Гражданская война в Испании
стала настоящим испытанием боевых качеств Do 17. Первый же опыт его
боевого применения показал, что скоростные возможности самолета не
достаточно высоки, Do 17 мог отрываться и уходить только от устаревших
истребителей-бипланов выпуска 1931-34 г. Но на смену этим истребителям
спешно разрабатывались и уже появились современные и более скоростные
машины. В испанском небе Do 17Е и F сразу потеряли свои преимущества с
появлением скоростных советских истребителей И-16. И приходилось
рассчитывать, что в грядущих боях за Европу противостоять немецкому
бомбардировщику будут еще более перспективные истребители. Например
такие, как английский "Hurricane" Mk. I, который в 1937 году уже начал
поступать на вооружение ПАР (Королевских воздушных сил Великобритании).
Бороться с ними Do 17 было бы трудно, поскольку эти самолеты
превосходили немецкий бомбардировщик в скорости на целую сотню км/ч.
Конструкторы Дорнье
постоянно занимались усовершенствованием самолета. В течение 1937 года
появилось около десятка его опытных образцов от V 15 до V 21, на которых
испытывалось различное оборудование, а также новые двигатели.
Отличившийся на выставке в Цюрихе опытный самолет Дорнье, иногда
обозначаемый Do 17М VI, разрабатывался как прототип новой серийной
машины с более мощными двигателями DB 600. Предполагалось, что она
заменит модификации Do 17 Е и F. Но моторы DB 600 в большом количестве
требовались для немецких истребителей, а производственные мощности
моторостроительных заводов Даймлер-Бенц были небеспредельны. Поэтому
конструкторам Дорнье пришлось подыскивать для новой модификации самолета
другую силовую установку. Для нового бомбардировщика выбрали
звездообразный двигатель воздушного охлаждения Bramo 323 А-1 "Fafnir",
мощностью в 900 л.с. на взлете и 1000 л,с. на высоте 3100 м. С этими
моторами летали прототипы Do I? V20 и V21, затем - также Do 17L VI и V2,
но они не пошли в серию, И только Do 17M V2 и V3 дали начало новой
модификации бомбардировщиков.
Для нового
самолета-разведчика так же подобрали звездообразный двигатель воздушного
охлаждения - BMW 132 N. Этот мотор развивал только 865 л.с. на взлете и
665 л.с. на высоте 4500 м- Но зато он был более легким и экономичным,
что соответствовало пожеланиям Люфтваффе. Двигатели BMW 132 установили
на прототипы Do 17 V18 и V19. Позже эти самолеты переименовали в Do 17
J, но в серию они не пошли. Поэтому новая модификация разведчика ведет
свое начало от Do 17P VI.
Переделка самолетов под
двигатель воздушного охлаждения не представляла особых трудностей и не
вызвала серьезных сбоев в производстве. В конце 1937 года выпуск прежних
модификаций Do 17 Е и F был прекращен, а в начале 1938 года заводы
начали производить серийные бомбардировщики Do 17M и разведчики Do 17P.
На первый взгляд, могло
показаться, что самолеты Do 17M и Do 17 Р внешне отличались от своих
предшественников только двигателями. Действительно, улучшения, в
основном, коснулись внутренних конструкций и компоновки самолетов. Но
более внимательный наблюдатель непременно заметит замену щелевых
закрылков с полотняной обшивкой на цельнометаллические щитки. Полотняная
обшивка нижней поверхности крыла также была заменена дюралевой. Скорость
новых самолетов возросла. Do 17M достигал максимальной скорости 415 км/ч
на высоте 4700 м, a Do 17P - 410 км/ч на высоте 4000 м. Более мощная
силовая установка нового бомбардировщика позволила увеличить его
бомбонагрузку до 1000 кг, поэтому изменилась конструкция бомбоотсека.
Теперь бомбы подвешивались в двух бомбоотсеках: первый, как и прежде,
находился между лонжеронами крыла, а второй расположился сразу позади
заднего лонжерона. В свою очередь, это потребовало усиления основных
стоек шасси. Колея шасси также стала шире, во-первых, из-за увеличения
расстояния между осями более широких двигателей воздушного охлаждения, а
во-вторых, из-за установки новых винтов увеличенного до 3,6 м диаметра.
Что касается отличий новой модификации разведчика от бомбардировщика, то
на Do 17 Р вместо механизма бомбосбрасывания в бомбоотсеке
устанавливались две фотокамеры Rb 50/30 или Rb 75/30 и, кроме того,
объем его топливных баков был увеличен до 2120 литров.
На новых модификациях было
улучшено оборонительное вооружение. Прежняя открытая шкворневая
установка MG 15 в верхнем блистере была заменена закрытой линзовой. Как
и прежде, второй MG 15, стреляющий через люк в полу кабины
стрелка-радиста, служил для защиты от атак "снизу-сзади", и третий MG 15
устанавливали спереди сквозь правую половину лобового стекла кабины. Но
на более поздних самолетах Do 17M и Do 17 Р, принимавших участие в
первых боях Второй мировой войнЫг стали устанавливать еще один,
четвертый MG 15, который проходил сквозь носовое остекление кабины
штурмана и служил для защиты от атак "спереди-снизу".
Самолеты Do 17M и Р
производились до конца 1938 года и уступили свое место следующей
модификации Do 17Z. Всего различные заводы выпустили 200 Do 17M и 330 Do
17P. Кроме обычных серийных модификаций, были созданы также несколько их
специальных разновидностей. Do 17M-1/U1 отличался отсеком для надувной
спасательной лодки. Do 17М-1/Тгор. и Do l7P-1/Trop. оборудовались
противопыльными фильтрами и пустынным снаряжением.
На основе Do 17M были
созданы четыре опытных Do 17 R. На них установили двигатели DB 601А с
непосредственным впрыском топлива, Скорость этих самолетов-разведчиков
достигала 532 км/ч, а дальность полета - 2250 км. Они поступили на
вооружение спецподразделений воздушной разведки Ровеля
(Lichtbildsonderstaffel Rowehl).
В Германии самолеты Do 17M
и Do 17 Р стали поступать в части Люфтваффе в начале 1938 года,
постепенно вытесняя устаревшие модификации Е и F. По отчету от 19
сентября 1938 года на вооружении воздушных сил Германии находилось 479
самолетов Do 17 всех модификаций (приблизительно 300 бомбардировщиков
Е/М и 180 - разведчиков F/P). Это составляло треть
бомбардировочно-разведывательных сил Люфтваффе. Но уже в 1939 году
бомбардировщики Do 17M стали заменять новыми Do 17Z. В то же время
разведчики Do 17P оставались в частях Люфтваффе еще несколько лет.
В 1940 году Болгария,
обеспокоенная технической отсталостью своих ВВС, обратилась к своей
более могущественной союзнице - Германии с просьбой о продаже
каких-нибудь "современных" бомбардировщиков. Немцы охотно продали
болгарам Do 17 М и Р, которые только что отлетали военную кампанию во
Франции. Фирма Дорнье скупила их из действующих авиачастей,
отремонтировала, подновила на своих заводах и перепродала Болгарии.
Самолеты Do 17M списывались из частей Люфтваффе как устаревшие, но, по
мнению немцев, они вполне могли сойти за современные для болгарской
авиации.
6 декабря 1940 года
двенадцать Do 17M вошли в состав военно-воздушных сил Болгарии. Они
поступили на вооружение 4-й эскадрильи 5-го бомбардировочного полка,
который располагался в Пловдиве. В Болгарию самолеты поступали без
механизма бомбосбрасывания, который устанавливался на месте и был
рассчитан под чехословацкие бомбы.
Следующую партию из
двенадцати Do 17 Болгария закупила в 1942 году. Эти самолеты были
вооружены полностью по немецким стандартам.
После поражения Югославии в
1941 году болгары захватили шесть самолетов Do 17 К, которые составили
еще одну, 5-ю эскадрилью в 5-м бомбардировочном полку болгарских ВВС.
Do 17 использовались
болгарами в основном как самолеты дальней морской разведки. Шесть из них
базировались на аэродроме Кевала, на берегу Эгейского моря. Еще шесть
расположились на аэродроме Аргос на полуострове Пелопоннес. Болгарские "дорнье"
сопровождали итальянские и немецкие суда, идущие с различными грузами в
Северную Африку, а также производили аэрофотосъемку минных полей в
Эгейском и Средиземном морях.
Когда 8 сентября 1944 года
советские войска подошли к границам Болгарии, власть в стране перешла в
руки "Отечественного фронта", настроенного прокоммунистически, и
Болгария быстро повернула оружие против своего бывшего союзника -
Германии. Уже 9 сентября болгарские Do 17 участвовали в налетах на
отступающие немецкие части в Югославии. Позже, во время боев в Венгрии,
эти болгарские "дорнье" вместе с их экипажами находились в составе
советской авиации, где их использовали в качестве разведчиков.