В 1917 году появился наиболее
совершенный по своим характеристикам бомбардировщик Цеппелина -
R.XIV. Он был самым крупным и тяжелым аэропланом эпохи Первой
Мировой войны, настоящим шедевром тогдашнего авиастроения. В воздух
его поднимали пять 260-сильных "Майбахов",
четыре из которых были размещены в тандемных крыльевых установках, а
пятый - в носу фюзеляжа. Относительно высокая энерговооруженность
позволяла гиганту нести фантастическую по тем временам боевую
нагрузку - свыше 4 тонн. Для сравнения: "Илья Муромец" поднимал до
500 кг бомб, а лучшие английские и французские тяжелые
бомбардировщики - чуть больше тонны. Объем бензобаков был
значительно увеличен, в результате чего почти на треть повысилась
дальность полета - дальность полета со стандартной нагрузкой в две
тонны бомб составляла 1300 километров.
В конструкции машины
преобладал дюралюминий. Носовая часть фюзеляжа и мотогондолы
покрывались гладкими металлическими листами. На остальных
поверхностях сохранялось полотно. Для повышения курсовой
устойчивости площадь центрального киля была увеличена. Крылья и
стабилизатор остались неизменными, но элероны получили роговую
аэродинамическую компенсацию. Численность экипажа составляла 7
человек, вооружение - 4 пулемета "Парабеллум".
Первый
R.XIV (серийный номер R.43/17)
был закончен только в феврале 1918 года. Первоначально
он был оснащен двигателями Austro-Daimler
мощностью 350 л.с. В ходе испытаний на нем испытали новые 300-сильные
двигатели Basse & Selve BuS.IVa, но окончательный вариант получил
проверенные Maybach Mb.IVa. Снижение суммарной мощности двигателей
потребовало установку дополнительного пятого двигателя в носовой части
бомбардировщика.
В
начале 1918-го
истощенная войной и страдающая от нехватки сырья германская
авиапромышленность уже с большим трудом осиливала выпуск столь
сложных и дорогих аппаратов, как "ризены". Поэтому до конца
войны немцы сумели построить всего 3 экземпляров "R-четырнадцатого"
(R.43, R.44 и
R.45). Первые две машины использовались на Западном
фронте в составе Rfa 501, а последний на
Восточном. В ходе боевых действий были уничтожены R.43
и R.45.
После войны немецкие тяжелые
бомбардировщики еще некоторое время использовались для почтовых и
пассажирских перевозок. Известно, что по крайней мере один из
"Цеппелинов" (R.44) в 1919 году совершал полеты в город Каменец-Подольск
для связи с руководством Украинской Народной Республики. Затем все
они были уничтожены по требованию стран-победительниц.
Летом 1918
года на заводе "Цеппелин-Штаакен" начали строится
четыре (R.69 - R.72) модифицированных варианта
самолета - R.XIVa. Для улучшения летных
характеристик самолет значительно облегчили, в частности были
сняты пулеметы с крыльев. Кроме того двигатели получили редукторы. Еще
три машины (R.84 - R.86) должны были быть
построены по лицензии на заводе Schutte-Lanz, но ни одна не была
закончена.
До конца войны успели построить только три экземпляра.
Ни один из них не принимал участие в военных действия. В 1919 году
R.69 был зафрахтован правительством
Украинской Народной Республики, но вскоре был арестован
вблизи Вены и передан Италии. R.70 и R.71
так же совершали полеты из Германии на Украину. Первый
впоследствии был реквизирован правительством Румынии, а второй
разбился и сгорел.