Благодаря своим высоким летно-тактическим
данным СБ стал первым советским самолетом, лицензионное производство, которого было налажено за рубежом. СБ с двигателями М-100А выпускался в Чехословакии,
авиационной промышленностью которой с 1937 по 1939 гг. было построено около 100 самолетов СБ под обозначением Avia B.71.
16мая 1935 г между правительствами
Чехословакии и СССР был заключен договор о взаимной помощи, предполагавший и сотрудничество в военной области.
Вскоре чехословацкий завод Шкода (Skoda)
продал СССР лицензию на горную пушку С-5, отличавшуюся хорошими данными. В свою очередь Чехословакия получила право на серийное производство бомбардировщика
СБ. Лицензионный контракт был подписан в марте 1937 г, он предусматривал постройку 160 самолетов СБ. В апреле того же года был передан первый самолет СБ
М-100А в качестве образца. Он был всесторонне испытан чехословацкими летчиками и передан на авиазавод для замены двигателей: М-100А советского производства
были заменены на Avia Hispano-Suiza 12 Ydrs
(тот же французский двигатель строившийся по лицензии в Чехословакии). После установки новых двигателей прототип В-71 впервые
поднялся в воздух 2 декабря 1937 г и испытания самолета были продолжены. Авиационный завод Avia,
как отделение синдиката Skoda, был выбран для производства лицензионного самолета СБ,
первые экземпляры которого впервые появились зимой 1938 г под обозначением В.71.
Часть самолетов было продано Советским
Союзом, так феврале 1937 г было решено продать Чехословакии 20 бомбардировщиков СБ-2М-100. В апреле и мае 1938 г чехословацкие экипажи перегнали из Киева в
Чехословакию 60 построенных в СССР самолетов СБ. Эти самолеты получили впоследствии обозначение В.71.1-71.61. Чехословацкие экипажи прошли переучивание для
полетов на СБ в советских авиашколах, где они находились с октября 1936 г. На авиаремонтном заводе №43 в Киеве на самолетах СБ были установлены двигатели Avia Hispano-Suiza
12 Ydrs. Чешские приборы, оборудование и вооружение для этих самолетов было установлено
на авиазаводе в Чехословакии. К лету 1938 г перегон самолетов был закончен. Он осуществлялся через аэродром Яссы (Румыния). За время перелетов при авариях и
вынужденных посадках было потеряно 17 самолетов.
Тем временем на авиационном заводе
Avia и его подразделениях Aero
и Letov велась подготовка к серийному производству СБ. Был получен заказ на
выпуск 101 бомбардировщика и 60 дальних разведчиков. Однако к осени 1938 г, когда Чехословакия была оккупирована германскими войсками, не было выпущено ни
одного лицензионного самолета СБ. Позже их производство было налажено на заводах Avia и
Aero, но Letov уже
не участвовал в выпуске СБ. 48 самолетов В-71 советской постройки вошли в состав 6го авиаполка в Праге, в его составе было 6 эскадрилий по 8 самолетов в
каждой. Три их них предназначались для воздушной разведки в составе 2-го авиаполка, дислоцированного в Оломоуц (Olomouc)
и две для 5го авиаполка в Brno. Однако переучивание чехословацких летчиков, ранее
летавших на французском тихоходном бомбардировщике Bloch MB.200, создало ряд проблем при
освоении нового скоростного бомбардировщика. Прежде всего много хлопот доставляла большая посадочная скорость. Чехословацкие летчики жаловались так же на
типичные недостатки СБ: плохая амортизация шасси, сильный шум двигателей и вибрация моторамы, тесные кабины экипажа и т.д.
Несмотря на трудности освоения в
производстве нового самолета его выпуск постепенно налаживался. Планировался следующий выпуск на разных заводах:
Letov - 40 самолетов В 71.62-101; Aero 50 самолетов В
71.102-151; Avia 70 самолетов В 71.152-222 ( в том числе 60 в варианте разведчика). Однако
в дальнейшем авиазавод Letov не участвовал в выпуске В 71, на Aero было выпущено 45 самолетов и на заводе Avia
были построены остальные 66 самолетов. Всего на авиазаводах "Авиа" и "Аеро" было построено 111 бомбардировщиков СБ. Большинство выпущенных
самолетов были переданы германским Luftwaffe, где они использовались для тренировки
личного состава и буксировки воздушных мишеней. Они были в составе немецких авиасоединения Fliegerzielgeschwader
и 9ти отдельных эскадрилий Fliegerzielstaffeln.
Один СБ был на вооружении словацких ВВС до
августа 1944. Его экипаж попытался совершить побег через Турцию, но неудачно.
После оккупации Чехословакии немецкое авиационное министерство дало указание для сбыта В 71 в Болгарию. Для
поставки болгарским ВВС этого самолета был заключен контракт на постройку 32 самолетов в 1939-1940, фактически было передано 24 Avia В 71. Они
предназначались для двух эскадрилий (eskadri) 5-го бомбардировочного авиаполка (orliak), дислоцированного в Пловдиве (Plovdiv). Одна эскадрилья полка
была вооружена бомбардировщиками Дорнье Do 17, закупленными в Германии. В болгарских ВВС самолет получил официальное обозначение "Avia"
B-71 Жерав (журавль) или "Катюшка". Болгарские летчики отмечали адский
холод зимой, особенно в кабине штурмана, в продуваемой через вертикальные щели пулеметной установки, сильную вибрацию моторам, плохой обзор всех членов
экипажа, отсутствие нормальной связи между членами экипажа (имеющаяся пневмопочта была анахронизмом времен "царя гороха"),
малую бомбовую нагрузку (всего полтонны бомб), частые отказы гидросистемы выпуска шасси. Претензий не было только к двигателям Испано-Сюиза чешского
производства и чешским приборам (радиостанция, бомбовый прицел и т.д.).
В период германской оккупации летчики 5-го бомбардировочного полка, выполняя задания немецкого командования,
летали с аэродрома Бадем чифлик на разведку лагерей и позиций греческих партизан и их бомбежку в районах Беломорской Тракии и Македонии во время
восстания в Драма в 1943 г.
Если в СССР СБ сняли с вооружения еще в начале 1943 г, то болгарские ВВС использовали его в боях до конца
1944 г. Тогда в боях за освобождение Болгарии болгарские летчики участвовали в бомбардировке германских войск. К осени 1944 г во 2-й эскадрилье 5-го
бомбардировочного полка осталось 5 боеготовых самолетов Avia B-71. Хотя к тому времени само-лет безнадежно устарел, болгарские летчики умудрялись
выполнять на нем боевые задания без истребительного прикрытия. Так, 18 ноября 1944 звено из трех СБ под командованием поручика Бойдева совершило удачный
налет на станцию у Вучитрен, где находилось до 60 вагонов и паровозы. С трудом подняв в воздух перегруженные самолеты с бетонного аэродрома Враждебный
под Софией, летчики едва набрали высоту 3000 м. Больше изношенные моторы, работавшие на пределе, не позволили. Обещанная для прикрытие пара старых
"Девуатинов" так и не появилась. Летчикам в этот день повезло - ни "Мессершмитты",
ни "Фокке-вульфы" не помешали им выполнить боевое задание и удачно сбросить 50- и 100 кг бомбы.
Зенитки молотили воздух вокруг и снаряды рвались рядом, но противозенитный маневр после сброса бомб спас от поражения. Всего за ноябрь 1944 г болгарские
летчики выполнили на самолетах Avia B-71 14 самолето-вылетов, приняв участие в 4-х налетах. Целями их были железнодорожные
станции, механизированные колонны, скопления противника. При этом ни одного самолета не было сбито и не погиб ни один член их экипажей. Основной
проблемой инженеров и техников было поддерживать летающие музейные экспонаты в боевой готовности.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
B.71 |
Размах крыла, м |
20.33 |
Длина, м |
12.27 |
Высота, м |
3.48 |
Площадь крыла, м2 |
56.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4137 |
нормальная взлетная |
6000 |
Тип двигателя |
2 ПД
Avia Hispano-Suiza 12 Ydrs |
Мощность, л.с. |
2 х 860 |
Максимальная скорость , км/ч |
430 |
Крейсерская скорость , км/ч |
345 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Скороподъемность, м/мин |
525 |
Практический потолок, м |
9000 |
Экипаж |
3 |
Вооружение: |
три 7,92-мм пулемета
Vickers Mk 30 до 600 кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|