В январе 1940 года Бристоль предложила ВВС сделать на базе планера "Бленхейма"
Mk IV бомбардировщик-штурмовик, вооруженный бомбами и батареей из четырех
пулеметов. В мае 1940 года Министерство Авиации приняло предложение фирмы и
выпустило спецификацию В.6/40, предусматривающую создание тактического
бомбардировщика, способного оказывать непосредственную поддержку войскам, как
бомбами, так и огнем пулеметов. Бристоль представила проект "Тип 149CS" -
усовершенствованный вариант "Бленхейма" Mk IV, на котором экипаж из двух человек
и жизненно важные элементы конструкции были прикрыты броней, общий вес которой
составлял 272 кг. В дополнение к стандартному бомбоотсеку Mk IV, новая машина
получила четыре 7,69-мм пулемета в носовой части, лишившейся своего остекления.
Бристоль предполагала использовать маловысотный вариант мотора "Меркьюри"
мощностью 950 л.с., работавший на высокооктановом бензине. Министерство Авиации
заказало фирме два прототипа нового самолета (AD675 и AD661), получившего
обозначение "Бисли" Mk 1.
Эвакуация английских экспедиционных сил из Европы в июне 1940 года сняла острую
потребность в самолете непосредственной поддержки и требования к "Бисли"
скорректировали - теперь машина должна была способна вести бомбометание со
средних высот. Эти изменения заставили Бристоль вести разработку самолета в двух
направлениях: AD675 стал прототипом штурмовика, а на AD661 снова организовали
место для штурмана - бомбардира, превратив его в бомбардировщик.
Прототипы внешне отличались друг от друга и от своего предшественника, "Бленхейма"
Mk IV, и, в основном, эти различия касались конструкции носовой части. AD675
выделялся "утиным носом" с батареей из четырех пулеметов, а в носовой части
AD661, по левому борту, сделали остекление для штурмана-бомбардира. "Вдавливать"
остекление кабины штурмана, как на Mk IV, не пришлось, из-за ее небольшой
высоты, но чтобы штурман мог разместить ноги, под них пришлось сделать
специальную гондолу, одновременно являвшуюся обтекателем нижней турели с парой
7,69-мм пулеметов.
Сверху на "Бисли" поставили турель Бристоль ВХ с двумя 7,69-мм пулеметами и
гиро-стабилизированным прицелом. В отличие от более ранних моделей турелей, ВХ
имела большие размеры и была размещена в специальном вырезе в фюзеляже, что
позволило увеличить углы обстрела. Другие внешние отличия включали установку
антенны радиополукомпаса в прозрачном каплевидном обтекателе за мачтой
радиоантенны. Сама мачта "переехала" вперед - ее установили справа от верхнего
сдвижного люка кабины.
Из-за возросшего веса (7711 кг) усилили шасси и изменили конструкцию створок его
колодцев. Если на предыдущих модификациях использовалась одна створка,
крепившаяся к основной стойке и открывавшаяся вперед по полету, то на "Бисли"
использовали две створки на мотогондоле, открывавшиеся вбок.
Маслорадиаторы перенесли с двигателей во внешние части консолей крыла, в
передней кромке которого, рядом с мотогондолами, сделали воздухозаборники.
Помимо конструкции носовой части прототипы имели между собой еще пару различий -
на AD657 были установлены коки винтов, a AD661 первое время летал без верхней
турели. Первым из прототипов в воздух поднялся AD657 - это произошло 24 февраля
1941 года - а вскоре за ним последовал AD661.
Министерство Авиации определило главным поставщиком "Бисли" фирму Руте
Секьюритес и выдала ей заказ на постройку 750 самолетов. В сентябре 1940 года
контракт скорректировали, включив в него и штурмовики и бомбардировщики.
Последние получили обозначение "Тип 149НА", которое в дальнейшем заменили на
"Тип 160". Два предсерийных самолета сошли с конвейера Руте в сентябре, первый
из них, DJ702, передали для испытаний Бристоль. Официальные тесты показали, что
"Бисли" Mk I мог развивать на уровне моря максимальную скорость 423 км/ч при
максимальном весе 7711 кг. Но эти результаты нельзя считать достоверными - на
прототипах стояли моторы "Меркьюри" XVI мощностью 920 л.с., в то время, как на
серийных машинах использовались двигатели "Меркьюри" XXV или XXX мощностью 840
л.с. Учитывая возросший вес "Бисли" его летные характеристики должны были
ухудшится.
Серийное производство самолетов началось в октябре 1941 года, а в ноябре
Министерство Авиации отказалось от названия "Бисли" в пользу "Бленхейм" Mk V,
считая, что разные названия у очень похожих самолетов могут привести к путанице.
Хотя в соответствии с пересмотренным контрактом предполагалось выпустить 1195
машин, реально изготовили только 942 самолета, последний из которых покинул
завод Руте в Блайс Бридже, Стаффордшир, в июне 1943 года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Bisley Mk I |
Размах крыла, м |
17.09 |
Длина, м |
13.38 |
Высота, м |
3.10 |
Площадь крыла, м2 |
43.57 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4994 |
максимальная взлетная |
7718 |
Тип двигателя |
2 ПД Bristol Mercury ХXV |
Мощность, л.с. |
2 х
840 |
Максимальная скорость , км/ч |
418 |
Крейсерская скорость , км/ч |
300 |
Практическая дальность, км |
2574 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
9450 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
шесть
7,7-мм пулеметов до 454 кг бомб в бомбовом отсеке
и 145 кг на внешних подвесках. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|