Концерн авиастроительных предприятий итальянского графа Джованни Капрони
извлекал выгоду из того факта, что их основатель был из почитаемого в стране
дворянского рода. В условиях жесткого режима Муссолини глава концерна
пользовался относительной независимостью к местным условиям и мог позволить себе
такие сделки, которые более зависимые государственные предприятия не могли
пойти. Каждая из компаний концерна имела свой корпоративный бренд, состоящий из
общего наименования и места расположения подразделения (Caproni-Predapio,
Caproni-Bergamasca, Caproni-Reggiane, Caproni-Vizzola и Caproni-Trento. Концерну
также принадлежала мотостроительные компании, например Issota-Fraschini).
В 1937 году дирекция Societa Italiana Aeroplani Caproni заключила международное
соглашение 1937 с бельгийской компанией SABCA (Société Anonyme Belge de
Constructions Aéronautiques). Бельгийская компания должна была стать
представителей итальянского концерна и обеспечить продажу и обслуживание
итальянских самолетов. При этом при поставках в чувствительных технологических
областях SABCA использовала хитрость, выдавая машины Caproni за свои собственные
- бомбардировщик Ca.135 стал S.45bis, из Ca.310 получился S.46, Ca.312 свою
очередь стал S.48 и т.д.
Во второй половине тридцатых годов рос интерес к современным двух-трехместным
скоростным разведчикам, дегким бомбардировщикам и, следовательно, легким
истребителям-монопланам с убирающимися стойками шасси и закрытой кабиной. Таким
образом, концерн Caproni договорился с бельгийским представительством о
разработке самолета, являвшегося аналогом британского Fairey Battle. Новый
самолет должен был быть развитием итальянского боевого самолета A.P.1. новая
машина должна была быть значительно модернизирована по сравнению со своим
предшественником с установкой вместо отечественного радиального мотора
французского двенадцатицилиндрового двухрядного 850-сильного двигателя
жидкостного охлаждения Hispano-Suiza H.S.12Y. Проект этого самолета был
разработан в расположенной в городке Понте-Сан-Пьетро компании
Caproni-Bergamasca. В Италии машина получила обозначение Ca.335 Maestrale, а в
Бельгии - S.47.
Конструктор Чезаре Паллавичино выбрал для своего самолета концепцию низкопана с
тонким фюзеляжем, в котором был отдельный отсек для пилота и оставалось
достаточно места для застекленной кабины другого члена экипажа, который выполнял
функции штурмана, бомбардира, радиста, наблюдателя и стрелка. Основные стойки
шасси выполняли уборку по типу Curtiss, при которой стойки поворачивались вокруг
своей оси на 90° и убирались назад в ниши, расположенные в консолях крыла.
Конструкция Ca.335 была смешанной - фюзеляж изготавливался из стальных труб и
покрывался листами фанеры, тогда как несущие и хвостовые поверхности были
деревянными.
Прототип не был заказан итальянским министерством авиации и, следовательно,
самолет полетел в Бергамо без обязательного номера военной регистрации MM. В
этом городе машина с 860-сильным двигателем H.S.12Ycrs прошел испытания и до
вступления Италии в войну был отправлен в Брюссель компании SABCA. Однако именно
в это время компания была занята субподрядами для французских фирм и
строительством для французских ВВС - (Armée de l'Air) по лицензии истребителей
Koolhoven F.K.58. Вследствие этого для S.47 просто не хватило производственных
мощностей.
10 мая 1940 года Германия начала наступление на Западном фронте, в ходе которого
Бельгия была быстро захвачена. Это также означало конец программы S.47. Однако
еще в 1939 году итальянское министерство авиации под влиянием успехов немецкого
Junkers Ju 87 Stuka выпустило спецификацию, требовавшую от итальянских
авиакомпаний спроектировать и построить прототип одно или двухмоторного
самолета, способного пикировать для выполнения точного бомбометания. В конкурсе
приняли участие большое количество компаний (действовавший более-менее
безуспешно), среди которых была и Caproni Aeronautica Bergamasca и ее
конструктор Чезаре Паллавичино. Он пошел наиболее рациональным путем,
приспособив для новых требований Ca.335. За относительно короткий период времени
появился новый самолет Ca.355, получивший собственное имя Tuffo (в итальянском
языке означает прыжок в глубину, что так или иначе ассоциируется с бомбометанием
в пикировании - в итоге бомбардировщики этого типа в Италии получили обозначение
tuffatori).
Новый Ca.355 взял от Ca.335 общую компоновку, технологию производства некоторые
системы и схему уборки шасси. Новый самолет имел меньшие размеры и был более
прочным. Кабина второго члена экипажа была смещена вперед ближе к центру
тяжести для лучшего перенесения перегрузок. Также машина получила новый
двигатель - двенадцатицилиндровый инвертированный двигатель воздушного
охлаждения Isotta-Fraschini Delta R.C.35 IV, развивший на взлете 850 л.с. и
приводивший в движение трехлопастный реверсивный винт компании Piaggio.
Конструкция фюзеляжа оставалась в виде сварной фермы из стальных труб; до
передней кабины для обшивки использовались листы дюралюминия, а от кабины -
фанера и полотно. Крыло отличалось тем, что отъемные деревянные консоли
присоединялись к кессонному металлическому центроплану, несшему основные стойки
шасси и маслорадиатор (в правой части). Также как и на Ca.335 крыло и хвостовое
оперение были цельнодеревянными с фанерно-полотняной обшивкой. Хвостовое колесо
было неубирающимся.
14 января 1941 года прототип Tuffo, получивший номер военного регистра MM.470 и
еще без нанесенных опознавательных знаков (только белый крест на киле), под
управлением летчика-испытателя Этторе Венги (Ettore Wengi) вылетел в Бергамо.
Машина летела без вооружения, которое должно было состоять их двух пулеметов
Breda-SAFAT калибра 7,7 или 12,7 мм, размещенных в консолях крыла, и одного
подвижного 7,7-мм пулемета в задней кабине. Однако на прототип установки
вооружения не планировалась, и места для установки были наглухо закрыты. Во всех
испытаниях, включая подвешенный под фюзеляжем макет 250-кг бомбы, Tuffo летал
только с одним пилотом, при этом общая нагрузка должна была составить 400 кг.
С марта 1941 года прототип испытывался в расположенном в Гуидонии
экспериментальном центре Regia Aeronautica, в ходе которых Ca.355 показал себя
вполне успешно. однако в это время Германия поставила фашистскому режиму
пикирующие бомбардировщики Ju 87 модификации B, а позднее D (в Италии эти машины
получили наименование Picchiatello). Машины компании Junkers были более
эффективными и, кроме того, были в непосредственно в наличии.
Серийное производство Ca.355 не планировалось вплоть до лета 1942 года, когда
для командования Regia Aeronautica все уже было слишком поздно в частности для
планов Муссолини в Северной Африке и на Восточном фронте. Единственный прототип
Ca.355 еще некоторое время и впоследствии был разобран на материалы.
(c)
alternathistory.org.ua