В январе 1936 г. департамент авиации чехословацкого Министерства Народной
Обороны (MNO) разработал программу модернизации самолётного парка ВВС (CSVL), в
соответствии с которой предстояло построить несколько новых самолётов различного
назначения. В их числе была спецификация на средний двхмоторный бомбардировщик с
высокими лётными данными, способный действовать как днём, так и ночью,
первоначально получивший обозначение Type IV. Окончательно техническое задание
было оформлено в августе 1936 г. и без промедления выдано нескольким авиафирмам.
Исходя из текущих требований фирма Letov представила проект S-43, фирма Aero на
основе более раннего проекта А-206 приступила к разработке самолёта А-300, а
фирма CKD-Praga - проект Е-48. В свою очередь фирма Avia представила сразу два
проекта бомбардировщиков, проектирование которых проходило под руководством
инженеров Франциска Новотного и Роберта Небесара. Самолёт Новотного, проходивший
под обозначением В-36, был среднепланом с убираемым шасси и двумя рядными
двигателями Hispano-Suiza HS12Ydrs. Проектная скорость В-36 составляла 450 км\ч,
бомбовая нагрузка - 1200 кг. В то же время Небесар, приняв за основу нереализованный проект В-58, ещё в мае
1936 г. разработал новый цельнометаллический бомбардировщик В-158, который при
тех же двигателях мог развивать скорость до 482 км\ч. Учитывая хоть и небольшое, но все-таки увеличение скоростных показателей,
руководство Avia отдало предпочтение проекту В-158, постройку которого начали в
конце 1936 г. По схеме это был моноплан с низкорасположенным крылом типа
"обратная чайка", в местах излома которого устанавливались двигатели HS 12Ydrs.
Основные стойки трехопорного шасси полностью убирались в ниши за мотогондолами.
Хвостовое оперение, частично для увеличения секторов обстрела, выполнили
двухкилевым. Экипаж самолёта состоял из четырех человек: пилота,
штурмана-бомбардира, стрелка и радиста. Оборонительное вооружение состояло из
трёх 7,92-мм пулеметов с 1000 патронами на ствол. Прототип В-158 с номером S28 был полностью готов к полётам 11 ноября 1937 г.
Пока шла его постройка, было принято решение опытный образец выполнить в
варианте четырехместного разведчика с фюзеляжными фотокамерами и возможностью
размещения в бомбоотсеке десяти осветительных бомб. Когда самолёт поднялся в
воздух оказалось, что масса бомбардировщика была на 640 кг выше проектной, а
скорость составила всего 435 км\ч. Ожидания конструкторов, таким образом,
оправдались лишь отчасти. В срочном порядке подготовили рабочие чертежи для
бомбардировочной модификации В-158В. Экипаж самолёта уменьшили до трёх человек,
заодно сократив количество оборонительных пулеметов до двух. В бомбоотсеке
теперь можно было разместить 500 кг бомб, а на внешней подвеске одну 500-кг или
две 250-кг бомбы. Проект получил одобрение, но остался только на бумаге. Испытания В-158 с переменным успехом продолжались да марта 1939 г., но уже тогда
стало ясно, что победителем конкурса будет объявлен бомбардировщик Aero A-300.
Впрочем, Принятию на вооружение обоих самолётов помешала оккупация Чехословакии.
Немецкие специалисты заинтересовались чехословацкими разработками, разрешив
впоследствии продолжить работу по некоторым из ним, однако бомбардировщиков
А-300 и В-158 это решение не коснулось. Летом того же года на В-158 нанесли
немецкие опознавательные знаки и перегнали в испытательный центр в Рехлине, где
на нём провели серию тестовых полётов. Поскольку бомбардировщик показал
посредственные лётные данные его испытания вскоре завершили и в 1940 г.
разобрали на металл.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
B-158 |
Размах крыла, м |
16.00 |
Длина, м |
12.00 |
Высота, м |
5.20 |
Площадь крыла, м2 |
42.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4300 |
нормальная взлетная |
4093 |
Тип двигателя |
2 ПД Avia (Hispano-Suiza) HS-12Ydrs |
Мощность, л.с. |
2 х 860 |
Максимальная скорость , км/ч |
435 |
Крейсерская скорость , км/ч |
405 |
Практическая дальность, км |
1850 |
Практический потолок, м |
8500 |
Экипаж, чел |
3-4 |
Вооружение: |
пять 7,92-мм пулеметов wz. 30
бомбовая нагрузка - до 1000 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|