В 1942 г. ВВС армии США не располагали истребителями, способными сопровождать
тяжелые бомбардировщики на полный радиус их действия. Поскольку американцы
бомбили цели днем, то это существенно увеличивало потери от истребительной
авиации противника. Поэтому американские генералы пришли к идее эскортировать
бомбардировщики бомбардировщиками же. Только самолеты сопровождения бомб не
несли, а взамен оснащались дополнительным оборонительным вооружением и
защищались броней. Они должны были идти по краям строя и отгонять вражеские
истребители стеной огня.
Таким образом американцы возродили идею "крейсера", активно разрабатывавшуюся в
СССР в конце 20-х - начале 30-х годов. Тяжелобомбардировочные бригады ВВС РККА
тогда включали "крейсерские эскадрильи", укомплектованные самолетами Р-6
(позднее Кр-6) Они должны были охранять соединения ТБ-3 в дальних рейдах.
Проектировались и другие "крейсера", включая огромный четырехмоторный ТК-4,
вооруженный пушками, пулеметами и реактивными снарядами. Последним советским
"крейсером" стал ЦКБ-54, он же ДБ-3СС. Этот самолет на базе бомбардировщика ДБ-3
изготовили всего в двух экземплярах.
В начале 40-х годов подобную машину создали в Японии конструкторы концерна "Мицубиси".
Ее даже выпустили малой серией. Но американцы впервые построили "крейсера" на
базе тяжелых бомбардировщиков. Боинг и Консолидейтед параллельно работали над
проектами ХВ-40 (на базе B-17F) и ХВ-41 (на основе B-24D).
Единственный опытный ХВ-41 переделали из серийного бомбардировщика в Форт-Уорте.
29 января 1943 г. его перегнали на аэродром Эглинфилд во Флориде. Вооружение
увеличилось с 10 пулеметов до 14. На фюзеляже появилась вторая турель типа А-3 -
ближе к хвосту. Первую турель переделали так, что она могла приподниматься,
увеличивая сектор обстрела, или втягиваться в фюзеляж, уменьшая лобовое
сопротивление в походном положении. В бортовых установках, теперь
механизированных, смонтировали спаренные пулеметы. Во время испытаний левую
установку прикрыли прозрачным блистером, но он стал искажать обзор, и блистер
сняли. Самолет нес в общей сложности 12420 патронов, в том числе 4000 в запасных
коробах в переднем бомбоотсеке. Бронезащиту экипажа существенно усилили.
Дополнительный вес брони, пулеметов и боеприпасов поднял взлетный вес до 28600
кг, это примерно на три тонны больше, чем стандартного B-24D.
Испытания на базе Эглинфилд шли всю зиму и лето 1943 г. 16 марта командование
ВВС одобрило переделку, но уже неделю спустя, 21 марта последовал приказ закрыть
работу. Дело в том, что "Боинг" успела раньше и малая серия YB-40 даже попала на
передовые аэродромы в Англии. И там вскрылся основной недостаток "крейсеров":
пока бомбардировщики шли с бомбами, они еще могли держаться с ними в одном
строю, но после сброса бомб бомбардировщиками, "крейсера", вес которых не
изменился, начинали отставать, становясь легкой добычей вражеских
перехватчиков. То же самое было свойственно их советским и японским
предшественникам. Опытный ХВ-41 переименовали в TB-24D и использовали как
тренажер для обучения механиков.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ХВ-41 |
Размах крыла, м |
33.53 |
Длина, м |
20.47 |
Высота, м |
5.49 |
Площадь крыла, м2 |
97.46 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
16556 |
максимальная взлетная |
28587 |
Тип двигателя |
4 ПД Pratt Whitney R-1830-43 Twin Wasp |
Мощность, л.с. |
4 х 1250 |
Максимальная скорость , км/ч |
465 |
Крейсерская скорость , км/ч |
322 |
Практическая дальность, км |
5000 |
Практический потолок, м |
8690 |
Экипаж, чел |
9 |
Вооружение: |
четырнадцать 12.7-мм пулеметов Бомбовая нагрузка - 2268 кг |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|