Уголок неба ¦ Consolidated B-24L/M Liberator

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   B-24L/M Liberator
       
Разработчик: Consolidated
Страна: США
Первый полет: 1944
Тип: Тяжелый бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


B-24L был первой моделью, произведенной по новой программе совместного производства Liberator. Модель была попыткой уменьшить взлетный вес самолета, который постоянно возрастал в связи установкой нового оборудования, вооружения и бронирования при неизменной мощности двигателей. На B-24L не устанавливалась подфюзеляжная шаровая турельная установка, вызвавшая множество нареканий на B-24J. Вместо нее установили на кольцевом креплении два 12,7-мм пулемета с ручным управлением, стрелявших через люк в полу позади бомбоотсека.

На B-24L также применили новую хвостовую турельную установку Convair M-6 "Stinger", которая была первоначально разработана в модификационном центре Consolidated Vultee в Tucson штат Аризона. Турельная установка M-6 управлялась вручную и весила на 200 фунтов меньше турельной установки Consolidated A-6B. Турельная установка M-6 имела отличительное большое по площади выпуклое остекление без рамок и имела более широкий сектор обстрела.

В носовой части была установлена цилиндрическая турельная установка Emerson A-15, а в надфюзеляжном положении – турельная установка Martin A-3D. На B-24L применили большие прямоугольные окна кабины штурмана, как на последних сериях B-24J. Начиная с B-24L артиллерийские установки K5 и измененные пулеметные установки в боковых окнах стали стандартным оборудованием для Liberator из San Diego.

Программа сокращения веса привела к его снижению на более чем 1000 фунтов, что привело к некоторому улучшению летных данных самолета. На 5 серии были представлены большие смотровые окна кабины бомбардира и триммеры элеронов. На серии 15 на законцовки крыла установили статические разрядники. Первый B-24L из San Diego был поставлен USAAF в июле 1944 года, а из Willow Run в августе того же года. Заводом Convair в San Diego было изготовлено 417 B-24L, а заводом Ford в Willow Run – 1250 машин.

С 10 июля 1944 года B-24L заказанные USAAF в San Diego и Willow Run поставлялись без установленного хвостового вооружения. Это позволило оснащать самолет в армейских модификационных центрах хвостовым вооружением наиболее соответствующим данному ТВД. Первое время самолеты, поставленные без хвостового вооружения из San Diego были обозначены как B-24L, а такие же машины из Willow Run были обозначены B-24M. Однако, разные обозначения использовались в течение короткого периода времени, после чего Армия переобозначила 115 B-24M как B-24L. В армейских модификационных центрах 41 B-24L оборудовали хвостовой турельной установкой Convair M-6A "Stinger", 190 самолетов получили хвостовую турельную установку Consolidated A-6B и 186 машин оснастили открытой хвостовой установкой с двумя переносными 12,7-мм пулеметами.

Для обучения B-29 экипажей несколько B-24L были оборудованы квадратными носовыми окнами и турельной установкой под нижней передней частью фюзеляжа, подфюзеляжной, надфюзеляжной и хвостовой турельными установками. Эти самолеты были позже повторно переобозначены как TB-24L. Это обозначение также применялось для нескольких B-24L, переоборудованных в тренажеры для операторов РЛС.

Большое количество B-24L было поставлено согласно договору о Ленд-лизе Великобритании под обозначением Liberator VI и VIII. Много B-24L было переоборудовано в летающие танкеры под обозначением C-109 танкеры для обеспечения авиационным бензином B-29 на базах в Китае

К настоящему времени известно два сохранившихся B-24L:

1. B-24L индийских Военно-Воздушные силы (номер в USAAF No. 44-51054, серийный номер IAF (Indian Air Force) HE773) демонстрируются в National Aeronautical Collection в Трентоне, штат Онтарио, Канада.

2. B-24L RAF (KN751) демонстрируется в RAF Cosford около Wolverhampton в Великобритании.

B-24M был последним серийным вариантом Liberator, выпускавшимся в большом количестве. Переносные хвостовые пулеметы B-24L заменили на облегченную версию хвостовой турельной установки Consolidated A-6B. Кроме новой хвостовой турельной установки B-24M немного отличался от более ранних версий Liberator, начиная с B-24G.

Первые B-24M были поставлены в октябре 1944 года. На заводе Convair в San Diego собрали 916 B-24M, а на заводе Ford в Willow Run – 1677. На серии 20 был изменен фонарь кабины пилота с целью улучшения видимости взлетной полосы.

Конец войны в Европе привел быстрому завершению производства Liberator. Контракт на производство Liberator был официально закончен в июне 1945 года. Последний B-24M изготовили в Convair в июне 1945 года, после чего производство Liberator на этом заводе завершилось. На заводе Ford последний Liberator (B-24N) был изготовлен в мае 1945 года. Заказ на 124 B-24M производства Ford был отменен. К этому времени все налеты на Tихом океане осуществлялись B-29 и Liberator стали не нужны. Многие из B-24M сразу после изготовления были законсервированы. Некоторые B-24M, изготовленные после даты завершения контракта, прямо с конвейера направлялись на разборку в Kingman Scrap Center.

После войны B-24M-20-FO серийный номер 44-51228 был передан Wright Aeronautical Development Center исследования влияния льда. Вооружение было снято носовой и хвостовая части были закрыты обтекателями. На фюзеляже была выполнена крупными буквами надпись ICE RESEARCH (исследование льда). Проводимые исследования были направлены на изучение влияния обледенения и исследова-ние методов борьбы с обледенением. Впоследствии самолет был переделан в Aeronautical Research Laboratory для проверки способности борьбы с обледенением крыла Boeing B-47 Stratojet и получил обозначение EZB-24M. Самолет числился в списках ВВС до 1953 года, после чего был списан. В настоящее время он демонстрируется в Lackland AFB штат Техас.

B-24M (No. 44-41986) использовался NACA Lewis Research Center в Кливленде штат Огайо для выяснения влияния обледенения на реактивные двигатели, антенны и обтекатели. В хвостовой части самолета в 1946 году установили реактивный двигатель General Electric I-16 с большим воздухозаборником, смонтированным на вершине фюзеляжа и выхлопом, выходящим через демонтированную хвостовую турельную установку. Из хвостовой части кабины управляли всасыванием воды в двигатель.

B-24M-5-CO 44-41916 демонстрируется в Castle AFB в Калифорнии.





 ЛТХ:
Модификация   B-24M
Размах крыла, м   33.53
Длина, м   20.47
Высота, м   5.45
Площадь крыла, м2   97.36
Масса, кг  
  пустого самолета   16330
  нормальная взлетная  
  максимальная взлетная   29257
Тип двигателя   4 ПД Pratt Whitney R-1830-65 Twin Wasp
Мощность, л.с.   4 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   483
Крейсерская скорость , км/ч   346
Практическая дальность, км   3379
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   8534
Экипаж, чел   9-10
Вооружение:

  десять 12.7-мм пулеметов
  максимально - 3992  кг бомб


 Доп. информация :


  Статья "B-24 в USAAF"
  Фотографии:

 B-24L
 B-24L
 B-24L
 B-24L
 B-24L
 B-24M
 B-24M
 B-24M
 B-24M
 Liberator Mk.VIII (B-24M)
 Экспериментальный B-24M с ТРД
 Хвостовая турель на B-24L

  Схемы:

 Модификации

  Варианты окраски:

 B-24M-5    765 BS 461 BG 49 BW  15 AF USAAF

 



 

Список источников:

Иван Малышев. Consolidated B-24 Liberator
Авиамастер. Владимир Котельников. В-24 "Либерейтор"
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Consolidated B-24 Liberator
Martin Bowman. B-24 Liberator
Crowood. Martin W. Bowman. Consolidated B-24 Liberator
Squadron/Signal. Bert Kinzey. B-24 Liberator in Detail
Steve Birdsall. The B-24 Liberator
PKL. B-24 Liberator
WarbirdTech. Frederick A. Johnsen. Consolidated B-24 Liberator
Monografie Lotnicze 86-88. Krzysztof Janowicz. Consolidated B-24 Liberator
Le Fana de l'Aviation. Hors-Serie No.57. Alain Pelletier. B-24 "Liberator" Le bombardier de la victory


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: