"Атака!". После этого краткого приказа, отданного Мицуо Футида ранним утром 7 декабря 1941-го, первая волна японских самолетов устремилась к целям в бухте Перл-Харбор. Первый удар нанесли по аэродрому Уиллер Филд, и после нескольких минут штурмовки на земле полыхали 60 новеньких истребителей Р-40. А самолетом, сбросившим первую бомбу в атаке на Жемчужную Гавань, был
пикирующий бомбардировщик фирмы "Аичи" Тип 99. В дальнейшем во всех сражениях, где участвовали японские авианосцы, пикировщик играл одну из главных ролей, наводя ужас на моряков противника. В
начальный период войны на Тихом океане англичане и американцы еще не имели превосходства в воздухе.
И именно в это время неказистый на вид одномоторный бомбардировщик Тип 99 с неубираемым шасси в обтекателях уверенно держал первенство по потопленным кораблям союзников
среди других самолетов. В названии японской фирмы "Аичи Токкей Денки КК", что значит "Часовая и электрическая компания Аичи", нет даже и намека на авиацию. Однако в 20-х годах руководство компании
решило заняться еще и самолетостроением - делом сложным, но одновременно и выгодным.
Опыта проектирования современных летательных аппаратов у японских инженеров еще не было, и разработку боевых самолетов заказывали иностранным конструкторам. В 1925-м
заказ на корабельный, катапультный разведчик для линкора "Нагато" получила немецкая фирма "Хейнкель". Первый биплан HD.25 немцы доставили в Японию морем. После успешных испытаний, фирма "Аичи" собрала
по лицензии 14 машин для кораблей флота. Сотрудничество с немцами оказалось удачным, и когда авиации Имперского военно-морского флота понадобился пикирующий бомбардировщик, вновь обратились к
Э.Хейнкелю. В Германии собрали и облетали два прототипа: He-50aW на поплавках и He-50aL - с колесным шасси. Оба испытали на пикирование в Варнемюнде.
Следующий прототип, получивший экспортное название Не-66, в начале 1933-го доставили в Японию. На базе этой машины фирма "Аичи" с 1934-го начала выпускать морской
пикирующий бомбардировщик корабельного базирования Тип 94 или D1А1. Выпустили 161 биплан D1A1 и 427 D1A2 с более мощным двигателем. В 1936-м конструкторы "Аичи" приступили к созданию нового
корабельного пикировщика для замены устаревших бипланов D1A1 и D1A2. Бомбардировщик задумывался, как цельнометаллический моноплан, и помощь в его постройке вновь обещали оказать немецкие специалисты.
Почерк конструкторов "Хейнкеля" без ошибки угадывался, прежде всего, в крыле эллиптической формы, характерного для этой фирмы. Низкорасположенное крыло с профилем NACA
23012 имело два лонжерона и дюралевую обшивку. Полотном покрывали лишь элероны и закрылки. Под крылом имелись тормозные щитки, отклонявшиеся при пикировании. Для снижения габаритов самолета на
авианосце консоли (примерно, треть от размаха) отклонялись вверх. Два топливных бака объемом по 392л. размещались в крыле, а третий на 216л. - в фюзеляже. Архаично выглядели неубираемые стойки шасси в
обтекателях, но конструкторы посчитали, что не стоит усложнять конструкцию из-за небольшого выигрыша в скорости. В фюзеляже овального сечения типа полумонокок сидели друг за другом летчик и стрелок.
Кабина имела общий фонарь с двумя сдвижными частями. Летчик мог вести огонь из пары синхронных пулеметов Тип 97 калибра 7,7 мм, а стрелок защищал заднюю полусферу из
пулемета Тип 92 такого же калибра. Пикировщик поднимал одну 250-кг бомбу. Во время пикирования она на трапеции опускалась и после сброса не задевала винт. Под крылом могли подвешиваться бомбы калибра
30 и 60 кг. Под хвостовой частью имелся тормозной крюк для посадки на палубу.
Первый прототип с двигателем воздушного охлаждения "Накадзима Хикари 1" (взлетная мощность 710 л.с.) и винтом изменяемого шага был готов в конце 1937-го. А в январе
1938-го самолет, получивший обозначение D3A1, впервые поднялся в воздух. Однако быстро выяснилось, что мощности двигателя явно недостаточно. Кроме этого, отмечалась плохая путевая устойчивость и
недопустимая вибрация тормозных щитков на пикировании.
Мотор поменяли на 14-цилиндровый "Мицубиси Кинсей 3" (взлетная мощность 840 л.с.), доработали щитки и увеличили немного размах крыла. В таком виде D3A1 участвовал в
сравнительных испытаниях вместе со своим конкурентом в конкурсе - бомбардировщиком "Накадзима" D3N1. Более удачным признали пикировщик "Аичи", и в декабре 1939-го подписали контракт на серийный выпуск
D3A1 - морского бомбардировщика корабельного базирования Тип 99 Модель 11.
Серийные D3A1 отличались от прототипа более мощным мотором "Кинсей 43" (1000 л.с. на взлете) и форкилем, улучшавшим путевую устойчивость. Первые шесть машин испытали на
авианосцах "Акаги" и "Kaгa" и получили полное одобрение морских летчиков. Часть самолетов направили в Китай и Индокитай, где они базировались на земле. В конце 1940-го основная масса серийных D3A1
стала поступать в 1-й воздушный флот, который и должен был начать войну с США. Моряки и летчики с авианосцев "Акаги", "Kaгa", "Хирю", "Сорю", "Секаку" и "Дзуйкаку" с азартом готовились к боевым
вылетам, тренируясь каждый день. Наконец, 22 ноября 1941-го эскадра, собравшись у Курильских островов, взяла курс на Гавайи.
Когда соединение адмирала Нагумо подошло 7 декабря к Перл-Харбору, на борту шести авианосцев, кроме торпедоносцев Тип 97 и истребителей "Зеро", находилось 135 D3A1.
Корабли развернулись по ветру, и в шесть часов утра начали взлетать самолеты первой волны, и среди них 51 D3A1. Через час оторвались от палуб машины второй волны, включая 78 пикировщиков. Американцев
застали врасплох, и Футида передал по рации Нагумо условный сигнал: "Тора... Тора... Тора..." ("Внезапная атака удалась!"). Начальнику штаба 1-го воздушного флота контрадмиралу Кусака принадлежит
следующая поэтическая фраза: "Операция должна быть проведена с такой же стремительностью, как пролетает демон, а окончание ее - улетающий порыв ветра". И в 9 часов 45 минут все было кончено. За два
часа Соединенные Штаты потеряли целый линейный флот, 300 самолетов и 2500 человеческих жизней. Японцы не досчитались после боя лишь 29 самолетов, из них 15 D3A1. Успех продолжал сопутствовать
пикировщикам D3A1 и в новом 1942-м.
"Вэл" - так окрестили самолет союзные летчики, хоть и имел максимальную скорость лишь 380 км/ч, был очень эффективной и надежной машиной. Под прикрытием скоростных
"Зеро" пикировщики чувствовали себя почти в полной безопасности, тем более что основой парк истребителей США и Англии на Тихом океане составляли в то время устаревшие "Буффало" и медлительные "Уайлдкэты"
и "Харрикейны".
19 февраля 1942-го авианосцы "Kaгa", "Акаги", "Сорю" и "Хирю" разгромили морскую и авиационную базу Дарвин на севере Австралии. В том налете участвовали и 72 "Вэла".
Затем 1-й воздушный флот появился у Цейлона, и 5 апреля удар пришелся по Коломбо. И здесь успех был на стороне японцев. 38 D3A1 вместе с 54-я торпедоносцами Тип 97 потопили 16 судов союзников. Спустя
четыре дня победные крики "банзай" вновь раздавались на японских кораблях. 9 апреля 53 D3A1 поднялись с авианосцев и атаковали английские крейсера "Дорсетшир" и "Корнуолл" в 300 милях к югу от
Коломбо. В цель попало 82% сброшенных бомб, и через 20 минут оба крейсера ушли на дно. Через несколько дней эффективность пикирующих атак испытала на себе английская авианосная эскадра у Тринкомали,
на которую 85 "Вэлов" сбросили 250-килограммовые бомбы. Точность была потрясающей. 39 бомб попало в авианосец "Гермес", 13 - в эсминец "Вэмпайр" и 16 - в три судна сопровождения, после чего все
корабли затонули.
Постепенно союзники пришли в себя от неудач, и первый ответный удар нанесли 7-8 мая в Коралловом море. Здесь в схватке встретились японские авианосцы "Дзуйкаку", "Секаку"
и "Сохо" и американские "Йорктаун" и "Лексингтон". 33 "Вэла" с красными кругами на крыльях набросились на "Лексингтон", причинив ему значительные повреждения, после чего экипаж оставил корабль. Японцы
потеряли "Сохо" и тяжелые разрушения получил "Секаку". В этом бою экипажи пикировщиков, пожалуй, впервые столкнулись с достойным сопротивлением, и основная часть D3A1 была сбита. Одним из переломных
моментов в Тихоокеанской войне была битва у крохотного атолла Мидуэй. Здесь 4 июня американцы потопили четыре лучших японских авианосца: "Акаги", "Kaгa", "Хирю" и "Сорю".
Эта неудача воспринималась очень болезненно еще и потому, что вместе с самолетами погибли и опытнейшие экипажи 1-го воздушного флота, отличившиеся еще в Перл-Харборе.
Потеряв за короткий срок пять авианосцев, авиация Имперского ВМФ вынуждена была использовать часть своих пикировщиков с наземных аэродромов. Конструкторы "Аичи", пытаясь продлить летную жизнь своего
пикирующего бомбардировщика, внесли в него ряд изменений. Еще раньше на серийных "Вэлах" появился двигатель "Кинсей 44" взлетной мощностью 1070 л.с., а теперь его заменили на 1300-сильный "Кинсей 54".
Увеличили емкость бензиновых баков на 79 л, однако защита топливной системы и броня у экипажа по-прежнему отсутствовали.
Модифицированная машина получила обозначение D3A2. Внешне она отличалась удлиненным фонарем кабины и обтекателем на втулке винта. Скорость пикировщика выросла до 430
км/ч, но и этого явно было недостаточно. Серийный выпуск D3A2 начался в августе 1942-го на заводе в Фунаката, где до этого успели собрать 470 D3A1. С конца 1942-го к сборке "Вэлов" подключилась и
фирма "Хикоки" в Токио. Пикировщики новой модификации появились в строевых частях осенью. К этому времени уже выпускался более современный бомбардировщик D4Y1 "Суйсей" ("Комета"), созданный
конструкторами КБ морской авиации в Йокосуке.
Для вооружения оставшихся в строю больших авианосцев выбрали D4Y1, а "Вэлам" остались лишь вспомогательные авианосцы, на которые "Суйсей" не мог приземлиться из-за
высокой посадочной скорости. Основная же часть серийных D3A2 поступила на вооружение полков морской авиации, базировавшихся на сухопутных аэродромах. Незначительное увеличение скорости не спасало D3A2
от больших потерь. Союзная авиация к тому времени уже по всем параметрам превосходила японскую, и количество уцелевших "Вэлов" катастрофически падало с каждым днем. Так, очень большие потери
пикировщики понесли во время высадки американских войск на Филиппины.
К началу 1944-го часть D3A2 передали в учебные части, присвоив обозначение D3A2-K (тренировочный). Но американские пилоты и моряки продолжали сталкиваться с устаревшими
"Вэлами" до самого конца войны. Летчики - камикадзе использовали практически все типы японских самолетов. Не стал исключением и пикирующий бомбардировщик "Аичи". Так, 16 апреля 1945-го эсминец "Лаффи",
прикрываемый истребителями "Корсар", отразил атаки 22 камикадзе.
Среди сбитых машин было семь "Вэлов", но трем смертникам удалось направить свои пикировщики на корабль. После боя сильно поврежденный эсминец сумел своим ходом дойти до
Гуама, но в боевых действиях больше не участвовал. Но и тактика самоубийственных атак уже не могла помочь Японии, война неумолимо подходила к развязке. Серийный выпуск пикировщика прекратился в июне
1944-го. Всего авиация Имперского военно-морского флота получила 470 D3A1 и 1016 D3A2. Судьба "Вэла" во многом схожа с судьбой его пикирующего коллеги из "Люфтваффе" - "Юнкерса" Ju-87, да и внешне у
самолетов много общего.
Каждый в своей стихии - D3A1 и D3A2 над морем, a Ju-87 -, в основном, над сушей. К середине войны, когда ситуация на земле и в воздухе стала складываться не в пользу
Германии и Японии, экипажам "Вэлов" и Ju-87 пришлось нелегко. Тихоходные самолеты с неубираемым шасси несли огромные потери и постепенно перестали привлекаться к боевым вылетам. Поэтому лучшее время в
летной карьере пикировщика "Аичи" пришлось на начало Тихоокенской войны и "Вал" остался символом побед японской авиации в 1941-1942 годах, так удачно начавшихся с налета на Перл-Харбор.