Пока ХВ-24В испытывался, началась работа над семью YB-24 для войсковых
испытаний. Те изменения, что внесли в ХВ-24В, внедрили на первом YB-24 еще до
того, как он покинул заводской цех. Когда к англичанам перешли французские
заказы (включавшие в это время шесть бомбардировщиков LB-ЗОА, двенадцать LB-30B
и 139 разведчиков-бомбардировщиков RLB-30), руководство фирмы Консолидейтед,
стремясь выполнить их побыстрее, запросило у командования Авиационного корпуса
разрешение сдать британским ВВС шесть YB-24 (как LB-30A) и 12 серийных В-24А (как
LB-30B). Такое разрешение было получено и машины отправили заказчику. В
королевских ВВС их обозначили "Либерейтор" I. Седьмой (и последний) YB-24,
переименованный просто в В-24, был готов в январе 1941 г. и в мае прошел
военную приемку.
Для того, чтобы обеспечить Авиационный корпус нужным количеством "Либерейторов",
американское правительство в начале 1941 г. создало специальную программу по
выпуску этих самолетов. В соответствии с ней Консолидейтед начала оборудовать
новый завод в Форт-Уорте, в Техасе. Фирма Дуглас открыла завод в Талсе (Оклахома),
который должен был поставлять другим предприятиям отдельные узлы самолета.
Третьим участником программы стала компания Форд, обязавшаяся поставлять узлы и
детали в Талсу и Форт-Уорт. В октябре 1941 г. планы изменили и Форд получила
самостоятельный заказ на сборку бомбардировщиков.
В январе 1942 г. в программу включили четвертого участника. Американская фирма
Норт Америкэн получила приглашение также заняться выпуском "Либерейторов". Она
создала для этой цели предприятие в Далласе. В это время рассчитывали, что В-24
будут собирать Консолидейтед в Сан-Диего, Форд в Уиллоу-Ран и Норт Америкэн в
Далласе. Узлы для этих заводов будут поставляться из Форт-Уорта и Талсы. Но
Форт-Уорт постепенно превратился в предприятие с полным циклом. С января 1943 г.
там также стали вести сборку самолетов.
Такая сложная схема производства вызвала и довольно сложную систему обозначений
модификаций серийных бомбардировщиков.
Первым серийным вариантом "Либерейтора", выпущенным в Сан-Диего, фактически
стал экспортный самолет. Шесть LB-30A (YB-24), были заказаны первоначально
Францией, а затем перешли к англичанам. Представители королевских ВВС приняли их
в декабре 1940 г.
Самолеты сдавались английским экипажам в Монреале, в Канаде. Они были
практически идентичны ХВ-24 за исключением вооружения. Максимальная скорость у
них составляла 451 км/ ч, практический потолок 8230 м. Хотя самолет нес шесть
7,69-мм пулеметов (в носу, бортовых люках и хвосте), специалисты британских ВВС
сочли, что для боевых действий он не пригоден. Все шесть машин решили
использовать как транспортные. Все вооружение с них сняли и несколько улучшили
условия для экипажа и пассажиров: ввели обогрев кабины, смонтировали кислородные
приборы в салоне, а также поставили антиобледенители.
Первый LB-30A с 24 марта 1941 г. начал работать на линии Монреаль-Престуик.
Затем к нему присоединились другие. В августе произошли подряд две катастрофы,
погибли в общей сложности 44 человека. Первая машина 10 августа врезалась на
взлете в склон холма. Четыре дня спустя то же самое произошло с другой. Техника
была не виновата - просто площадка не подходила для столь больших самолетов.
Оставшиеся четыре машины передали авиакомпании ВОАС, где они долго и успешно
летали.
Следующими сошли со сборочной линии 20 LB-30B. На самом деле это были В-24А,
переданные из состава заказа Авиационного корпуса англичанам. Все эти самолеты
тоже шли через Монреаль. LB-30B получили в Великобритании обозначение "Либерейтор"
I. Они несли стандартное для английских ВВС вооружение, состоящее из шести
7,69-мм пулеметов: два в хвосте, один в носу, по одному в обеих бортовых точках
и один в люке снизу. Большую часть этих самолетов переделали в охотники за
подводными лодками. Под передней частью фюзеляжа разместили контейнер с 20-мм
пушками, поставили на машины РЛС, антенны которых смонтировали в носу и на
крыльях, предусмотрели подвеску в бомбоотсеке глубинных бомб. Такие самолеты
получила 120-я эскадрилья Берегового командования. Они вели поиск подводных
лодок в Атлантике. К лету 1941 г. все 20 ""Либерейторов" I находились в строю.
Единственный YB-24 сошел со сборочной линии вслед за LB-30B. Он был идентичен
LB-30A, но нес пулеметы другого калибра: в США предпочитали менее скорострельные,
но более мощные 12,7-мм "Кольт-Браунинги". Этот самолет сдали в мае 1941 г.
Летом того же года американские военные приняли восемь В-24А. Почти все их
использовали также, как первые самолеты в английских ВВС - для транспортных
целей (в основном для полетов через Атлантику). Два В-24А в сентябре 1941 г.
доставили в Москву американскую делегацию во главе с А. Гарриманом. Две машины
превратили в дальние фоторазведчики. Они должны были тайно отснять японские
базы на островах Трук, Ялуит и Понапэ в Тихом океане. Но эти шпионские рейды не
состоялись - японцы не оставили для этого времени. Только один В-24А успел
прибыть на передовой аэродром Хикамфилд, где и был накрыт японскими бомбами в
первый же день войны. Второй самолет вернули в транспортную авиацию. Там он
налетал более 10 000 часов, после чего пошел на слом.
Поставлявшийся в Великобританию "Либерейтор" II, стал первым вариантом с
удлиненной носовой частью. Нос удлинили примерно на 0,9 м. Причина этого кажется
не очень логичной - просто президенту корпорации Р. Флиту самолет показался
недостаточно изящным. Он заставил конструкторов врезать еще одну секцию перед
пилотской кабиной. Значение этого шага вы-явилось значительно позже, когда
дополнительный объем начали заполнять все новым и новым оборудованием.
"Либерейтор" II стал также первой модификацией, оснащенной механизированными
турелями. Англичане смонтировали на них по две турели фирмы "Боултон-Пол", с
четырьмя 7,69-мм пулеметами каждая. Одна стояла в кормовой оконечности фюзеляжа,
а другая наверху. Гидропривод значительно облегчил работу стрелков на больших
скоростях полета. В дополнение к этому машины несли спаренные 7,69-мм пулеметы в
бортовых установках и одиночный - в нижней люковой. В общей сложности самолет
нес 14 пулеметов. Все бензобаки и основные топливные магистрали были
протестированы. Вместо винтов "Гамильтон стандард" с гидравлическим управлением,
характерных для всех других модификаций "Либе-рейтора", бомбардировщик оснастили
пропеллерами "Кэртис электрик" с электроуправлением. Внешне они отличались
массивными вытянутыми втулками.
Первый "Либерейтор" II предъявили приемке 2 июня 1941 г. Но во время
испытательного полета выпавший болт заклинил рули высоты. Произошла катастрофа.
Самолет упал в бухту Сан-Диего. Все находившиеся на борту погибли, включая
шеф-пилота Консолидейтед У. Уэтли. Определение причин катастрофы заняло два
месяца, поэтому следующие машины начали сдавать англичанам только в августе 1941
г.
Первый из прибывших в Великоб-ританию самолетов этого типа стал персональной
машиной премьер-министра У. Черчилля. На борту появилось имя "Коммандо". Именно
на нем Черчилль в первый раз прилетал в Москву. В 1944 г. машина получила
однокилевое оперение. Этот самолет разбился на Азорских островах в марте 1 945
г. Черчилля на борту не было - к этому времени у него уже имелся новенький Авро
"Йорк".
"Либерейторами" II англичане вооружили две эскадрильи в Бомбардировочном, и три
- в Береговом командовании. Бомбардировщики ввели в бой сначала на Ближнем
Востоке, а затем в Бирме. Позднее самолеты этого типа разоружили и использовали
как транспортные. Часть из них передали авиакомпаниям ВОАС, "Куантас" и "Саузерн
кросс сервис" (две последние работали на Тихоокеанском театре). Сразу после
удара по Перл-Харбору ВВС армии США (так стал именоваться Авиационный корпус с
июня 1941 г.), остро нуждавшиеся в самолетах, реквизировали 75 "Либерейторов"
II, еще находившиеся на заводе в Сан-Диего в разной степени готовности. Эти
машины внесли в списки американской военной авиации как LB-30. Они сохранили
английский камуфляж и даже английские войсковые номера в хвостовой части
фюзеляжа. Американские опознавательные знаки просто нанесли поверх английских.
При этом наплевали на инструкцию по правилам их размещения. Дело в том, что
англичане наносили свои трехцветные круги на обеих консолях крыла сверху и снизу,
а американцы свои сине-белые звезды - на левом крыле сверху и правом - снизу.
Поскольку две позиции все равно пришлось бы закрашивать, на них тоже нарисовали
американские опознавательные знаки.
46 самолетов реально использовались американцами, шесть разбили в авариях в
период освоения (примерно за полтора месяца), а 23 все-таки отправили в Англию.
LB-30, использовавшиеся в качестве бомбардировщиков, оснащались верхней турелью
Мартин А-3 с парой 12,7-мм пулеметов. Крупнокалиберные пулеметы стояли также в
носу, нижнем люке и по бортам. Еще пара монтировалась в кормовой оконечности.
15 бомбардировщиков в январе 1942 г. отправили на Яву для усиления 19-й
бомбардировочной группы (полка). 16 января 1942 г. LB-30 совершили первый боевой
вылет. Три "Либерейтора" вместе с парой В-17 днем бомбили Кандари на острове
Целебес. Налет был успешным, американцы потерь не имели. На следующий день целью
стал аэродром Лангоан. Вылетели в том же составе. Бомбы сбросили удачно, но,
следуя к назначенному месту посадки, два LB-30 отбились от группы и заблудились.
Один самолет вынужденно сел на островке у южного побережья Борнео. Лишь через
восемь дней его экипаж нашла летающая лодка. Второй исчез бесследно.
На Индо-Бирманском театре LB-30 дебютировал 2 апреля 1942 г. Один "Либерейтор"
вместе с двумя В-17 атаковал вражеские суда у Андаманских островов.
Еще 17 LB-30 оснастили радиолокаторами канадского производства и включили в
состав 6-й авиагруппы, охранявшей Панамский канал. Их использовали для поиска
подводных лодок. Три самолета перегнали на Аляску для 28-й смешанной группы. Эти
машины приняли участие в борьбе с судоходством японцев.
Те LB-30, что не стали эксплуатировать, как бомбардировщики, служили в
транспортной авиации. Их полностью разоружили, заменив остекление носовой части
и хвостовую стрелковую точку непрозрачными обтекателями. Та-кие машины работали
на трассах через Атлантику и на Тихом океане. Последние семь уцелевших LB-30 в
мае 1944 г. передали авиакомпании "Консейруэй". Там они пережили конец войны.
Всего выпустили 139 "Либерейторов" II. Один дополнительный самолет собрали на
замену разбитого головного.