Уголок неба ¦ CASA 2-III

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   CASA 2-III
       
Разработчик: CASA
Страна: Испания, Германия
Первый полет: 1945
Тип: Средний бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В Испании Не 111 "жил" еще пару десятилетий после окончания Второй мировой войны. В 1941 г. франкистское правительство приступило к переговорам с Германией о приобретении лицензии. Первоначально речь шла о модификации Р, но позже остановились на Н-3. Развернуть производство на заводе CASA намеревались в 1942 г., закончить - в 1946 г. Первая серия должна была включать половину узлов немецкого изготовления, далее их доля должна была постепенно снижаться.

Реально от немцев в 1943 г. получили комплект документации на бомбардировщик типа Н-16 и один самолет-образец. В июле 1944 г. на родину вернулись испанские инженеры и рабочие, обучавшиеся в Ростоке. С ними прибыл немецкий консультант, инженер Зеелигер. Испанский вариант "хейнкеля" именовался сначала H-16L, а затем С-2.111.

Когда испанцы принялись осваивать производство, Германия уже была отрезана армиями союзников. Успели получить некоторое количество моторов Jumo 211F-2 и винтов VS-11. Этого хватало примерно на дюжину бомбардировщиков. Надежды на помощь немцев уже не оставалось, все пришлось делать самим. Из-за этого темпы выпуска оказались весьма невысокими. Часть узлов изготовляли в Кадисе, часть - в Табладе, где и вели сборку.

Первый самолет испанского производства, С-2.111А, поднялся в небо 23 мая 1945 г.

Еще шесть машин сделали в 1946 г. и три - в 1947 г. В апреле 1948 г. первые десять самолетов сдали ВВС. В общей сложности к началу 1950 г. собрали около 50 бомбардировщиков, большая часть которых так и стояла на заводском аэродроме без двигателей. Испанские самолеты отличались от немецких усиленными моторамами, металлическими (вместо фибровых) бензобаками и вооружением из двух пулеметов MG 15 (в верхней и нижней огневых точках) и одного итальянского 12,7-мм пулемета "Бреда-SAFAT" - в носовой. Последние снимали со списанных итальянских бомбардировщиков. По сравнению с оригиналом вес пустого самолета увеличился (в частности, за счет худшего качества испанских алюминиевых сплавов), бомбовая нагрузка упала примерно на треть.

Моторы и винты испанцы искали повсюду. В 1948 г. приобрели трофейные двигатели со складов в Польше; в качестве посредника выступила шведская фирма. Годом позже удалось купить кое-что во Франции. Всего к 1955 г. в Испанию поступило 334 мотора Jumo 211F-2. К этому времени выпустили 130 самолетов, из них немецкие двигатели установили на 117.

В начале 1950 г. запас импортных пропеллеров иссяк, и вместо них стали монтировать отечественные HL.302.644, тоже трехлопастные, но с деревянными лопастями. Втулка этого винта изготавливалась по лицензии фирмы "Гамильтон"; в старый кок она не умещалась. Сначала машины отправляли вообще без коков винтов, затем появились новые коки конической формы. Постепенно менялась и комплектация радиооборудования. Если на первых машинах стояла только одна радиостанция и единственная радиомачта, то позже добавили вторую рацию и радиокомпас, соответственно антенн стало больше. По оборудованию бомбардировщики разделялись на варианты А-1, А-2 и А-3.

Послевоенные бомбардировщики испанского производства несли старый немецкий камуфляж с остроугольными пятнами коричневого, зеленого или серо-зеленоватого цвета. Позже перешли на однотонную серебристую, светло-серую или светлую желто-зеленоватую окраску верхних поверхностей. Низ во всех случаях оставался светло-голубым. Руль направления обязательно был белым, с косым черным крестом. Опознавательные знаки, красно-желто-красные кокарды, располагались на крыльях сверху и снизу и на хвостовой части фюзеляжа. На фюзеляже слева от кокарды наносили номер части, справа - номер самолета.

Кроме бомбардировщиков С-2.111А (по системе обозначений ВВС - В.7, с февраля 1951 г. - В.2Н), с декабря 1950 г. выпускали транспортные С-2.111T (Т.8) без вооружения, подфюзеляжной гондолы, но с входной дверью на левом борту. Кресла для шести пассажиров стояли двумя рядами вдоль бортов. В сентябре 1951 г. выпустили единственный разведчик С-2.111C (B.2HR). Фотокамеры располагались в бомбоотсеке, бомбовое вооружение отсутствовало. Позже собирали три варианта разведчика-бомбардировщика (С-1, С-2 и С-3), отличавшиеся типом винтов и комплектацией оборудования. У них предусматривалась возможность несения уменьшенной бомбовой нагрузки. Всего изготовили 18 экземпляров. С марта 1952 г. строили также учебно-тренировочные самолеты С-2.111Е (в ВВС - тоже Т.8) с двойным управлением.

Но немецкие моторы когда-то должны были закончиться. В октябре 1948 г. один бомбардировщик испытали с французскими двигателями Испано-Сюиза 12Z89, но результаты признали неудовлетворительными. В июле 1951 г. на С-2.111Е установилианглийские моторы "Мерлин" 500-29 мощностью по 1400 л.с. с английскими же четырехлопастными винтами-автоматами "Ротол". Пришлось полностью переделать мотогондолу и применить большие по площади радиаторы. Позднее самолет доработали под стандарт бомбардировщика как С-2.111В (В.21), смонтировав вооружение. После испытаний эту машину передали в строевую часть; она эксплуатировалась до аварии в 1960 г.

В 1956 - 1959 гг. подобным образом модернизировали девять учебных самолетов и столько же транспортников, обозначенных Т.8В. Закупка моторов в Великобритании также позволила завершить недостроенные бомбардировщики и доработать уже находившиеся в эксплуатации машины. Всего новые мотоустановки получили 135 самолетов. Параллельно внедрялось более современное американское радиооборудование.

Внешне это отразилось в появлении каплевидного обтекателя с антенной радиокомпаса над фюзеляжем и перемещении радиомачт. С 1958 г. вместо винтов "Ротол" устанавливали трехлопастные металлические пропеллеры HL.304.644 (лицензия "Де Хевилленд").

В этот период появился ряд новых модификаций. С-2.111D, выпускавшийся с 1955 г., представлял собой невооруженный самолет для картографической съемки. С-2.111D-1 был разведчиком-бомбардировщиком, у которого на месте левой бомбовой кассеты находилась фотоаппаратура. В носовой установке у него смонтировали 20-мм пушку MG FF. Для 14 серийных разведчиков-бомбардировщиков это оружие сняли со списанных истребителей. Эту модификацию в мае 1956 г. даже предлагали на экспорт в Ирак, но посетивший Испанию иракский король Фейсал II вежливо уклонился от покупки машины, по сути, 30-х годов. В 1960 г. один бомбардировщик переделали в поисково-спасательный самолет С-2.111F (T.8D).

Пережившие гражданскую войну 58 Не.111В и Не 111Е стали костяком бомбардировочной авиации новых испанских ВВС. Изношенные бомбардировщики германского производства вынужденно эксплуатировались в 15-м полку вплоть до октября 1954 г. После поступления машин отечественного выпуска к маю 1951 г. ими полностью перевооружили 11-й полк, а также передали по несколько бомбардировщиков в 11-й и 14-й полки. Разведчики в июне 1952 г. пополнили 96-ю аэрофотосъемочную эскадрилью, позже - 31-ю и 33-ю группы. В марте 1956 г. В.2Н разместили на Канарских островах, откуда они совершали разведывательные полеты над Марокко и Испанской Западной Сахарой, собирая информацию о передвижении отрядов повстанцев. При этом в качестве передовой площадки часто использовали аэродром Сиди-Ифни в пустыне.

По мере износа немецких моторов аварийность в частях, вооруженных "хейнкелями", постоянно росла. Так, в октябре 1956 г. рухнул на землю B.2HR, при этом погиб весь экипаж. Самолеты с двигателями "Мерлин" начали сменять их с января 1957 г. Бомбардировщики и разведчики старых модификаций или отправлялись на переоборудование, или передавались в учебные подразделения и летные школы. Там они продержались еще год или два.

Самолетам же с английскими моторами предстояло вступить в бой. Партизанская война в Сахаре ширилась, повстанцев поддерживало получившее независимость Марокко. Американцы запретили использовать в Африке оружие, полученное Испанией от них в рамках военной помоши. Пришлось собирать всякое старье из собственных запасов. В мае 1957 г. на базу Гандо перебросили шесть бомбардировщиков-разведчи-ков BR.21, месяц спустя еще столько же; они вошли в 29-ю группу, которая вскоре выросла до 24 самолетов. Сначала они только вели разведку, а с 27 октября наносили и бомбовые удары по повстанцам. Использовались мелкие бомбы, лежавшие на складах с конца 30-х годов; упав на песок, они часто не взрывались. В ход шли ручные гранаты, минометные мины, канистры с бензином и маслом с самодельными зажигательными устройствами. В зоне действий партизан бомбили обнаруженные палатки, караваны верблюдов, группы людей. С самолетов также стреляли из пушек и пулеметов. В ряде случаев совершали вылеты по запросам небольших гарнизонов, подвергавшихся атакам из пустыни. При этом бомбили с небольших высот, тщательно прицеливаясь. Партизаны отвечали огнем из винтовок и пулеметов. "Хейнке-ли" часто приземлялись на базе с пробоинами. Один самолет не вернулся с боевого задания, весь его экипаж погиб.

Несмотря на поддержку с воздуха, многие населенные пункты были захвачены партизанами, другие находились в осаде. Бомбардировщикам пришлось сбрасывать с воздуха продовольствие, боеприпасы и медикаменты. 29 ноября 1957 г. три B.2I нанесли удар по повстанцам в городке Тиллулин, который после этого был захвачен парашютистами, высадившимися с десяти транспортных самолетов Т.2.

Испанские войска в Сахаре были значительно усилены подразделениями, переброшенными из метрополии военной и гражданской авиацией. С начала декабря они перешли в контрнаступление и вернули почти все утраченные позиции. В то же время летчики эвакуировали гарнизон городка Смара, который уже не мог сражаться в окружении. В январе 1958 г. с помощью французских войск повстанцев оттуда опять вытеснили. Месяц спустя удалось заключить перемирие; Сахара перестала быть колонией, получив статус провинции. Однако контингент испанских войск там сохранился. "Хейнкели" служили в Африке до июля 1970 г. На Канарских островах последний С-2.111 летал до января 1975 г.

Все ныне летающие Не 111 - испанского производства, причем последних выпусков, с английскими двигателями. Даже если в музее самолет покрашен "по-немецки" и снабжен надлежащим количеством крестов, поглядите на мотогондолы - в них могут оказаться "Мерлины". В известном фильме "Битва за Англию" все Не 111 в кадре - испанские, только перекрашенные.






 ЛТХ:
Модификация   CASA 2-IIIE
Размах крыла, м   22.60
Длина, м   16.60
Высота, м   4.00
Площадь крыла, м2   87.70
Масса, кг  
  пустого самолета   8720
  нормальная взлетная   14200
Тип двигателя   2 ПД Rolls Royce Merlin 72
Мощность, л.с.   2 х 1475
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   375
  на высоте   440
Крейсерская скорость , км/ч  
  у земли   325
  на высоте   380
Боевая дальность, км   2100
Практический потолок, м   8500
Экипаж, чел   5
Вооружение:

  одна 20-мм пушка МGFF с 180 снарядами в носу
  один 13-мм пулемет МG-131 в верхней установке
  два 7.9-мм пулемета МG-81 с 1000 патронами
  один пулемет МG-15 или МG-81 с 1000 патронами или спарка МG-81 с 500 патронами на ствол в боковых окнах
  бомбовая нагрузка - 3000 кг:
  32х50кг, или 8х250кг, или
  16х50кг + 1х1000кг бомбы на внешнем держателе, или
  1х2000кг + 1х1000кг на внешних держателях


 Доп. информация :


 Фотографии:

 CASA 2.111A (c) Francisco Andreu
 CASA 2.111B (c) Tomas Asensio
 CASA 2.111B (c) Juan M. Gonzalez
 CASA 2.111B (c) Juan M. Gonzalez
 CASA 2.111B (c) Juan M. Gonzalez
 CASA 2.111C
 CASA 2.111D (c) Juan M. Gonzalez
 CASA 2.111E (c) Juan M. Gonzalez
 CASA 2.111F (c) Juan M. Gonzalez
 CASA 2.111H (c) Francisco Andreu
 CASA 2.111H (c) Francisco Andreu
 Кабина пилота CASA 2.111B (c) Francisco Andreu

 Схемы:

 CASA 2-111
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 C.2-111A
 C.2-111B

 



 

Список источников:

Владимир Котельников.  "Хенкель"  He 111 - Бомбардировщик блицкрига
Flugzeug. Gonzalo Avila Cruz. Die "Pedros" aus Spanien
Avions. Juan Arraez Cerda. Les Heinkel He.111H-16 de fabrication Espagnole
Aviationcorner.net. CASA C-2111


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: