Уголок неба ¦ Consolidated B-24A Liberator

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   B-24A Liberator
       
Разработчик: Consolidated
Страна: США
Первый полет: 1939
Тип: Тяжелый бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Пока ХВ-24В испытывался, началась работа над семью YB-24 для войсковых испытаний. Те изменения, что внесли в ХВ-24В, внедрили на первом YB-24 еще до того, как он покинул заводской цех. Когда к англичанам перешли французские заказы (включавшие в это время шесть бомбардировщиков LB-ЗОА, двенадцать LB-30B и 139 разведчиков-бомбардировщиков RLB-30), руководство фирмы Консолидейтед, стремясь выполнить их побыстрее, запросило у командования Авиационного корпуса разрешение сдать британским ВВС шесть YB-24 (как LB-30A) и 12 серийных В-24А (как LB-30B). Такое разрешение было получено и машины отправили заказчику. В королевских ВВС их обозначили "Либерейтор" I. Седьмой (и последний) YB-24, переименованный просто в В-24, был готов в январе 1941 г. и в мае прошел военную приемку.

Для того, чтобы обеспечить Авиационный корпус нужным количеством "Либерейторов", американское правительство в начале 1941 г. создало специальную программу по выпуску этих самолетов. В соответствии с ней Консолидейтед начала оборудовать новый завод в Форт-Уорте, в Техасе. Фирма Дуглас открыла завод в Талсе (Оклахома), который должен был поставлять другим предприятиям отдельные узлы самолета.

Третьим участником программы стала компания Форд, обязавшаяся поставлять узлы и детали в Талсу и Форт-Уорт. В октябре 1941 г. планы изменили и Форд получила самостоятельный заказ на сборку бомбардировщиков.

В январе 1942 г. в программу включили четвертого участника. Американская фирма Норт Америкэн получила приглашение также заняться выпуском "Либерейторов". Она создала для этой цели предприятие в Далласе. В это время рассчитывали, что В-24 будут собирать Консолидейтед в Сан-Диего, Форд в Уиллоу-Ран и Норт Америкэн в Далласе. Узлы для этих заводов будут поставляться из Форт-Уорта и Талсы. Но Форт-Уорт постепенно превратился в предприятие с полным циклом. С января 1943 г. там также стали вести сборку самолетов.

Такая сложная схема производства вызвала и довольно сложную систему обозначений модификаций серийных бомбардировщиков.

Первым серийным вариантом "Либерейтора", выпущенным в Сан-Диего, фактически стал экспортный самолет. Шесть LB-30A (YB-24), были заказаны первоначально Францией, а затем перешли к англичанам. Представители королевских ВВС приняли их в декабре 1940 г.

Самолеты сдавались английским экипажам в Монреале, в Канаде. Они были практически идентичны ХВ-24 за исключением вооружения. Максимальная скорость у них составляла 451 км/ ч, практический потолок 8230 м. Хотя самолет нес шесть 7,69-мм пулеметов (в носу, бортовых люках и хвосте), специалисты британских ВВС сочли, что для боевых действий он не пригоден. Все шесть машин решили использовать как транспортные. Все вооружение с них сняли и несколько улучшили условия для экипажа и пассажиров: ввели обогрев кабины, смонтировали кислородные приборы в салоне, а также поставили антиобледенители.

Первый LB-30A с 24 марта 1941 г. начал работать на линии Монреаль-Престуик. Затем к нему присоединились другие. В августе произошли подряд две катастрофы, погибли в общей сложности 44 человека. Первая машина 10 августа врезалась на взлете в склон холма. Четыре дня спустя то же самое произошло с другой. Техника была не виновата - просто площадка не подходила для столь больших самолетов. Оставшиеся четыре машины передали авиакомпании ВОАС, где они долго и успешно летали.

Следующими сошли со сборочной линии 20 LB-30B. На самом деле это были В-24А, переданные из состава заказа Авиационного корпуса англичанам. Все эти самолеты тоже шли через Монреаль. LB-30B получили в Великобритании обозначение "Либерейтор" I. Они несли стандартное для английских ВВС вооружение, состоящее из шести 7,69-мм пулеметов: два в хвосте, один в носу, по одному в обеих бортовых точках и один в люке снизу. Большую часть этих самолетов переделали в охотники за подводными лодками. Под передней частью фюзеляжа разместили контейнер с 20-мм пушками, поставили на машины РЛС, антенны которых смонтировали в носу и на крыльях, предусмотрели подвеску в бомбоотсеке глубинных бомб. Такие самолеты получила 120-я эскадрилья Берегового командования. Они вели поиск подводных лодок в Атлантике. К лету 1941 г. все 20 ""Либерейторов" I находились в строю.

Единственный YB-24 сошел со сборочной линии вслед за LB-30B. Он был идентичен LB-30A, но нес пулеметы другого калибра: в США предпочитали менее скорострельные, но более мощные 12,7-мм "Кольт-Браунинги". Этот самолет сдали в мае 1941 г.

Летом того же года американские военные приняли восемь В-24А. Почти все их использовали также, как первые самолеты в английских ВВС - для транспортных целей (в основном для полетов через Атлантику). Два В-24А в сентябре 1941 г. доставили в Москву американскую делегацию во главе с А. Гарриманом. Две машины превратили в дальние фоторазведчики. Они должны были тайно отснять японские базы на островах Трук, Ялуит и Понапэ в Тихом океане. Но эти шпионские рейды не состоялись - японцы не оставили для этого времени. Только один В-24А успел прибыть на передовой аэродром Хикамфилд, где и был накрыт японскими бомбами в первый же день войны. Второй самолет вернули в транспортную авиацию. Там он налетал более 10 000 часов, после чего пошел на слом.

Поставлявшийся в Великобританию "Либерейтор" II, стал первым вариантом с удлиненной носовой частью. Нос удлинили примерно на 0,9 м. Причина этого кажется не очень логичной - просто президенту корпорации Р. Флиту самолет показался недостаточно изящным. Он заставил конструкторов врезать еще одну секцию перед пилотской кабиной. Значение этого шага вы-явилось значительно позже, когда дополнительный объем начали заполнять все новым и новым оборудованием.

"Либерейтор" II стал также первой модификацией, оснащенной механизированными турелями. Англичане смонтировали на них по две турели фирмы "Боултон-Пол", с четырьмя 7,69-мм пулеметами каждая. Одна стояла в кормовой оконечности фюзеляжа, а другая наверху. Гидропривод значительно облегчил работу стрелков на больших скоростях полета. В дополнение к этому машины несли спаренные 7,69-мм пулеметы в бортовых установках и одиночный - в нижней люковой. В общей сложности самолет нес 14 пулеметов. Все бензобаки и основные топливные магистрали были протестированы. Вместо винтов "Гамильтон стандард" с гидравлическим управлением, характерных для всех других модификаций "Либе-рейтора", бомбардировщик оснастили пропеллерами "Кэртис электрик" с электроуправлением. Внешне они отличались массивными вытянутыми втулками.

Первый "Либерейтор" II предъявили приемке 2 июня 1941 г. Но во время испытательного полета выпавший болт заклинил рули высоты. Произошла катастрофа. Самолет упал в бухту Сан-Диего. Все находившиеся на борту погибли, включая шеф-пилота Консолидейтед У. Уэтли. Определение причин катастрофы заняло два месяца, поэтому следующие машины начали сдавать англичанам только в августе 1941 г.

Первый из прибывших в Великоб-ританию самолетов этого типа стал персональной машиной премьер-министра У. Черчилля. На борту появилось имя "Коммандо". Именно на нем Черчилль в первый раз прилетал в Москву. В 1944 г. машина получила однокилевое оперение. Этот самолет разбился на Азорских островах в марте 1 945 г. Черчилля на борту не было - к этому времени у него уже имелся новенький Авро "Йорк".

"Либерейторами" II англичане вооружили две эскадрильи в Бомбардировочном, и три - в Береговом командовании. Бомбардировщики ввели в бой сначала на Ближнем Востоке, а затем в Бирме. Позднее самолеты этого типа разоружили и использовали как транспортные. Часть из них передали авиакомпаниям ВОАС, "Куантас" и "Саузерн кросс сервис" (две последние работали на Тихоокеанском театре). Сразу после удара по Перл-Харбору ВВС армии США (так стал именоваться Авиационный корпус с июня 1941 г.), остро нуждавшиеся в самолетах, реквизировали 75 "Либерейторов" II, еще находившиеся на заводе в Сан-Диего в разной степени готовности. Эти машины внесли в списки американской военной авиации как LB-30. Они сохранили английский камуфляж и даже английские войсковые номера в хвостовой части фюзеляжа. Американские опознавательные знаки просто нанесли поверх английских. При этом наплевали на инструкцию по правилам их размещения. Дело в том, что англичане наносили свои трехцветные круги на обеих консолях крыла сверху и снизу, а американцы свои сине-белые звезды - на левом крыле сверху и правом - снизу. Поскольку две позиции все равно пришлось бы закрашивать, на них тоже нарисовали американские опознавательные знаки.

46 самолетов реально использовались американцами, шесть разбили в авариях в период освоения (примерно за полтора месяца), а 23 все-таки отправили в Англию.

LB-30, использовавшиеся в качестве бомбардировщиков, оснащались верхней турелью Мартин А-3 с парой 12,7-мм пулеметов. Крупнокалиберные пулеметы стояли также в носу, нижнем люке и по бортам. Еще пара монтировалась в кормовой оконечности.

15 бомбардировщиков в январе 1942 г. отправили на Яву для усиления 19-й бомбардировочной группы (полка). 16 января 1942 г. LB-30 совершили первый боевой вылет. Три "Либерейтора" вместе с парой В-17 днем бомбили Кандари на острове Целебес. Налет был успешным, американцы потерь не имели. На следующий день целью стал аэродром Лангоан. Вылетели в том же составе. Бомбы сбросили удачно, но, следуя к назначенному месту посадки, два LB-30 отбились от группы и заблудились. Один самолет вынужденно сел на островке у южного побережья Борнео. Лишь через восемь дней его экипаж нашла летающая лодка. Второй исчез бесследно.

На Индо-Бирманском театре LB-30 дебютировал 2 апреля 1942 г. Один "Либерейтор" вместе с двумя В-17 атаковал вражеские суда у Андаманских островов.

Еще 17 LB-30 оснастили радиолокаторами канадского производства и включили в состав 6-й авиагруппы, охранявшей Панамский канал. Их использовали для поиска подводных лодок. Три самолета перегнали на Аляску для 28-й смешанной группы. Эти машины приняли участие в борьбе с судоходством японцев.

Те LB-30, что не стали эксплуатировать, как бомбардировщики, служили в транспортной авиации. Их полностью разоружили, заменив остекление носовой части и хвостовую стрелковую точку непрозрачными обтекателями. Та-кие машины работали на трассах через Атлантику и на Тихом океане. Последние семь уцелевших LB-30 в мае 1944 г. передали авиакомпании "Консейруэй". Там они пережили конец войны.

Всего выпустили 139 "Либерейторов" II. Один дополнительный самолет собрали на замену разбитого головного.







 ЛТХ:
Модификация   B-24A
Размах крыла, м   33.53
Длина, м   19.45
Высота, м   5.69
Площадь крыла, м2   97.36
Масса, кг  
  пустого самолета   13608
  нормальная взлетная   17849
  максимальная взлетная   24312
Тип двигателя   4 ПД Pratt Whitney R-1830-33 (S3C4-G) Twin Wasp
Мощность, л.с.   4 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   471
Крейсерская скорость , км/ч   367
Перегоночная дальность, км   6437
Практическая дальность, км   3541
Скороподъемность, м/мин   544
Практический потолок, м   9300
Экипаж, чел   7
Вооружение:

  четыре 12,7-мм пулемета (один в носовой части, один в нижней части фюзеляжа, по одному пулемету в боковых окнах) и
 два 7,62-мм пулемета в хвостовой установке.
 Liberator I - шесть 7.62-мм пулеметов Browning (два в хвостовой части, один в носовой части, по одному в каждом боковом окне и один в подфюзеляжном установке). Дополнительно в подфюзеляжном модуле было установлено четыре 20-мм пушки Hispano.
 максимально - до 1814 кг бомб


 Доп. информация :


  Фотографии:

 YB-24
 YB-24
 YB-24
 B-24A
 B-24A
 B-24A
 B-24A
 LB-30
 LB-30
 LB-30
 LB-30A
 LB-30A
 Liberator Mk.II
 Liberator Mk.II
 Кабина пилотов B-24A

  Варианты окраски:

 LB-30   RAF
 Liberator Mk.II   RAF

 



 

Список источников:

Авиамастер. Владимир Котельников. В-24 "Либерейтор"
Иван Малышев. Consolidated B-24 Liberator
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Consolidated B-24 Liberator
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Consolidated B-24А
Crowood. Martin W. Bowman. Consolidated B-24 Liberator
Squadron/Signal. Bert Kinzey. B-24 Liberator in Detail
Steve Birdsall. The B-24 Liberator
PKL. B-24 Liberator
WarbirdTech. Frederick A. Johnsen. Consolidated B-24 Liberator
Monografie Lotnicze 86-88. Krzysztof Janowicz. Consolidated B-24 Liberator
Le Fana de l'Aviation. Hors-Serie No.57. Alain Pelletier. B-24 "Liberator" Le bombardier de la victory


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: