию распространения воды при
повреждениях.
Staaken 8301 а позднее и Staaken 8302 были отправлены в Варнемюнде (Warnemünde)
для прохождения военно-морских испытаний. Программа испытаний этих самолетов
была прервана окончанием войны и считается, что военно-морской флот не принял на
вооружение эти машины. После войны союзная военно-морская комиссия,
инспектировавшая базы ВМФ Германии, была поражена гигантскими размерами Staaken
8301 и Staaken 8302. Кто-то из членов комиссии написал, что эти машины затмевали
более двухсот самолетов, находившихся в те дни в Варнемюнде.
Вскоре после Staaken 8301 была заказана немного улучшенная серия Staaken 8303,
которая так и не была поставлена флоту. Две завершенные машины – Staaken 8303 и
Staaken 8304 – были обнаружены межсоюзной контрольной комиссией (Inter-Allied
Control Commission – I.A.C.C.) в расположенном в потсдамском Вильдпарке (Wildpark)
гидросамолетном ангаре компании Staaken. Следует отметить, что в одном из
докладов I.A.C.C., которые не всегда отличались надежностью, утверждалось, что
три гидросамолета R-класса компании Staaken разбились во время испытаний.
Наиболее заметным изменением, которым отличались машины Staaken 8303, было
возвращение к крылу с небольшой стреловидностью подобному тому, что
устанавливалось на Staaken R.XIV.
На начальном послевоенном этапе Staaken 8301 и возможно Staaken 8303 и Staaken
8304 использовались для проведения регулярных воскресных экскурсий между
Берлином и популярным германским морским курортом Свинемюнде (Swinemünde).
До сих пор гидросамолеты R-класса компании Staaken являются крупнейшими
поплавковыми машинами из числа построенных. В 1914–15 годах Игорь Сикорский по
заказу Русского Императорского флота установил на поплавки свой бомбардировщик
«Илья Муромец», а Джованни Капрони переделал в гидросамолет свой знаменитый
триплан, но ни один из них не мог сравниться по габаритам с машиной компании
Staaken. После 1917 года появились гидросамолеты, которые превзошли машины
компании Staaken по весу, но рекордный размах крыльев среди гидросамолетов до
сих пор принадлежит Staaken 8301 и Staaken 8303.
(c) alternathistory.org.ua