В 1934 году технический отдел Императорского флота Японии объявил третий по
счету конкурс за последние пять лет на создание палубного
бомбардировщика-торпедоносца, призванного заменить состоящие на вооружении
машины предыдущих поколении В1М, В2М и В3Y. Разработанная спецификация 9-Shi
была разослана трем давнишним соперникам - фирмам Mitsubishi, Nakajima и 1-му
Морскому Техническому авиационному арсеналу.
Надо отметить, что спецификация 9-Shi изначально рассматривалась как временная
ввиду того, что готовился новый конкурс, в рамках которого предполагалось
создание принципиально нового торпедоносца моноплана, со скоростными
параметрами, сравнимыми с новейшим истребителем А5М. Но на момент 1934 года
возможности японской авиапромышленности были явно не готовы реализовать такие
данные, а флоту срочно требовалось заменить в палубных эскадрильях большое
количество разнородных бипланов, формально принадлежащих разным поколениям, но
фактически по летным данным мало чем отличавшимся друг от друга.
Фирмы Мицубиси и Накадзима, поспешили представить свои проекты. Nakajima, взяв
за базу предыдущий проект своего B3N, путем увеличения мощности двигателя,
представила проект B4N - оригинального биплана с Х-образными крыльями. По тому
же пути пошла и фирма Mitsubishi, также решив доработать предыдущий проект
3MT10, разработанный в рамках конкурса по спецификации 7-shi, представив свой
торпедоносец Ka-12 (B4M). Оба конкурента взлетели в конце 1934 года. Третий
конкурсант, арсенал в Йокосуке несколько отстал от соперников.
Проект арсенала был разработан Санае Кавасаки (Sanae Kawasaki), который сделал
упор на использование уже отработанных решений и возможность установки любого из
целого ряда двигателей. Для реализации этой задачи Кавасаки установил на вновь
разработанный фюзеляж бипланную коробку крыльев от поплавкового разведчика
Каwanishi Е7К1. Первый опытный вариант такого гибрида был оснащен двигателем
жидкостного охлаждения "Hiro-тип 91" мощностью 600 л.с. Самолет впервые был
облетан в конце 1935 г. В течение 1936 г были выпущены еще четыре опытных
самолета, второй и третий из которых были оснащены двигателем воздушного
охлаждения "Котобуки"-3 мощностью 640 л.с., а четвертый и пятый - Nakajima
Hikari 2 мощностью 840 л.с.
В pезультате испытаний было установлено, что В4Y1 с двигателем Хикаpи-2 пpевосходит своих конкуpентов, и в ноябpе 1936 году был получен заказ на
сеpийное пpоизводство сpазу на Мицубиси, Hакадзиме и 11-м моpском авиационном
аpсенале.
Сеpийные самолеты, получившие обозначение "палубный тоpпедоносец моpской тип
96", отличались фонаpем над кабиной штуpмана. Всего было выпущено 205 самолетов
В4Y1, включая опытные. Причем на арсенале в Yokosuka были выпущены только 5
прототипов. На Nakajima Aircraft Company - 37 серийных самолетов; Mitsubishi
Heavy Industries в Нагоя выпустала 135 серийных самолетов и 11-й военно-морской
Арсенал в Хиро выпустил 28 серийных В4Y.
В целом, палубный торпедоносец Yokosuka B4Y мало чем отличался от современных
ему машин ни конструктивно, ни своими данными - век бипланов подходил к концу.
Однако к началу 1937 года этими машинами начали активно заменять самолеты
предыдущих поколений в палубных авиагруппах. В течение 1937 - 38 гг.
торпедоносцы В4Y поступили на авианосцы Акаги, Кага, Хосё, Рюйё, Сорю и Уньё, а
также на вооружение береговых 13 и 15 кокутаев.
В ходе начавшегося 2-го японо-китайского инцидента эти машины, получившие
позднее у союзников кодовое обозначение "Jean" приняли активное участие.
7 сентября 1937 года шесть бомбардировщиков B4Y c авианосца "Кага" в
сопровождении трех истребителей А5М были перехвачены группой из трех китайских
истребителей Hawk III лидируемой заместителем командира 22 истребительной группы
лейтенантом Лай Мин-Таном. Пока ведомые - лейтенанты Лу Цзи-Чун и Чжоу Гэн-Сюй
атаковали бомбардировщики, лидер группы в одиночку ввязался в бой с японскими
истебителями. Лу и Чжоу заявили по одному сбитому В4Y. Причем Лу Цзи-Чун попал
под огонь хвостового стрелка и был ранен и совершил вынужденную посадку.
12 декабря 1937 3 B4Y1 с авианосца "Кага" участвовали в инциденте с потоплением
американской канонерки "Panay" (Пэнэй), стоявшей на якоре на реке Янцзы.
В апреле 1938 года к боевым действиям в Китае подключился авианосец "Сорю", на
борту которого имелись девять торпедоносцев В4Y. Авиагруппа авианосца перелетела
на аэродром Нанкина для действий в районе реки Янцзы. Кроме того в апреле же в
Китай прибыл только что сформированный 14 кокутай, в составе которого числилось
18 торпедоносцев этого типа. В июле японцы ввели в действия в этом же районе
новый 15 кокутай, в составе которого было девять В4Y.
В целом, не смотря на чрезвычайную боевую активность в воздухе в Китае с обеих
сторон, работы для палубных торпедоносцев В4Y было не много. Фронт отодвинулся
далеко от побережья и основная боевая нагрузка ложилась на базовую авиацию.
Действующие с наземных аэродромов японские палубные торпедоносцы в течение 1938,
1939 годов занимались рутинным патрулированием побережья реки Янцзы и, судя по
всему, соприкосновений с китайской авиацией более не имели. Кроме того, у
побережья Китая "отметились" практически все японские авианосцы, в состав
авиагрупп которых неизменно входили эти машины. Но и для них особой работы не
нашлось.
К началу 2-й Мировой войны B4Y1 уже практически исчезли из боевого состава
флота, но в качестве учебно-тренировочных они использовались во второй линии с
борта учебных авианосцев Hosho и Unyō до 1943 года. В частности в июне 1942 года
один из "Jean" с Хосё, шедший во втором эшелоне в битве при Мидуэе,
сфотографировал 5.06.42 гибнущий авианосец Хирю.
Кроме того, на конец 1941 года в составе "Судзука" кокутай еще числились 24
торпедоносца "Джин" в качестве машин повышенной летной подготовки. Этот кокутай,
расположенный на авиабазе Судзука у одноименного города в префектуре Миэ на
восточном побережье острова Хонсю, был учебно-боевой частью, давший путевку в
небо трети японских морских летчиков. Торпедоносцы В4Y из Suzuka Ku. активно
использовались не только как чисто учебные машины, они исправно летали на боевое
патрулирование прибрежных районов. Последние из них были списаны по износу лишь
осенью 1944 года.
(c)
Евгений Аранов