Первоначальный успех бомбардировщика В-18, обошедшего в конкурсе Boeing В-17,
был обусловлен в первую очередь хорошей технологичностью конструкции,
доставшейся ему в наследство от лайнера DC-3. Однако через два после принятия
В-18 на вооружение стало ясно, что его характеристики совершенно не
соответствуют требованиям времени. Инженеры фирмы Douglas в 1938 г. предложили
доработанный вариант самолёта, оснащенного двигателями Wright R-2600-1 мощностью
1600 л.с. Этот бомбардировщик, названный ХВ-22, показал некоторое улучшение
лётных данных, хотя уже тогда было очевидно, что путем простого наращивания
мощности двигателей решить поставленную задачу не реально. Из конструкции
B-18A\DC-3 и так выжали все что можно, поэтому Дуглас предложил разработать
параллельный проект с теми же моторами, но со значительно переработанным
фюзеляжем и вертикальным оперением, и усиленным крылом. Проект приняли к
рассмотрению и присвоили ему обозначение В-23 (позже к нему добавилось имя “Dragon”).
В конце 1938 года USAAC пересмотрел ранее выданный контракт АС9977 на поставку
партии из 38 В-18А, вместо них предполагалось получить такое количество В-23,
которым уже были присвоены серийные номера от 39-027 до 39-064. Так как
конструкция нового бомбардировщика не претерпела глобальных изменений от
строительства опытных образцов решили отказаться.
Первый серийный В-23 был завершен с постройкой в июле 1939 г. От В-18А он
отличался более узким фюзеляжем с высоким килем и рулем высоты, абсолютно новыми мотогондолами с двигателями R-2600-3 и хвостовой пулеметной точкой. Шасси
выполнили полностью убираемым, причем хвостовое колесо также убиралось в
специальную нишу. Носовая часть бомбардировщика не имела остекления и стрелковой
точки, поскольку предполагалось, что обладая более высокой скоростью В-23 сможет
уклониться от боя с истребителями на встречных курсах. Дополнительное стрелковое
вооружение состояло из двух 7,62-мм пулеметов в фюзеляже и одного переносного
12,7-мм пулемета. Бомбовая нагрузка массой до 907 кг (максимальная – 1996 кг)
размещалась в бомбоотсеке. Экипаж бомбардировщика включал шесть человек: пилот,
бомбардир, штурман, радист, техник и стрелок.
Самолёт перевезли на авиабазу Кловер Филд, где с 27 июля начали проводить его
испытания. Надежды Дугласа оправдались, правда не полностью. Бомбардировщик и
вправду показал хороший прирост в скорости, на 100 км\ч обойдя В-18А, однако к
этому времени истребители ушли далеко вперед, сделав таким образом все
проведенные доработки не актуальными. Кроме того, по дальности В-23 сильно
уступал четырехмоторным бомбардировщикам В-17 и В-24.
Авиационный Корпус согласился на поставку остальных 37 самолётов и больше
заказов на В-23 не последовало. Все самолёты, кроме первого, были направлены в
17-й бомбардировочной группы, где они в период с февраля по сентябрь 1940 г.
постепенно заменили А-17А. Их строевая карьера оказалась весьма недолгой. В 1941
году В-23 были вытеснены более совершенными В-25, после чего морально устаревшие
бомбардировщики передали в 12-ю и 13-ю бомбардировочные группы. В боевых
действиях они не участвовали, но в начале декабря 1941 года несколько В-23
привлекались для патрулирования тихоокеанского побережья. Многие самолёты
впоследствии были задействованы для различного рода вспомогательных целей.
Первой их такой ролью стало обучение экипажей бомбардировщиков. Затем возникла
идея приспособить В-23 для выполнения транспортных задач. По крайней мере 18
самолётов (номера 39-029, 031, 034, 035, 039, 041, 043, 044, 047, 054-059, 061,
063, и 064) в 1941 г. переоборудовали в транспортно-курьерские, изменив их
обозначение на UC-67. Ещё два бомбардировщика приняли участие в экспериментах по
буксировке планеров (30-028), установке дистанционно управляемых башен Emerson
Electric (также 39-028) и двигателей R-2800-5 (39-032). В 1941-1942 гг.
бомбардировщик с номером 39-053 был переоборудован в самолёт-диспетчер,
контролировавший полёт самолётов-мишеней Culver PQ-8.
После войны ставшие ненужными В-23 и UC-67 продали в частные руки. Многие из них
силами технического отдела компании Pan American впоследствии были доведены до
стандарта коммерческих самолётов, вместо бомбоотсека получив пассажирский салон
на 12 человек с туалетом и средствами обслуживания. Эти самолёты отличались
удлиненной носовой частью и дополнительными иллюминаторами по бортам. Некоторые
из них летали до конца 1970-х гг., а до настоящего времени сохранилось четыре
бывших бомбардировщика, находящихся сейчас в авиационных музеях США.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
B-23 |
Размах крыла, м |
28.04 |
Длина, м |
17.80 |
Высота, м |
5.63 |
Площадь крыла, м2 |
92.25 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
8659 |
нормальная взлетная |
14696 |
Тип двигателя |
2 ПД Wright R-2600-3 Cyclone 14 |
Мощность, л.с. |
2 х 1600 |
Максимальная скорость , км/ч |
454 |
Крейсерская скорость , км/ч |
338 |
Практическая дальность, км |
2253 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
9630 |
Экипаж, чел |
4-5 |
Вооружение: |
три 12,7-мм пулемета в хвостовой части фюзеляжа и
три 7,62-мм пулемета калибра в носовой, верхней и нижней частях фюзеляжа;
до 1996 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|