О плачевном состоянии французских ВВС в 1940 году написано достаточно
подробно во многих источниках. Однако техническому отделу Министерства авиации
нельзя отказать в усилиях по последовательной масштабной модернизации всех
компонентов военной авиации Франции, которую оно проводило во второй половине
1930-х годов. Однако попытка были предпринята слишком поздно, и в критические
дни мая 1940 года полученные результаты этой деятельности еще не могли оказать
благоприятного внимания на состав французских ВВС. Часть вины лежала и на
путанице, вызванной состоявшейся в 1936-1937 годах масштабной национализацией
авиационной промышленности, и на последовавшем за этим спаде производства.
Среди инициированных техническим отделом Министерства авиации крупных
инновационных исследовательских программ была программа A21, представлявшая
собой современный тяжелый бомбардировщик. Данная программа имела стратегическое
значение, поскольку машины этого класса, состоявшие на вооружении французских
ВВС, сильно устарели.
Спецификация программы A21 была выпущена в декабре 1936 года, однако ее
разработчики совершили ту же ошибку, что и их коллеги из британского
Министерства авиации – стратегический бомбардировщик должен был оснащаться двумя
двигателями большой мощности. Британский Avro Manchester, разработанный в
качестве двухмоторного самолета, страдал от ненадежности своих двигателей
Rolls-Royce Vulture I. Положение спасла компания Handley Page, которая с самого
начала устанавливала на свой тяжелый бомбардировщик Halifax четыре двигателя
Merlin.
Создававшийся по программе A21 французский бомбардировщик Breguet Bre 480 B4
первоначально должен был иметь два двухрядных 18-цилиндровых 1500-сильных
двигателя Gnome-Rhône 18P, однако моторостроительная компания прекратила их
разработку на ранней стадии. Вместо них компания Gnome-Rhône обещала
18-цилиндровые 2000-сильные двигатели, но было очевидно, что ожидание этих
моторов станет пустой тратой времени.
Вследствие этого бомбардировщик стал разрабатываться как Bre 482 B4 с четырьмя
V-образными 910-сильными двигателями Hispano-Suiza 12Y 21. Тем не менее,
задержка, связанная с выбором двигателей, привела к тому, что заказ на
изготовление двух прототипов был выдан 12 мая 1938 года.
Следует отметить, что Bre 482 B4 можно отнести к шедеврам компании Breguet с
точки зрения аэродинамики, технологичности и функциональности. Мало какой
четырехмоторный бомбардировщик тех лет мог похвастаться такими прекрасными
обтекаемыми формами. Фюзеляж имел овальное поперечное сечение со сводчатым
стеклянным носом с очень хорошим обзором.
Четыре члена экипажа должны были защищаться пушкой Hispano 404, установленной в
задней части фюзеляжа в башне с механическим приводом. Боезапас пушки должен был
составлять 180 снарядов. Из-за очень низко размещенного хвостового оперения
стрельба назад должна была вестись почти без помех. Один 7,5-мм пулемет MAC 34
устанавливался в носовой части фюзеляжа и еще два в его нижней части; передний
пулемет имел боезапас 500 патронов, два нижних – по 600 патронов на ствол.
Бомбардировщик мог нести до 2500 кг бомб; его отсек мог разместить одну 500-кг и
десять 200-кг бомб.
Постройка прототипов началась спустя год после подписания контракта. За это
время изменилась силовая установка: вместо двигателей Hispano-Suiza 12Y 21 были
установлены 1100-сильные Hispano-Suiza 12Y 51. Гондолы средних двигателей
получили ниши для уборки колес, в то время как гондолы внешних двигателей были
оснащены радиаторами, которые охлаждали оба мотора, которые были расположены на
консоли крыла. Сочетание высокого и плоского в поперечном сечении фюзеляжа и
больших гондол двигателей придавали Bre 492 B4 очень оригинальный внешний вид.
Майское наступление немцев застало прототипы на стадии постройки на заводе в
Велизи-Вилакубле (Vélizy-Villacoublay). Наступление противника было настолько
стремительным, что было решено эвакуировать прототипы перспективной машины.
Первый был увезен в Боне – город-порт на востоке Алжира, а второй в Пиренеи в
Англет, где был расположен филиал завода Breguet. Там прототип бомбардировщика,
в конце концов, был обнаружен немцами, которые, однако, не проявили к нему
никакого интереса, поэтому французы – по крайней мере, на бумаге – разрабатывали
другие варианты самолета. Например, Bre 482.24Z должен был иметь два
2500-сильных двигателя Hispano-Suiza 24Z и хвостовую башню.
Первый прототип, хотя и оказался далеко от немецкой оккупации, тем не менее,
стал участником боевых действий. В ноябре 1942 года после высадки союзников в
Африке (операция «Факел») немецкая авиация совершила налет на Боне, в ходе
которого прототип был уничтожен.
Второй прототип пережил войну в Англете относительно спокойно, и сразу же после
освобождения работы над ним продолжились. Возникли планы использовать опыт
войны, установив на машину 1500-сильные двигатели HS 12Z, однако возрожденные
французские ВВС не проявили интереса к машинам данного класса. В конце концов, в
ноябре 1947 года второй прототип Bre 482 B4 поднялся в воздух, но в качестве
экспериментального самолета с номером гражданской регистрации F-WFRM. Экипаж
самолета состоял из трех человек, а сама машина служила для тестирования
приборов, оборудования и двигателей. Один раз самолет летал с моторами HS 12Z.
Его снимки появились после войны, но затем самолет исчез с горизонта.
(c) alternathistory.com