В 1926 году едва ли не первыми в мире американцы разработали на практике
технику бомбометания с пикирования, когда несколько палубных морских
истребителей Curtiss F6C из эскадрильи VF-2 использовались в экспериментах по
этому методу атаки. На высоте 760 м самолет вводился в пикирование под углом 45
градусов, и на высоте 120 м сбрасывалась бомба.
Год спустя на больших военно-морских ученьях американские летчики
продемонстрировали новый метод бомбометания уже в присутствии иностранных
военных атташе. Показанные на маневрах бросавшие с пикирования бомбы истребители
Curtiss произвели большое впечатление на иностранных специалистов и послужили
причиной повального увлечения пикирующими бомбардировщиками во всем мире. Но это
будет еще в будущем. Во второй половине 20-х годов страны западной демократии,
только что пережившие кровавую бойню 1-й Мировой войны, пребывали в состоянии
спячки. Правительство Англии, Франции, Германии, Италии крайне неохотно выделяли
средства на военные нужды.
Военные атташе, оценившие новый способ бомбовой атаки, само собой, описали его в
своих докладах, после чего об этом благополучно забыли на 10 лет, пока западным
армиям не пришлось столкнуться с новым классом бомбардировщиков в лице немецких
Ju-87 уже в новой войне.
Совершенно по другому повели себя японцы. Японская экономика в отличие от Запада
в 20-е годы была на подъеме. А внутри страны уже вовсю поднимал голову
милитаризм, разрабатывались военные планы экспансии в соседние страны. И в этой
связи денег на разработку новых видов вооружения не жалели.
Доклад военно-морского атташе об учениях в США не остался незамеченным в Японии.
Уже в 1929 году в США отправился морской офицер, инженер Джюнъитиро Нагахата,
служивший в морском Техническом Институте в городе Йокосука - Yokosuka Kaigun
Kõsho или сокращенно "Yokosho".
Официальным поводом поездки Нагахаты в США было ознакомление с технологическими
приемами производства авиатехники на американских заводах. А основным заданием,
которое не афишировалось, было знакомство с разрабатываемыми в США новейшими
проектами морских пикирующих бомбардировщиков.
За несколько месяцев пребывания в Америке японскому инженеру удалось посетить
три ведущие американские авиастроительные фирмы и получить исчерпывающие
сведения о трех проектах пикировщиков - Martin XT5M-1; Vought 02U и Curtiss
XF8C-2 "Helldiver". Последний вызвал наибольший интерес. Не осталась без
внимания оригинальная разработка американцев – трапеция, для вывода бомбы за
пределы плоскости вращения винта во время сброса с пикирования. Позднее, эта
трапеция стала классикой во всех проектах пикирующих бомбардировщиков во всех
странах.
По возвращению в Японию Нагахата обстоятельно доложил о результатах поездки и
настоял о включении разработки морского пикирующего бомбардировщика палубного
базирования в техническое задание спецификации 6-Shi, которая была разработана в
начале 1931 года.
В целях секретности проект палубного пикировщика был включен в спецификацию 1931
года под обозначением "6-Shi Tokushu Bakugekiki" ("Специальный бомбардировщик").
Руководителем проекта был назначен все тот же Джюнъитиро Нагахата. К тому
времени Морской Технический Институт "Yokosho", получивший свою производственную
базу, был реорганизован в Морской арсенал - Kaigun Kokusho или сокращенно "Kusho".
Однако, сознавая важность задачи и еще не имея большого опыта в разработке
авиатехники, руководство арсенала поручило Нагахата общее руководство проектом,
а детальным проектированием предложило заняться конструктору фирмы Nakajima
Роёдзо Ямамото. Поэтому часто проект "Специального бомбардировщика 6-Shi"
относят как к арсеналу "Kusho", так и к фирме Nakajima.
Первоначально проект бомбардировщика был задуман как одноместный, но в процессе
проработки был добавлен второй член экипажа – стрелок.
Первый прототип был построен в ноябре 1932 года, в следующем месяце был готов и
второй. Бомбардировщик "Kusho 6-Shi" представлял собой одномоторный биплан
довольно необычной конструкции. Нижнее крыло его изогнутое в форме обратной
чайки, было вынесено вперед по отношению к верхнему. Такое решение было
обусловлено сохранением центра тяжести самолета во время ввода и вывода в
пикирование, но оказалось ошибочным. В ходе первых же испытаний на пикирование
26 ноября 1932 года шеф-пилот фирмы Накадзима Цунео Фуджимаки не смог вывести
самолет из пике и врезался в землю. По свидетельству очевидцев с земли пилот
несколько раз пытался "поднять нос", но каждый раз его затягивало в пике. В
результате самолет почти отвесно вошел в землю, пилот погиб.
Второй прототип некоторое время еще проходил испытания, но ввиду отвратительной
управляемости и плохой устойчивости, вскоре был отправлен на прикол, а проект
закрыт.
В декабре 1932 года Джюнъитиро Нагахата в содружестве с конструктором Роёдзо
Ямамото из фирмы Накадзима попытались взять реванш за неудачу с проектом
пикировщика, разработав новую улучшенную версию уже в рамках программы 7-Shi.
Один прототип пикировщика был построен в 1933 году и, в целом, повторял
концепцию "Kusho 6-Shi", равно как и его недостатки. Проект "Kusho 7-Shi",
получивший внутрифирменное обозначение N-35, также был отвергнут флотом.
В 1933 году флот вновь вернулся к вопросу создания палубного пикировщика в новой
спецификации 8-Shi. Но на этот раз решил уже провести конкурс проектов,
предложив поучаствовать в нем и компанию Aichi Kokuki Co. Но главную надежду все
же возлагали на объединенные усилия Накадзимы и 1-го Арсенала флота в Йокосуке,
небезосновательно полагая, что опыт работ над предыдущими проектами "специальных
бомбардировщиков" не может не дать результата в этот раз.
Разработанный тем же коллективом Нагахаты и Ямамото новый "Специальный
бомбардировщик 8-Shi" отличался от предыдущего проекта увеличенной площадью
крыльев и переработанной системой межкрыльевых стоек. Детальный проект, как и
ранее осуществлялся на Накадзиме под внутрифирменным обозначением “RZ”. Два
прототипа были построены в 1934 году. Забегая вперед, надо отметить, что уже
позднее, когда флот определился с победителем конкурса в лице проекта Аичи D1A,
проект Арсенала в Йокосука и Накадзима получил задним числом обозначение D2N.
Также встречается иногда обозначение D2Y.
Испытания прототипов D2N оказались разочаровывающими. От проблемы плохой
устойчивости так и не удалось избавиться. Впоследствии, два прототипа были
обозначены D2N1 и D2N2, а попытка модифицировать один из двух прототипов была
обозначена D2N3.
По другому пути пошло руководство фирмы Аичи, фирмы, до сей поры занимавшейся
лишь производством чужих конструкций и разработкой легких гидропланов.
Давнее сотрудничество с немецким конструктором Эрнстом Хейнкелем и в этот раз
принесло свои результаты.
Работа над проектом палубного пикировщика началась еще в 1931 году, когда
Нагахата и Ямамото мучились со своими машинами. Руководство Аичи, наблюдая со
стороны за неудачами коллег-конкурентов, регулярно извещала об этом своего
постоянного представителя на заводе Хейнкеля инженера Тецуо Мике.
Начало нового конкурса 8-Shi удачно совпало с окончанием испытаний в Германии
последнего детища Эрнста Хейнкеля разведчика-бомбардировщика Hе.50аL, который
допускал бомбометание с пикирования. Немецкое руководство, ограниченное
Версальским договором в правах на разработку боевой авиации, также было
заинтересовано в работах по тематике пикирующих бомбардировщиков и контракт с
фирмой Аичи пришелся как нельзя кстати. Таким образом, работа "на себя"
маскировалась за ширмой иностранного контракта.
Второй прототип немецкого пикировщика, обозначенный как Hе.50b, строился уже по
японскому заказу. Aichi Kokuki Co. заключила контракт с фирмой Ernst Heinkel
Flugzeugwerke A.G. в 1932 году, еще до официального объявления об участии в
конкурсе 8-Shi, по сути, на свой страх и риск.
Немецкий пикировщик имел звездообразный двигатель "Бристоль-Юпитер"-VI взлетной
мощностью 490л.с., производимый по лицензии под обозначением Siemens-Halske Sh
22 (SAM 22). Винт был четырехлопастный деревянный, фиксированного шага. Под
экспортным обозначением Не.66 в начале 1933 года он прибыл в Японию.
Изучив немецкий самолет, японские инженеры пришли к выводу, что способны
улучшить западную конструкцию. Руководителем проекта, получившего
внутрифирменное обозначение АВ-9, был назначен Токуйчиро Гомей, его заместителем
стал Ёшимичи Кобаяши.
Для начала двигатель Сименс заменили на отечественный Nakajima Kotobuki 2 Kai-1
взлетной мощностью 585 л.с. Деревянный четырехлопастный винт также уступил место
металлическому двухлопастному постоянного шага диаметром 2740 мм. Доpаботки
включали также необходимую пеpеделку и усиление констpукции шасси для пpименения
с авианосцев, замену хвостового колеса костылем, введение гака аэрофинишера,
кольца Тауненда на двигателе, измененным рулем направления и стреловидностью
крыльев по передней кромке в 5 градусов. Еще одним отличием стала установленная
на днище фюзеляжа качающаяся трапеция, предназначенная для выноса бомбы перед
сбросом за пределы площади, ометаемой воздушным винтом.
В таком виде детище Аичи АВ-9 было представлено на конкурс в середине 1934 года
под необычным наименованием "Экспериментальный Специальный Бомбардировщик
8-Shi", в котором из соображений секретности не было ни намека на возможность
самолета производить бомбометание с пикирования.
Первые же полеты подтвердили немецкое качество и показали полное превосходство
над конкурентами. В декабре 1934 года пикировщик Аичи был официально принят на
вооружение под обозначением "Легкий палубный бомбардировщик Тип 94", вскоре
измененное на "Палубный бомбардировщик Тип 94" или короткое D1A1.
Самолет был запущен в крупносерийное производство на заводе Аичи в г. Нагоя, где
были выпущены 162 бомбардировщика D1A1. Первые 118 самолетов были оснащены
585-сильным двигателем воздушного охлаждения Kotobuki 2 Kai-1, а последние 44 -
Kotobuki 3, увеличенной до 710 л.с. взлетной мощностью.
Самолет представлял собой цельнометаллический биплан с полотняной обшивкой.
Вооружение его составляли два синхронных пулемета калибра 7.7 мм Виккерс-Е.
Характерно, что армейская авиация еще в 1929 году наладила выпуск этих пулеметов
по лицензии под обозначением "Тип 89 фиксированный", флот же продолжал
использовать покупные пулеметы вплоть до 1937 года, когда Виккерс-Е был запущен
в производство как Тип 97.
В задней кабине бомбардировщика располагался турельный пулемет Тип 92 –
лицензионный английский Льюис Mk.III.
Бомбовая нагрузка была представлена 250-кг бомбой на подфюзеляжной трапеции и
пары 30-кг под крыльями.
Бомбардировщик был способен осуществлять бомбометание с пикирования под углом до
60 градусов. Тормозных устройств в виде решеток или механизированных закрылков
предусмотрено не было. Также не было возможности тормозить двигателем, развернув
лопасти на реверсивную тягу – фиксированный шаг винта не предусматривал такого
использования. Поэтому атака с пикирования на бомбардировщиках D1A требовала от
пилота особого мастерства и повышенного внимания, чтобы случайно не превысить
допустимых скоростей при атаке.
Не останавливаясь на достигнутом успехе, в 1935 году Токуйчиро Гомей
спроектировал улучшенную версию самолета, получившего обозначение D1A2 (иногда
фигурирует обозначение D2A1, впрочем, никогда не использовавшееся официально).
Новая версия пикировщика получила более мощный двигатель Nakajima Hikari-1 -
9-цилиндровый, воздушного охлаждения, взлетной мощностью 820 л.с., закрытый
круглым дюралевым капотом типа NACA. Колеса шасси получили обтекатели. Была
несколько увеличена площадь крыла.
Первый опытный D1A2 был готов осенью 1936 г, испытания показали прирост скорости
и скороподъемности, а вскоре новая версия была запущена в серию под обозначением
"Палубный бомбардировщик Тип 96". Сначала производство D1A2 шло параллельно с
первой версией, а в начале 1937 года полностью вторая модель полностью сменила
первую на конвейере.
В 1938 году был разработан проект АВ-11 – версия D1A c убирающимися шасси,
однако дальше чертежной доски проект не пошел – в разработке был уже более
совершенный пикировщик-моноплан.
Производство D1A2 продолжалось до 1940 года, пока его не сменил знаменитый
"Вэл". Всего было выпущено 428 экземпляров этой версии, что значительно
превышало количество пикировщиков, построенных в тот период где-либо еще. Это
показывает, насколько высоко оценил японский флот бомбометание с пикирования.
Пикирующие бомбардировщики D1A стали первой крупносерийной машиной в истории
компании Aichi. Этот самолет стал для японского флота той прочной основой, с
которой можно было двигаться дальше.
Первым подразделением, получившим на вооружение новые пикировщики стал
учебно-боевой "Tateyama" Kokutai. Техника пилотирования и атаки на новом классе
машин требовала исключительного мастерства и храбрости у летного персонала,
поэтому экипажи пикировщиков D1A проходили длительные тренировки на сухопутных
аэродромах, прежде чем попасть на авианосец.
Одним из первых пилотов, кто блестяще овладел тактикой бомбометания с
пикирования на новом бомбардировщике стал Такасиге Эгудза, будущий ас
пикировщиков, командир группы пикирующих бомбардировщиков при атаке Перл Харбора
в декабре 1941 года.
Эгудза очень высоко оценил потенциал нового класса машин. В ходе длительных
тренировок до мелочей отрабатывалась тактика ударов по малоразмерным движущимся
целям. В качестве мишени для пикировщиков "Tateyama" Kokutai выступал устаревший
линкор "Сэттсу", управляемый по радио с эсминца.
Летом 1936 года первые пикировщики D1A, укомплектованные первоклассными,
прекрасно тренированными экипажами, наконец попали на авианосцы. Первым кораблем
этого класса стал авианосец "Рюйдзё", где десять D1A проходили палубные
испытания. Осенью эскадрилья D1A перелетела на авианосец "Хосё".
В 1937 году по 16 пикировщиков входили в состав палубных авиагрупп тяжелых
авианосцев "Акаги" и "Кага".
А вскоре представился случай проверить в бою качества новых машин. Летом 1937
года разразился 2-й японо-китайский инцидент…
В течение июля 1937 года японский флот подтягивал свои силы к месту
разгоревшегося конфликта. 7 августа в г. Шуцуйши прибыли только что
сформированные 12-й и 13-й кокутай смешанного состава, в которых числилось по
шесть пикировщиков D1A1 и D1A2.
16 августа к китайскому побережью подошли авианосцы 3-го флота – "Хосё" и
"Рюйдзё", имевшие в составе своих авиагрупп по 12 пикировщиков и тяжелый "Кага"
с 14-ю пикировщиками.
В марте 1938 года к операциям в Китае подключился новейший авианосец "Сорю",
имевший на борту восемнадцать пикировщиков D1A2
В течение всей второй половины 1937 – начала 1938 года пикировщики D1A работали
очень активно, исправно нанося точечные удары в боях за Кантон и Нанкин.
Прекрасно тренированные экипажи не раз вступали в бой с китайскими
истребителями, но до поры до времени избегали потерь.
Но с весны 1938 года, расклад сил начал постепенно меняться. Китайские летчики
набирались опыта и уже переставали быть "мальчиками для битья". К тому же в
Китай массово стала поставляться новая советская авиатехника и советские летчики
добровольцы.
Среди японских пикировщиков начали расти потери. 18 апреля 1938 года авиагруппа
с авианосца "Кага" в составе 18 пикировщиков D1A вылетела на бомбардировку
позиций китайцев в Кантоне. Группу пикировщиков вел тайи (ст. лейтенант)
Нишихара. Его сопровождала группа из трех истребителей А5М и трех А4N. На
перехват поднялись "Гладиаторы" 5-й истребительной группы (11 машин). Вскоре
подошли еще 18 "Гладиаторов" из 28 и 29 истребительных групп. В воздухе
завязалась "собачья свалка". Лейтенанты Ли Ю-Ронг и Хуан Кван Чинг атаковали
группу из девяти японских пикировщиков, работавших по аэродрому Тиенхо. В
результате один D1A1 был сбит.
Командир 28-й истребительной группы капитан Луи "Клиффорд" Йим Кьюн и его
ведомые лейтенанты У-Бо-Джун и Чэнь Юй-Шен спикировали на группу D1A, которые
только что сбросили бомбы и как раз выходили из пике, будучи наиболее уязвимы.
Один японский пикировщик был сбит, а при атаке второго у "Гладиатора" капитана
заклинили пулеметы.
Пилот сбитого пикировщика итто хико хэйсо (гл. старшина) Танака, однако сумел
посадить свой D1A, после чего Танака вместе со своим стрелком, сняв с подбитого
самолета турельный пулемет больше часа отбивались от китайцев, пока их не
подобрал другой самолет.
В этом бою японцы потеряли два пикировщика сбитыми и два тяжело поврежденными,
не считая трех истребителей.
Но, в целом, такие встречи были не частыми. Пилоты пикировщиков являлись
"сливками" японского флота. И даже при численном превосходстве истребителей
противника вполне могли за себя постоять.
К концу 1938 года линия фронта в Китае отодвинулась уже слишком далеко от
побережья и работы для пикировщиков почти не осталось. В 1939 году пикирующие
бомбардировщики вывели из "сухопутных" 12-го и 13-го кокутаев. Лишь японские
авианосцы исправно меняли друг друга у китайского побережья. В 1940 году еще
действовали авианосцы "Акаги" и "Сорю", имевшие на борту пикирующие
бомбардировщики D1A.
Но к концу 1940 года и они сменили свои пикировщики на новые D3A.
Союзная разведка, будучи уверенная в том, что старые бипланы все еще находятся
на вооружении палубных авиагрупп Японской Импении в ходе уже начавшейся на
Западе 2-й Мировой войны присвоила пикировщикам D1A кодовое имя "Сьюзи"
("Susie"). Однако, в конце 1940 года все пикировщики этого типа уже были
переданы в учебные части.
На начало декабря 1941 года бипланы Аичи еще числились в учебно-боевых “Usa”,
“Iwakuni”; “Saeki” и "Tateyama" кокутаях. Но и они до конца 1943 года списали
старые машины в утиль.
Бомбардировщикам Аичи D1A, конечно, не довелось снискать славы своего преемника,
знаменитого D3A "Вэл", но на долю "Сьюзи" выпало стать кузницей бесценных кадров
бомбардировщиков-снайперов, реализовавших себя в грядущих боях тихоокеанских
сражений. Да и в период боевых действий в Китае "Сьюзи" зарекомендовал себя
весьма ценным самолетом. Сложным противником для истребителей и смертоносным для
вражеских сухопутных частей.
(c) Евгений Аранов