В Испании Не 111 "жил" еще пару десятилетий после окончания Второй мировой
войны. В 1941 г. франкистское правительство приступило к переговорам с Германией
о приобретении лицензии. Первоначально речь шла о модификации Р, но позже
остановились на Н-3. Развернуть производство на заводе CASA намеревались в 1942
г., закончить - в 1946 г. Первая серия должна была включать половину узлов
немецкого изготовления, далее их доля должна была постепенно снижаться.
Реально от немцев в 1943 г. получили комплект документации на бомбардировщик
типа Н-16 и один самолет-образец. В июле 1944 г. на родину вернулись испанские
инженеры и рабочие, обучавшиеся в Ростоке. С ними прибыл немецкий консультант,
инженер Зеелигер. Испанский вариант "хейнкеля" именовался сначала H-16L, а затем
С-2.111.
Когда испанцы принялись осваивать производство, Германия уже была отрезана
армиями союзников. Успели получить некоторое количество моторов Jumo 211F-2 и
винтов VS-11. Этого хватало примерно на дюжину бомбардировщиков. Надежды на
помощь немцев уже не оставалось, все пришлось делать самим. Из-за этого темпы
выпуска оказались весьма невысокими. Часть узлов изготовляли в Кадисе, часть - в
Табладе, где и вели сборку.
Первый самолет испанского производства, С-2.111А, поднялся в небо 23 мая 1945 г.
Еще шесть машин сделали в 1946 г. и три - в 1947 г. В апреле 1948 г. первые
десять самолетов сдали ВВС. В общей сложности к началу 1950 г. собрали около 50
бомбардировщиков, большая часть которых так и стояла на заводском аэродроме без
двигателей. Испанские самолеты отличались от немецких усиленными моторамами,
металлическими (вместо фибровых) бензобаками и вооружением из двух пулеметов MG
15 (в верхней и нижней огневых точках) и одного итальянского 12,7-мм пулемета "Бреда-SAFAT"
- в носовой. Последние снимали со списанных итальянских бомбардировщиков. По
сравнению с оригиналом вес пустого самолета увеличился (в частности, за счет
худшего качества испанских алюминиевых сплавов), бомбовая нагрузка упала
примерно на треть.
Моторы и винты испанцы искали повсюду. В 1948 г. приобрели трофейные двигатели
со складов в Польше; в качестве посредника выступила шведская фирма. Годом позже
удалось купить кое-что во Франции. Всего к 1955 г. в Испанию поступило 334
мотора Jumo 211F-2. К этому времени выпустили 130 самолетов, из них немецкие
двигатели установили на 117.
В начале 1950 г. запас импортных пропеллеров иссяк, и вместо них стали
монтировать отечественные HL.302.644, тоже трехлопастные, но с деревянными
лопастями. Втулка этого винта изготавливалась по лицензии фирмы "Гамильтон"; в
старый кок она не умещалась. Сначала машины отправляли вообще без коков винтов,
затем появились новые коки конической формы. Постепенно менялась и комплектация
радиооборудования. Если на первых машинах стояла только одна радиостанция и
единственная радиомачта, то позже добавили вторую рацию и радиокомпас,
соответственно антенн стало больше. По оборудованию бомбардировщики разделялись
на варианты А-1, А-2 и А-3.
Послевоенные бомбардировщики испанского производства несли старый немецкий
камуфляж с остроугольными пятнами коричневого, зеленого или серо-зеленоватого
цвета. Позже перешли на однотонную серебристую, светло-серую или светлую
желто-зеленоватую окраску верхних поверхностей. Низ во всех случаях оставался
светло-голубым. Руль направления обязательно был белым, с косым черным крестом.
Опознавательные знаки, красно-желто-красные кокарды, располагались на крыльях
сверху и снизу и на хвостовой части фюзеляжа. На фюзеляже слева от кокарды
наносили номер части, справа - номер самолета.
Кроме бомбардировщиков С-2.111А (по системе обозначений ВВС - В.7, с февраля
1951 г. - В.2Н), с декабря 1950 г. выпускали транспортные С-2.111T (Т.8) без
вооружения, подфюзеляжной гондолы, но с входной дверью на левом борту. Кресла
для шести пассажиров стояли двумя рядами вдоль бортов. В сентябре 1951 г.
выпустили единственный разведчик С-2.111C (B.2HR). Фотокамеры располагались в
бомбоотсеке, бомбовое вооружение отсутствовало. Позже собирали три варианта
разведчика-бомбардировщика (С-1, С-2 и С-3), отличавшиеся типом винтов и
комплектацией оборудования. У них предусматривалась возможность несения
уменьшенной бомбовой нагрузки. Всего изготовили 18 экземпляров. С марта 1952 г.
строили также учебно-тренировочные самолеты С-2.111Е (в ВВС - тоже Т.8) с
двойным управлением.
Но немецкие моторы когда-то должны были закончиться. В октябре 1948 г. один
бомбардировщик испытали с французскими двигателями Испано-Сюиза 12Z89, но
результаты признали неудовлетворительными. В июле 1951 г.
на С-2.111Е установилианглийские моторы "Мерлин" 500-29 мощностью по 1400 л.с. с
английскими же четырехлопастными винтами-автоматами "Ротол". Пришлось полностью
переделать мотогондолу и применить большие по площади радиаторы. Позднее самолет
доработали под стандарт бомбардировщика как С-2.111В (В.21), смонтировав
вооружение. После испытаний эту машину передали в строевую часть; она
эксплуатировалась до аварии в 1960 г.
В 1956 - 1959 гг. подобным образом модернизировали девять учебных самолетов и
столько же транспортников, обозначенных Т.8В. Закупка моторов в Великобритании
также позволила завершить недостроенные бомбардировщики и доработать уже
находившиеся в эксплуатации машины. Всего новые мотоустановки получили 135
самолетов. Параллельно внедрялось более современное американское
радиооборудование.
Внешне это отразилось в появлении каплевидного обтекателя с антенной
радиокомпаса над фюзеляжем и перемещении радиомачт. С 1958 г. вместо винтов "Ротол"
устанавливали трехлопастные металлические пропеллеры HL.304.644 (лицензия "Де Хевилленд").
В этот период появился ряд новых модификаций. С-2.111D, выпускавшийся с 1955 г.,
представлял собой невооруженный самолет для картографической съемки. С-2.111D-1
был разведчиком-бомбардировщиком, у которого на месте левой бомбовой кассеты
находилась фотоаппаратура. В носовой установке у него смонтировали 20-мм пушку MG FF. Для 14 серийных разведчиков-бомбардировщиков это оружие сняли со
списанных истребителей. Эту модификацию в мае 1956 г. даже предлагали на экспорт
в Ирак, но посетивший Испанию иракский король Фейсал II вежливо уклонился от
покупки машины, по сути, 30-х годов. В 1960 г. один бомбардировщик переделали в
поисково-спасательный самолет С-2.111F (T.8D).
Пережившие гражданскую войну 58 Не.111В и Не 111Е стали костяком
бомбардировочной авиации новых испанских ВВС. Изношенные бомбардировщики
германского производства вынужденно эксплуатировались в 15-м полку вплоть до
октября 1954 г. После поступления машин отечественного выпуска к маю 1951 г. ими
полностью перевооружили 11-й полк, а также передали по несколько
бомбардировщиков в 11-й и 14-й полки. Разведчики в июне 1952 г. пополнили 96-ю
аэрофотосъемочную эскадрилью, позже - 31-ю и 33-ю группы. В марте 1956 г. В.2Н
разместили на Канарских островах, откуда они совершали разведывательные полеты
над Марокко и Испанской Западной Сахарой, собирая информацию о передвижении
отрядов повстанцев. При этом в качестве передовой площадки часто использовали
аэродром Сиди-Ифни в пустыне.
По мере износа немецких моторов аварийность в частях, вооруженных "хейнкелями",
постоянно росла. Так, в октябре 1956 г. рухнул на землю B.2HR, при этом погиб
весь экипаж. Самолеты с двигателями "Мерлин" начали сменять их с января 1957 г.
Бомбардировщики и разведчики старых модификаций или отправлялись на
переоборудование, или передавались в учебные подразделения и летные школы. Там
они продержались еще год или два.
Самолетам же с английскими моторами предстояло вступить в бой. Партизанская
война в Сахаре ширилась, повстанцев поддерживало получившее независимость
Марокко. Американцы запретили использовать в Африке оружие, полученное Испанией
от них в рамках военной помоши. Пришлось собирать всякое старье из собственных
запасов. В мае 1957 г. на базу Гандо перебросили шесть бомбардировщиков-разведчи-ков BR.21, месяц спустя еще столько же; они вошли в
29-ю группу, которая вскоре выросла до 24 самолетов. Сначала они только вели
разведку, а с 27 октября наносили и бомбовые удары по повстанцам. Использовались
мелкие бомбы, лежавшие на складах с конца 30-х годов; упав на песок, они часто
не взрывались. В ход шли ручные гранаты, минометные мины, канистры с бензином и
маслом с самодельными зажигательными устройствами. В зоне действий партизан
бомбили обнаруженные палатки, караваны верблюдов, группы людей. С самолетов
также стреляли из пушек и пулеметов. В ряде случаев совершали вылеты по запросам
небольших гарнизонов, подвергавшихся атакам из пустыни. При этом бомбили с
небольших высот, тщательно прицеливаясь. Партизаны отвечали огнем из винтовок и
пулеметов. "Хейнке-ли" часто приземлялись на базе с пробоинами. Один самолет не
вернулся с боевого задания, весь его экипаж погиб.
Несмотря на поддержку с воздуха, многие населенные пункты были захвачены
партизанами, другие находились в осаде. Бомбардировщикам пришлось сбрасывать с
воздуха продовольствие, боеприпасы и медикаменты. 29 ноября 1957 г. три B.2I
нанесли удар по повстанцам в городке Тиллулин, который после этого был захвачен
парашютистами, высадившимися с десяти транспортных самолетов Т.2.
Испанские войска в Сахаре были значительно усилены подразделениями,
переброшенными из метрополии военной и гражданской авиацией. С начала декабря
они перешли в контрнаступление и вернули почти все утраченные позиции. В то же
время летчики эвакуировали гарнизон городка Смара, который уже не мог сражаться
в окружении. В январе 1958 г. с помощью французских войск повстанцев оттуда
опять вытеснили. Месяц спустя удалось заключить перемирие; Сахара перестала быть
колонией, получив статус провинции. Однако контингент испанских войск там
сохранился. "Хейнкели" служили в Африке до июля 1970 г. На Канарских островах
последний С-2.111 летал до января 1975 г.
Все ныне летающие Не 111 - испанского производства, причем последних выпусков, с
английскими двигателями. Даже если в музее самолет покрашен "по-немецки" и
снабжен надлежащим количеством крестов, поглядите на мотогондолы - в них могут
оказаться "Мерлины". В известном фильме "Битва за Англию" все Не 111 в кадре -
испанские, только перекрашенные.