В период между двумя войнами, английская военная авиация активно участвовала в подавлении народно-освободительного движения
в колониях, входивших в тогдашнюю Британскую империю. В тех районах, где
это движение было особенно активным, начиная со второй половины 20-х
годов, RAF применяли особую категорию самолетов - Bomber Transport. Это
были крупные двухмоторные бипланы Виккерс ''Валенсия'' с просторным
фюзеляжем, способным вместить два взвода пехотинцев. ''Валенсию''
использовали, прежде всего, для высадки штурмовых десантных групп, а,
кроме того, для бомбардировки повстанческих баз, или, как в случае с
восстанием в Кабуле в 1928 году - для эвакуации семей военных и
чиновников.
Бипланы ''Валенсия'' быстро устаревали, и в 1928 году британское
Министерство Авиации объявило конкурс С.16/28 на создание трехмоторного
самолета аналогичного назначения. Фирма Бристоль приняла участие в
конкурсе, предложив свой проект ''тип 115''. Опытный самолет так и не был
построен, но его основные конструктивные решения были использованы в новом
проекте, заявленном на конкурс С.26/31 от 1931 года. Новый проект ''тип
130'' получил высокую оценку.
Бристоль-130 представлял собой свободнонесущий высокоплан
цельнометаллической конструкции. Путем длительных доводок, конструкция
крыла была доведена до совершенства: крыло было семилонжеронным со
стальными стрингерами, часто установленными нервюрами и работающей
обшивкой. В итоге, крыло великолепно воспринимало нагрузки на кручение.
Просторный фюзеляж-полумонокок вмещал 24 пехотинца, или груз того же веса:
запасные двигатели, цистерны и т.д. Экипаж состоял из трех человек. Для
защиты от истребителей, предполагалось установить два пулемета Льюис 7,7
мм.: один пулемет - в носовой части фюзеляжа, в закрытой турели; второй -
в открытой стрелковой точке за хвостовым оперением. В процессе доводки,
эту турель также сделали закрытой. Под фюзеляжем имелись подвески для
900-кг. бомб. Внутреннего бомбоотсека на этом самолете не было. Машина
имела неубирающееся шасси с высокой колеей. Силовая установка - два
звездообразных двигателя Бристоль ''Пегасус'' III (2 x 750 л.с.) с
деревянными двухлопастными винтами.
Именно так выглядел первый прототип Бристоль-130 с бортовым номером К3583,
взлетевший впервые 23 июня 1935 года. При размахе крыла более 29 м, это
был в то время самый большой самолет фирмы Бристоль. Испытания проходили
не очень гладко, мощности двигателей явно не хватало; пробные полеты
продолжались в течение всего 1936 года - сперва на заводском аэродроме в
Филтоне, затем на опытном аэродроме в Мартлшем Хейс. По результатам
испытаний, в конструкцию внесли существенные изменения: в частности,
подверглось коррекции разнесенное оперение и шасси, с которого убрали
красивые, но в данном случае совсем бесполезные обтекатели-колодки. В
марте 1933 фирма получила серийный заказ 47/36, предусматривающий
постройку 50 серийных самолетов. Так как завод в Филтоне был загружен
серийным выпуском ''Бленхеймов'', постройку Бристоль-130 доверили заводам
Шорт в Белфасте. На первых порах, самолет именовался ''Бедфорд'', но в
феврале 1937 года имя заменили, на ''Бомбей''.
Серийные самолеты Бристоль-130 несколько отличались от прототипа: все
турели заменили на новые, Бристоль B.II с пулеметом Виккерс К 7,7 мм. Под
передней турелью появилась дополнительная остекленная панель для
бомбардира. В строевых частях стрелковая мощь ''Бомбея'' часто дополнялась
пулеметами, установленными в боковых окнах. Двигатели - Бристоль ''Пегасус''
XXII по 1010 л.с., вращавшие трехлопастные винты изменяемого шага.
Изменилось также и хвостовое оперение. Первый серийный ''Бомбей'' Mk. I
был облетан в мае 1939 года, а в сентябре самолеты уже поступили в
распоряжение 216 авиационного крыла, дислоцированного в Египте.
Постепенно, этими самолетами вооружились 117, 267 и 271 эскадрильи. Уже в
ночь на 15 июня 1940 года, самолет 216 эскадрильи сбросил первую бомбу на
осажденный итальянскими войсками Тобрук. Применение ''Бомбеев'' в этой
роли продолжалось до января следующего года. Нерегулярные ночные полеты,
скорее, подрывали моральный дух неприятеля, чем наносили реальный ущерб.
Экипажи самолетов проявляли не только исключительную отвагу, но и
трудолюбие - бензин, предназначенный для повышения дальности полета
''Бомбея'' был разлит по стандартным четырехгаллонным канистрам, и
пополнение баков производилось ''на лету''. (Ущерб, который нес противник
от пустых канистр, сброшенных над целью, никто не подсчитывал). В целом,
ситуация складывалась для самолетов довольно трагично: из 50 машин, 8 сбил
неприятель, четыре пропали без вести, два ''Бомбея'' разбили песчаные
бури, один лежит на дне в районе Гибралтара, два самолета экипажи бросили
в пустыне. 19 самолетов разбились, в основном при взлете и посадке. В
сентябре 1942 года, шесть ''Бомбеев'' перегнали в оазис Кафра, затерянный
в пустыне. Оттуда, транспортные самолеты снабжали провизией многочисленные
отряды коммандос, действовавшие в неприятельском тылу. 25 сентября
эскадрилья потеряла три самолета во время налета немецкой авиации; в июне,
216 авиакрыло рассталось и с уцелевшими 14 ''Бомбеями'', пересев на
американские самолеты С-47.
В мае 1941 года самолеты участвовали в эвакуации английских войск из
Греции, а также переправляли пехотные части в Ирак, для оказания поддержки
антифашистским повстанцам. ''Бомбеи'' также приняли участие в первом
союзном парашютном десанте в Италии, проводившемся в апреле 1941 года -
тогда 38 десантников уничтожили систему акведуков в провинции Монте
Вултуре (Абруцца). Войну в этом регионе ''Бомбеи'' закончили, переправляя
раненых с Сицилии в Африку (летом 1943 г. было перевезено более 200
раненых), а также участвуя в военных операциях второго плана на
Апеннинском полуострове. В ходе итальянской кампании, один из самолетов
''Бомбей'' переправил 6000 раненых, на что потребовалось более 200
полетов. Машины, оставшиеся в Англии, вначале осуществляли снабжение
экспедиционного корпуса во Франции, а затем, вплоть до окончания войны,
были задействованы в военно-транспортных перевозках.
Всего был построен один прототип и 50 серийных самолетов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Bombay I |
Размах крыла, м |
29.19 |
Длина, м |
21.12 |
Высота, м |
5.95 |
Площадь крыла, м2 |
124.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6265 |
нормальная взлетная |
9080 |
Тип двигателя |
2 ПД Bristol Pegasus XXII |
Мощность, л.с. |
2 х 1010 |
Максимальная скорость , км/ч |
309 |
Крейсерская скорость , км/ч |
272 |
Практическая дальность, км |
|
без дополнительных баков |
1418 |
с дополнительными баками |
3588 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
7625 |
Экипаж, чел |
3-4 |
Полезная нагрузка: |
24 пассажир |
Вооружение: |
два 7,7-мм пулемета Vickers К бомбовая нагрузка: нормально - 907 кг, максимально - 2000 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2024
|