Уголок неба ¦ Dornier Do.17Z

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Do.17Z
       
Разработчик: Dornier
Страна: Германия
Первый полет: 1938
Тип: Средний бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Довольно скоро выяснилось, что скоростные бомбардировщики, появившиеся в начале 30-х годов, не смогут долго пользоваться благоприятной для них средой всеобщей «тихоходности» устаревших истребителей-бипланов. Новые истребители «наступали на пятки». К 1938 году на вооружении всех промышленно развитых стран появились истребители нового поколения. Их скорость перевалила 500-километровый рубеж, а между тем так называемые «скоростные» бомбардировщики остались на уровне 400 - 450 км/ч. Это, конечно, не означало, что авиаконструкторы теперь откажутся от попыток сделать бомбардировщик «быстроходнее». Но стало ясно, что скорость бомбардировщика - это не универсальное средство его защиты, а всего лишь одно из многих.

Опыт боевых действий в Испании привел немецкое руководство к выводу о необходимости усиления оборонительного вооружения бомбардировщиков, а также о сосредоточении этого вооружения и всего экипажа самолета в одном месте. Так появилась концепция Waffenkopf - «боевой» или «вооруженной головы», которая господствовала в Люфтваффе на протяжении 1939-45 г.г, и определила своеобразный типовой облик всех немецких бомбардировщиков этого периода. Идея заключалась в том, что, во-первых, стрелки и летчик, находясь в одной кабине, могут лучше согласовать свои действия, а во-вторых, все члены экипажа могут психологически поддерживать друг друга и непосредственно помогать в бою. Каждый из них мог взять на себя часть боевой задачи товарища в случае его ранения или гибели. На советских СБ, Пе-2 или Ил-4 (как, впрочем, и на большинстве бомбардировщиков того времени во всем мире) стрелок-радист располагался в хвостовой части фюзеляжа и был отделен от основного экипажа (летчика и штурмана) непроходимым бомбоотсеком. В случае ранения или гибели стрелка эти самолеты оказывались совершенно (СБ, Ил-4) или частично (Пе-2) беззащитны от атак сзади. Нарушалась также радиосвязь с землей. На немецких же бомбардировщиках, построенных по схеме Waffenkopf, оборонительный огонь продолжался в любую сторону до тех пор, пока был боеспособен хоть кто-нибудь из экипажа. Таким образом, боеспособность самолета повышалась.

В соответствии с требованиями Waffenkopf, конструкторы Дорнье к 1938 году разработали новую носовую часть самолета. Теперь блистер верхнего MG 15 как бы слился в одно целое с хорошо застекленным фонарем кабины летчика. Носовое остекление стало более обширным и граненым. Стекла потеряли аэродинамическую выпуклость, но перестали искажать «реальность». Летчик и штурман получили превосходный обзор вперед и вниз. Прежний, стреляющий сквозь люк в полу кабины задний MG 15, имел слишком ограниченный угол обстрела, поэтому для нижнего стрелка был сделан выступ-редан. Изменился вход в кабину. Вместо квадратной боковой дверцы, которая досталась боевому самолету от его гражданского прототипа и требовала приставной лестницы, был сделан люк в полу кабины. Забираться внутрь, равно как и покидать самолет, стало удобнее. Экипаж самолета с новой кабиной увеличился до четырех человек.: летчик, штурман-бомбардир, стрелок-радист и нижний стрелок. Вся остальная часть самолета, следующая за кабиной, осталась такой же, как у Do 17М.

Опытные самолеты с новой кабиной начали испытания весной 1938 года. Сразу разрабатывались несколько вариантов новой модификации. Первый получил обозначение Do 17S (D-AFFY), Всего построили три Do 17S-0. Это были скоростные разведчики с двигателями DB 600 G. Их передали в Люфтваффе для войсковых испытаний. По-видимому, самолеты оказались не слишком удачны, поскольку заказа на их серийное производство не последовало.

Почти одновременно с Do 17S были построены и прошли испытания еще три опытных самолета Do 17U-0, также с новой кабиной. Это были самолеты наведения с двигателями DB 600 А. Экипаж состоял из пяти человек - добавили еще одного радиста. Люфтваффе заказало небольшую серию из 12 таких самолетов, и под обозначением Do 17U-1 они несли службу в различных авиачастях.

Самолет, ставший прототипом нового бомбардировщика, совершил свой первый полет 1 марта 1938 года под обозначением Do 17Z VI (D-ABVD). А осенью того же года, появляется предсерийный Do 17Z-0. Это был бомбардировщик с экипажем из четырех человек. Предполагалось, что на нем будут установлены двигатели DB 600. Но, как и прежде, они потребовались для производства истребителей, поэтому на новый бомбардировщик Дорнье поставили моторы Bramo 323A-I Fafnir. Вооружение Do 17Z-0 состояло из трех 7,9-мм пулеметов MG 15. Один по-прежнему устанавливался спереди сквозь правую половину лобового стекла. Второй - в задней части фонаря кабины на линзовой установке. И третий, для защиты сзади снизу, - в нижней части кабины также на линзовой установке. На серийных Do 17Z-1 был добавлен четвертый пулемет MG 15, который устанавливался сквозь носовое остекление.

Новый бомбардировщик сохранил хорошую управляемость и маневренность, но расширенная из-за новой кабины носовая часть самолета не слишком способствовала увеличению его скорости, Кроме того, за усиление оборонительного вооружения, частичное бронирование, увеличение экипажа и оборудования пришлось заплатить уменьшением бомбовой нагрузки до 500 кг. Восстановить бомбонагрузку в 1000 кг удалось только на очередной модификации самолета, возникшей в начале 1939 года. Это был бомбардировщик Dol7Z-2. На него установили более мощные двигатели с двухступенчатым нагнетателем: Bramo 323 Р, которые развивали мощность по 1000 л, с. на взлете и по 940 л.с. на высоте 4000 м. Но и в этом случае пришлось пожертвовать запасом топлива. Радиус боевого действия нового бомбардировщика с полной нагрузкой составлял только 330 км.

На основе Do 17Z-2 возникла и в небольшом количестве производилась модификация разведчика-бомбардировщика Do 17Z-3, который мог брать на борт две автоматические фотокамеры, а также 500 кг бомб, фотокамеры располагались в кабине. Большая Rb 50/30 находилась в задней части кабины. Ее объектив выступал сразу позади нижней линзовой установки MG 15, перед бомболюком. Меньшего размера Rb 20/30 располагалась над входным люком и выступала сквозь него наружу. Ее объемный наружный обтекатель, входной люк да и сама камера составляли как бы одно целое. Для увеличения дальности полета разведчика Do 17Z-3 в переднем бомбоотсеке устанавливался дополнительный 895-литровый бак.

В небольшом количестве выпускались также Do 17Z-4 - учебная версия самолета с двойным управлением, и Do 17Z-5 - дальний морской разведчик с соответствующим спасательным снаряжением.

Несмотря на то, что летный и обслуживающий персонал авиачастей очень хорошо отзывался о новом Do 17Z, руководство Люфтваффе смотрело на будущее этого самолета скептически. Дело в том, что для обычного бомбардировщика Do 17 Z обладал не слишком большой бомбонагрузкой. В этом его сильно превосходил Не 111. Но Do 17 не был рассчитан и для пикирующего бомбометания. В этом, а заодно и в скорости, его превосходил Ju 88. Поэтому к концу 1939 года производство Do 17Z начинает сокращаться, а в 1940 году полностью прекращается. Всего было выпущено около 500 бомбардировщиков Do 17Z-1 и Z-2, а также 22 разведчика Do 17 Z-3.

После поражения Франции противостоять Германии на западе могла только Великобритания. Немецкий генеральный штаб начал разрабатывать план вторжения на Британские острова, получивший название «Зеелёве» (морскойлев). В условиях господства на море английского флота эта десантная операция требовала от немцев долгой и тщательной подготовки, и завоевания воздушного превосходства. С начала августа в течение последующих трёх месяцев над Ла-Маншем и южной частью Британских островов развернулись настоящие воздушные сражения, которые Уинстон Черчиль назвал «Битвой за Англию».

С немецкой стороны эта воздушная наступательная операция получила название «Adlerangriff» - орлиная атака. 10 августа 1940 года было определено днём начала массированных налётов на Британские острова. Перед немецкой авиацией ставилась задача в первую очередь сокрушить боевые авиационные части противника, его аэродромы и органы снабжения, а также авиационную промышленность и заводы, производящие зенитное вооружение.

Но задолго до назначенного срока подразделения разведчиков Do 17 и Do 215 уже начали свои рейды над Ла-Маншем и Британскими островами, а бомбардировщики не давали покоя английским конвоям в проливе. Так, 10 июля 1940 года двадцать шесть Do 17Z из I/KG 2 совершили удачный налет на корабли англичан в устье Темзы. За успешные действия над проливом полковник Йоханнес Финк, командир KG 2, получил даже прозвище Kanalkampffuerer (что может быть приблизительно переведено на русский, как «предводитель битвы над проливом»).

Из-за погодных условий день общей «Орлиной атаки» отодвинулся на 13 августа 1940 года. Но уже 11 августа восемнадцать бомбардировщиков Do 17 из KG 2 вместе с Bf И0 С-4 из E.Gr.210 нанесли успешный удар по английскому аэродрому Манстон.

В «Битве за Британию» принимали участие около трехсот бомбардировщиков или разведчиков Do 17 и Do 215. Большая часть Do 17 находилась во 2-м воздушном флоте на вооружении трех бомбардировочных полков: KG 2, KG 3, а также Stab, I и III групп KG 76, и, кроме того, в разведывательной II/LG 2 (Do 17P).

В составе 3 воздушного флота Do 17 находились в штабах St.G I, St.G 3 и St.G 77, а также на вооружении разведывательной 2(Н}/11. Наконец, с аэродрома Ставангер-Сола действовали разведчики 5-го воздушного флота - Do 215 из Aufkl.Gr.Ob.d.L.

13 августа 1940 года семьдесят четыре Do 17Z из KG 2 без истребительного прикрытия нанесли бомбовый удар по английскому аэродрому Истчерч (Eastchurch). На земле были уничтожены пять бомбардировщиков «Blenheim», один истребитель «Spitfire», а также повреждены постройки.

15 августа 1940 года немцы еще раз атаковали аэродром Истчерч. На этот раз бомбардировщиками Do 17 из III/KG 3. A Do 17 из Штаба и II группы KG 3 совершили удачный налет на Рочес-тер, где находились авиационные заводы фирмы «Шорт», выпускавшие четырехмоторные бомбардировщики «Stirling». При этом было потеряно два Do 17Z.

18 августа Do 17Z из III/KG 76 участвовали в налетах на Биггин Хилл, Кройдон и Кенли. Над Кройдоном было потеряно четыре Do 17, Еще три бомбардировщика получили сильные повреждения, но дотянули до Франции. В одном из них был убит летчик, и самолет привел обратно и посадил на «брюхо» штурман - оберфельдфебель Илльг. За этот мужественный поступок он был награжден рыцарским крестом.

К концу августа стало ясно что подавить военно-воздушные силы Великобритании не удалось. Если с 13 по 23 августа немцы бомбили английские аэродромы и авиазаводы, то с 25 августа 1940 года Люфтваффе пытаются наносить удары по столице Великобритании - Лондону. 4 сентября 1940 года Гитлер окончательно определил новую задачу для воздушных сил Германии. Теперь целью немецких бомбардировщиков становится Лондон и другие города Англии. Это решение возникло как ответ на начавшиеся бомбардировки немецких городов английской авиацией.

С 7 сентября 1940 года начались массированные налёты на Лондон. 15 сентября стал переломным днем в битве за Британию. Немцы предприняли самую массированную бомбардировку Лондона, подняв в воздух около 1200 самолетов всех типов. В этот день 2-й и 3-й Воздушные флоты Германии потеряли 34 бомбардировщика, а многие из вернувшихся имели серьезные повреждения. Но ни сокрушить боеспособность английской авиации, ни сломить волю англичан к сопротивлению немцам не удалось. Оказалось, что Люфтваффе не имеют для этого достаточных сил и средств, С 1 октября немцы отказались от дневных массированных налетов на Англию и перешли к ночным бомбардировкам малыми группами. И в первую очередь, в разряд «ночников» были переведены подразделения, на вооружении которых состояли бомбардировщики Do 17.

В ходе битвы за Англию выяснилось, что самолет Do 17Z имеет теперь уже невысокую скорость. В сочетании с недостаточно сильным оборонительным вооружением и слабым бронированием это делало самолет слишком уязвимым для таких истребителей, как «Hurricane» и «Spitfire». С другой стороны, бомбонагрузка всего в 1000 кг становилась уже явно недостаточной, чтобы решать новые задачи развивающейся войны. Цена каждого килограмма бомб, сброшенных на цель, оказалась слишком высока. Из-за больших потерь, понесенных в июле-августе 1940 года, было решено перевооружить KG 76. К концу 1940 года его I и III группы поменяли свои Do 17Z на «Юнкерсы» Ju 88. К началу 1941 года самолеты Do 17Z остались только на вооружении I и III/KG 2 «Holzhammer», а также Ш/KG З «Blitz». Они приняли участие в боевых действиях над Балканами и Критом.

Готовясь к войне с Советским Союзом, немцы хотели обезопасить себя со стороны Балкан. Здесь создавалась невыгодная для Германии ситуация. В Югославии к власти пришло правительство, ориентированное на СССР. А в Греции укрепляли свои позиции англичане.

Ранним утром 6 апреля 1941 года в 6.45 немецкая авиация бомбила Белград. Немецкие войска вторглись в Югославию и в Грецию. В Балканской операции был задействован 4-й воздушный флот Германии, В его составе действовали I и III/KG 2 и III/KG 3, то есть все авиаподразделения Люфтваффе, имевшие на вооружении бомбардировщики Do 17Z. Кроме того, в Болгарии базировались разведчики Do 17 H3 2.(F)/11. И это несмотря на то, что всего полгода назад, во время битвы за Британию, Do 17 показал себя не с лучшей стороны. Но, в отличие от британского, в балканском небе у бомбардировщиков Дорнье не было серьезной истребительной оппозиции. Истребительные силы Югославии и Греции в основном состояли из устаревших типов самолетов. Поэтому здесь полномасштабное использование Do 17 было вполне оправдано. Надо заметить, что во время военных действий на Балканах в 1941 году бомбардировщики и разведчики Do 17 находились на вооружении трех стран: Германии, Болгарии и Югославии, и, таким образом, применялись обеими противоборствующими сторонами.

17 апреля 1941 года капитулировала Югославия. 20 апреля соединения Do 17 совместно с Ju 88, всего около сотни бомбардировщиков совершили массированный налет на Афины. 23 апреля двадцать пять Do 17 бомбили аэродром Аргос. В тот же день капитулировала Греция, и английские войска вынуждены были эвакуироваться на остров Крит. За время боев б Югославии и Греции Люфтваффе потеряли двадцать девять Do 17.

Немцы не могли спокойно чувствовать себя на Балканах, пока Крит находился в руках Британской империи. В условиях господства британского флота на Средиземном море остров представлял собой отличный плацдарм для контрнаступления англичан. Но их господству на море немцы решили противопоставить свое превосходство в воздухе.

Германское командование решило захватить Крит силами седьмой воздушно-десантной дивизии при поддержке двух авиационных корпусов (V11I и XI) 4-го Воздушного флота. Бомбардировщики Do 17 из I, III/KG 2 и III/KG 3 также принимали участие в этой операции, получившей условное наименование «Меркурий». В их задачу входили не только действия против наземных целей, но и нанесение ударов по кораблям противника. Первые бомбовые удары по Криту немецкая авиация стала наносить еще в конце апреля. В мае бомбардировки усилились. 20 мая на острове был высажен парашютный десант, а затем транспортными самолетами переброшено вооружение и более 10 тысяч солдат. С 21 по 23 мая 1941 года между немецкой авиацией и британскими кораблями разыгралось так называемое «воздушно-морское сражение». Конечно, в нём главная роль принадлежала пикирующим бомбардировщикам, но Do 17 из KG 2 также внесли свою лепту. 22 мая вместе с Ju 88 из LG 1 они спасли от разгрома немецкий морской десантный конвой, когда на тот напали английские корабли. При этом серьезные повреждения получили легкие английские крейсера «Карлейл» и «Найяд».

К началу июня 1941 года немцы полностью овладели Критом. И генерал Рихтгофен, командующий восьмым авиационным корпусом, оценивая действия своих летчиков над Критом, мог с гордостью сказать: «...Мы одержали большую решающую победу, мы окончательно доказали, сколь уязвим флот на море в пределах радиуса действия Люфтваффе...»

После того как Германия обезопасила себя со стороны Балкан, ничто более не мешало ее нападению на Советский Союз. Почти за полгода до нападения разведывательные самолеты Do 17 уже совершали полеты над территорией СССР. Обычно приводят в пример спецподразделения воздушной разведки полковника Ровеля, которое начало действовать на западной границе СССР в январе 1941 года. Но бывший немецкий летчик Конрад Кнабе в своих мемуарах, опубликованных после войны, сообщает о том, что подобный случай имел место еще раньше, осенью 1940 года. ( См,: Konrad Knabe. «Das Auge Dietls.» Druffel-Verlag. 78-79)

В конце августа 1940 года экипажи двух Do 17, один из которых возглавлял К. Кнабе, получили секретное предписание перелететь на аэродом Банак, на севере Норвегии. Там они вошли в состав особой разведывательной авиагруппы «Норд». В их задачу входила разведка северных территорий и, в том числе, районов советского Заполярья. В начале октября 1940 года немецкие самолеты-разведчики Do 17P пересекали границу Советского Союза и фотографировали Мурманск,

2 мая 1941 года оберлейтенант К.Кнабе был вызван в Веймар, где ему поручили создать Лапландскую дальнеразведывательную эскадрилью. 18 июня эскадрилья из четырех Do 17P перелетела на аэродром Рованиеми в Финляндии. Перед эскадрильей была поставлена задача разведки северных советских территорий, поскольку Финляндия готовилась принять участие в военных действиях против СССР. 19 июня 1941 года, около 6 часов утра, командир эскадрильи К. Кнабе лично поднял в воздух свой Do 17P, чтобы сфотографировать советские укрепрайоны к западу от Кандалакши. 22 июня 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз, на финской границе все еще выглядело мирным и спокойным. Но немецкие Do 17P продолжали вести разведку вдоль железной дороги Мурманск - Кандалакша. 24 июня 1941 года Финляндия вступила в войну.

В нападении на Советский Союз участвовали бомбардировщики Do 17Z из I и III/KG 2, а также III/KG 3 . До 10 июля 1941 года штаб и 1-я Группа KG 2 базировались на аэродроме Сувалки в Польше. Затем, по мере продвижения немецких войск вглубь советской территории, они действовали последовательно с аэродромов Сильце (до 1 августа), Веретени (до 30 августа), Рельбицы (до 1 октября) и Витебск (до 1 ноября).

III группа KG 2 в первые дни войны располагалась на аэродроме Лыцк (Lyck), но уже в то время в ее составе не было 7-й эскадрильи (Staffel), которая получала и осваивала новые самолеты Do 217. С 26 июня до августа 1941 года HI/KG 2 базировалась на аэродромах Дубово-Сад и Парафьяново. Отсюда 9 июля для перевооружения была отозвана 8-я эскадрилья, а 19 июля штаб группы. 1 августа 1941 года оставшаяся в одиночестве 9-я эскадрилья перелетела на аэродром Веретени, воссоединившись на непродолжительное время с I/KG 2. Но 26 сентября она также отправилась в Германию. После этого бомбардировщики Do 17Z из I/KG 2 недолго оставались на восточном фронте. 1 ноября 1941 года они взлетели со своего аэродрома под Витебском, чтобы навсегда покинуть Россию.

III Группа KG 3 до 26 июня 1941 года также базировалась в Сувалках. Затем действовала совместно со Stab., 8. и 9./ III/KG 2 с аэродромов Дубово-Сад (до 9 июля) и Парафьяново. А с 1 августа объединилась (по крайней мере в смысле аэродромного базирования) с подразделениями III/KG 2 и действовала с аэродромов: Веретени, Рельбицы, Витебск - до ноября 1941 года.

Таким образом, в конце 1941 года последние крупные подразделения Люфтваффе, летавшие на самолетах Do 17Z были перевооружены. I и III/KG 2 - отправились на запад воевать против Англии и получили новые Do 217 Е, а оставшаяся на восточном фронте III/KG 3 пересела на Ju 88.

По отчетам от 20 сентября 1942 года самолеты Do 17 различных модификаций (в основном «Р» и «Z») числились на вооружении следующих небольших подразделений Люфтваффе: 2-й, 3-й, 4-й эскадрилий Nacht.A.Gr; 15./KG 53; 107ZG 26 и 2.(F)/Aufkl.Gril

Небольшое количество Do 17Z оставалось на вооружении Люфтваффе вплоть до конца войны, но использовались они только в качестве вспомогательных, испытательных или учебных самолетов.

Как видно из сказанного, на восточном фронте сами немцы применяли бомбардировщики Do 17Z только в первые месяцы войны, и очень скоро заменили их более совершенными самолетами Юнкере Ju 88 или Дорнье Do 217. Тем не менее, некоторое количество Do 17 еще долго оставались на советско-германском фронте. Во-первых, в разведывательных авиаподразделениях продолжали нести службу Do 17P и Do 17Z-3. Во-вторых, бомбардировщики Do 17Z использовались в войне против СССР союзниками Германии. Пятнадцать таких самолетов находилось в финских ВВС (см. об этом ниже отдельную главу), и примерно такое же количество Do 17Z состояли на вооружении одной хорватской эскадрильи действующей в составе немецких авиачастей KG 53 и KG 3.

Хорватские летчики, прибывшие на восточный фронт воевать с Советской Россией, получили свои Do 17Z в октябре 1941 года, находясь в Минске и Витебске. Они составили 15.(Kroat.)/KG 53 - отдельную 15-ю эскадрилью в немецком KG 53 «Легион Кондор». 25 октября двенадцать хорватских бомбардировщиков были переброшены на ленинградский фронт, в Сольцы близ оз. Ильмень. 1 декабря во время бомбардировки советских войск эскадрилья понесла первую потерю. Ответным зенитным огнем был сбит Do 17Z поручика Владимира Граовача. В конце декабря 1941 года 15,/KG 53 действовал уже под Москвой. 26 января 1942 года во время штурмовки позиций советских войск самолет, управляемый летчиком Богомиром Ротером, был поражен взрывом собственных бомб, сброшенных с низкой высоты.

В феврале 1942 года эскадрилью вывели из боев и отправили на родину, в Загреб, чтобы перевооружить Юнкерсами Ju 88 и переобучить ее летчиков. Но с перевооружением что-то не получилось, и 25 июня 1942 года хорватская эскадрилья вернулась в Россию на аэродром Сольцы на прежних Do 17Z. Когда самолеты уже заходили на посадку, один из «дорнье», управляемый летчиком Олегом Оксевским, вместе с экипажем неожиданно набрал высоту и ушел в сторону советских позиций.

Второй период боевых действий на восточном фронте оказался для хорватской эскадрильи менее удачным. Сказывалось неуклонно возрастающее сопротивление советской авиации и средств ПВО. 1 июля 1942 года советским истребителем был сбит хорватский Do 17Z-2 (W.Nr.2607) с бортовым обозначением 5K + NS. 26 июля 1942 года советские зенитчики сбили еще один бомбардировщик из 15-й эскадрильи KG 53 - Do 17Z летчика Ивана Боко. 25 августа

1942 года разбился со всем экипажем Do 17Z поручика Шмита. В ноябре при перелете на новый аэродром был потерян еще один Do 17Z-2 (W.Nr.2529) с бортовым обозначением 5K+YH. Его сбил советский истребитель.

Зимой 1942/43 года хорватская эскадрилья бомбардировщиков Do 17Z под обозначением Kroat Kampfstaffel 10 вошла в состав KG 3. В июне 1943 года она становится 15.(Kroat)/KG 3 и действует на своих Do 17Z против советских войск с аэродромов Коровье Село и Сещинская. К этому времени часть хорватских экипажей вместе со своими самолетами были отосланы в Загреб, где им пришлось воевать против югославских партизан. Наконец, в декабре 1943 года хорватские летчики, оставшиеся в России, оставили свои Do 17Z и пересели на Ju 87.

По заявлениям хорватских летчиков, за все время кампании на восточном фронте они совершили 1247 боевых вылетов, уничтожили на земле 245 танков, 581 грузовик, 307 артиллерийских орудий и «бесчисленное» количество солдат противника. При этом их собственные потери составили 5 бомбардировщиков Do 17Z и 20 человек летного состава. Как обычно, из всех этих чисел вполне достоверными могут считаться только первое и два последних.

Финляндия, обиженная «зимней» или советско-финской войной 1940 года, охотно поддержала немецкий «натиск на Восток», став союзницей Германии в войне против СССР. Слаборазвитая промышленность Финляндии не могла производить тяжелые виды вооружения на современном уровне и в нужном количестве. Поэтому военную технику для своей армии финнам в основном приходилось закупать за границей. Например, авиация Финляндии была собрана буквально с миру по нитке, и представляла собой разношерстную смесь из устаревших английских,

французских, голландских, американских и трофейных советских самолетов. Предпринимать с подобными силами серьезные наступательные операции было затруднительно. Но немцы, растянувшие свой восточный фронт более чем на 3000 км, были «кровно» заинтересованы в том, чтобы их союзники не только держали его второстепенные участки, но и проявляли там должную активность. Поэтому становится вполне понятен широкий жест рейхсмаршала Геринга, который 11 ноября 1941 года подарил финским военно-воздушным силам пятнадцать самолетов Дорнье Do 17Z и в придачу к ним 300 тонн бомб.

«Дорнье», которые получила Финляндия, не были новыми, Они уже прослужили какое-то время в частях Люфтваффе. Но «дареному коню в зубы не смотрят», а как показала практика, полученные самолеты еще далеко не выработали свой ресурс.

Все подаренные Do 17 доставлялись из Германии по морю, на грузовых судах в частично разобранном виде. Три первых прибыли в Финляндию 5 января 1942 года. Остальные одиннадцать - до конца января. И последний, после установки на него фотооборудования, был доставлен 11 февраля 1942 года. Самолеты имели следующие серийные номера (Werk.Nr): 1155, 1175, 1218, 2608, 2622, 2818, 2856, 2873, 2905, 3228, 3323, 3425, 3498, 4187 и 4242. Из пятнадцати финских «дорнье» пять самолетов были модификацией бомбардировщика: три - Do 17Z-1 и два - Do 17Z-2; девять -  разведчика-бомбардировщика Do 17Z-3, и модификация еще одного неизвестна. Самолеты были перекрашены в цвета финского камуфляжа, получили финские опознавательные знаки (голубая свастика в белом круге), бортовые номера (от DN-51 до DN-65) и поступили на вооружение 46 Lentolaivue (эскадрильи - LeLv) 4 Lentorykmentti (авиаполка - LeR),

До этого 46-я эскадрилья числилась «безлошадной», поскольку не имела ни одного боевого самолета. С августа 1941 года летчики эскадрильи проходили обучение в захваченной немцами Варшаве. А с января до конца марта 1942 года уже непосредственно в Финляндии они осваивали новые самолеты, постепенно привлекаясь к участию в боевых операциях. К апрелю эскадрилья была полностью готова к выполнению боевых заданий. Она имела на вооружении двенадцать Do 17Z, подразделенных на три звена по четыре самолета в каждом. Командиром LeLv 46 стал майор Рейно Артола. 1-е звено возглавлял капитан Юсси Рату, 2-е звено - капитан Йоуко Пирхонен, 3-е звено - капитан Тауно Меллер.

Боевое крещение 46-я эскадрилья получила 5 апреля 1942 года. В этот день LeR 4 совершил налет на советский аэродром Сегежа {Sekehen) на мурманской железной дороге. И эскадрилья финских «дорнье» в полном составе приняла участие в этой акции.

13 апреля 1942 года девять Do 17Z нанесли бомбовый удар по деревне Вонозеро, к югу от реки Свирь, где находился штаб одной из советских дивизий. После этого самолеты 46-й эскадрильи еще неоднократно поднимались в небо для бомбардировки и разведки позиций советских войск на Карельском фронте. До начала следующего 1943 года финские «дорнье» не имели боевых потерь. Но два Do 17Z-3 (DN-60 и DN-62] потерпели аварию и были списаны.

19 февраля 1943 года пять Do 17Z участвовали в очередном налете на советский аэродром в Се-гежи. Самолеты вылетели в сумерках, в 21.00Г на пять часов позже, чем планировалось. На обратном пути погода внезапно испортилась, и два Do 17Z(DN-53hDN-65) не смогли найти своих аэродромов и разбились. Еще два получили в этот день серьезные повреждения.

Следующей крупной акцией 46-й эскадрильи стало участие восьми Do 17Z в налетах, направленных против карело-финских партизан, отряды которых сосредотачивались для прорыва через линию фронта в районе селения Лехта, западнее Беломорска (Сороки).

К началу 1944 года в LeLv 46, которую по-прежнему возглавлял майор Артола, насчитывалось только девять боеспособных Do 17Z. Пять «дорнье» составляли 1-е звено. Им командовал капитан Отт Раутанен. Еще четыре составляли 2-е звено под командованием капитана Илпо Ту-оминена. Для 3-го звена эскадрильи самолетов Do 17Z не нашлось, и оно было пополнено трофейными советскими Ил-4.

26 февраля 1944 года четыре Do 17Z из LeLv 46 пристроились к соединению советских бомбардировщиков, которые возвращались с боевого задания. Финские «дорнье» остались незамеченными и вышли прямо на советский аэродром Левашево (к северу от Ленинграда), на который безнаказанно сбросили свои бомбы.

В ночь с 18 на 19 мая 1944 года самолеты 46-й эскадрильи - шесть Do 17Z и три Ил-4 - нанесли бомбовый удар по советскому аэродрому в Мергино (на южном берегу р. Оять - левый приток р. Свирь). На следующую ночь финский авиаполк LeR 4 предпринял налет на склады и железнодорожную станцию Алеховщина, также расположенную на р. Оять. В этой акции приняли участие семь финских Do 17Z.

9-10 июня 1944 года началось наступление советских войск на Карельском перешейке. 11 июня 1944 года стал черным днем для 46-й эскадрильи финских «дорнье», которые предприняли боевой вылет в сторону Ленинградского фронта. Три Do 17Z не вернулись обратно. Два из них (DN-54 и DN-56) были сбиты советскими зенитчикиами и упали в районе Зеленогорска (Терийоки) - Первомайского (Кивенна). И еще один (DN-61) по ошибке сбили свои же финские зенитчики.

Активизация боевых действий во время карельского наступления советских войск сразу же отразилась на количестве потерь со стороны финской авиации иг в частности, среди устаревших к этому времени бомбардировщиков «дорнье» из LeLv 46. 30 июня 1944 года советские зенитчики сбили Do 17Z-3 с бортовым номером DN-63. 26 июля 1944 года над озером Вегарус советским истребителем был сбит Do I7Z-1 с бортовым номером DN-59. А 1 августа 1944 года еще один Do 17Z-1 (DN-51) был уничтожен советской истребительной авиацией в районе Корпиярве-Лоймола. Таким образом, за два месяца боев летом 1944 года боевые потери 46-й эскадрильи финских ВВС составили шесть Do 17Z, то есть в три раза больше, чем за два предшествующих года войны.

В сентябре 1944 года между СССР и Финляндией было подписано перемирие. Но на севере Финляндии все еще находились немецкие войска, против которых финны теперь обратили свое оружие. Одной из последних боевых акций финских Do 17Z стала бомбардировка немецких войск в Лапландии, в районе Кемиярве - Рованиеми, предпринятая 2 октября 1944 года.

Пережили войну только пять финских «дорнье». Один из них - Do 17Z-1 (DN-57) - использовался после войны в качестве учебно-тренировочного самолета. Остальные четыре - Do 17Z-3 (DN-52, -55, -58 и -64) использовались для аэрофотосъемки. DN-58 пережил всех, совершив свой последний полет 13 сентября 1948 года.







 ЛТХ:
Модификация   Do.17Z-2
Размах крыла, м   18.00
Длина, м   15.80
Высота, м   4.50
Площадь крыла, м2   53.30
Масса, кг  
  пустого самолета   5200
  нормальная взлетная   8600
  максимальная взлетная   8850
Тип двигателя   2 ПД BMW Bramo-З2ЗР Фафнир
Мощность, л.с.   2 х 1000
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   342
  на высоте   410
Крейсерская скорость , км/ч  
  у земли   270
  на высоте   300
Практическая дальность, км   1150
Скороподъемность, м/мин   330
Практический потолок, м   8200
Экипаж, чел   4
Вооружение:   два неподвижных пулемета МG-15 вперед,  2 в боковых окнах, и 2 назад над и под фюзеляжем;
  бомбовая нагрузка 1000 кг в комбинации 20 бомб по 50 кг, или 4 по 250 кг


 Доп. информация :


 Чертеж "Dornier Do.17"
 Фотографии:

 Do.17Z-0
 Do.17Z-0
 Do.17Z-0
 Do.17Z-0
 Do.17Z-1
 Do.17Z-1
 Финский Do.17Z-1
 Финский Do.17Z-1
 Do.17Z-1
 Do.17Z-1
 Do.17Z-1
 Do.17Z-1
 Do.17Z-1
 Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Швейцарский Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Do.17Z-2
 Финский Do.17Z-2
 Do.17Z-3
 Do.17Z-3
 Do.17Z-3
 Do.17Z-3
 Do.17Z-3
 Do.17Z-3
 Финский Do.17Z-3
 Финский Do.17Z-3
 Финский Do.17Z-3
 Do.17Z-5
 Do.17Z-5
 Do.17Z-5
 Do.17Z использовавшийся для испытаний ракетного двигателя
 Do.17Z использовавшийся для испытаний ракетного двигателя
 Do.17Z использовавшийся для испытаний ракетного двигателя
 Турели пулеметов в кабине Do.17Z
 Турели пулеметов в кабине Do.17Z
 Носовая часть Do.17Z
 Кабина Do.17Z

  Схемы:

 Do.17Z-2
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Do.17Z-1 10/ZG 26
 Do.17Z-1 15/KG 53
 Do.17Z-1 15/KG 53
 Do.17Z-2 3/KG 2
 Do.17Z-2 7/KG 3
 Do.17Z-2 ВВС Хорватии
 Do/17Z-2 2/LeLv 46  ВВС Финляндии
 Do.17Z-2 3/LeLv 46  ВВС Финляндии

 



 

Список источников:

Экспринт. Сергей Кузнецов. Бомбардировщики Дорнье Do 17
Яуза. Андрей Харук. Скоростные бомбардировщики Гитлера. Do 17 и Do 217
Авиация и Время 2012-02. Андрей Харук. "Летающий карандаш" - Самолет "Дорнье" Do 17
Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Dornier Flugzeuge Aircraft
Luftfahrt-Verlag Walter Zuerl. Dornier-Flugzeuge
Schiffer. Heinz J. Nowarra. The Flying Pencil. Dornier Do 17 and Do 215
Waffen-Arsenal Band 46. Heinz J. Nowarra. Der fliegende Bleistift. Dornier Do 17 und Do 215
AirDOC 3. Manfred Griehl. Dornier Do 17 E-Z Do 215B
Aircraft Profile 164. J. Richard Smith. Dornier Do 17 & 215 (Перевод С. Платова)
Bernard & Graefe. Karl-Heinz Regnat. Vom Original zum Modell Dornier Do 17/215
Flieger Revue Extra 18. Karl Kossler. Do 17 - Die wirkliche Entstehungs-geschichte
Flieger Revue Extra 96. Uwe W. Jack. Lorin-Staustrahltriebwerke
Flieger Revue Extra 105. Rolf Wurster. Die letzte Dornier Do 17
Klassiker der Luftfahrt 2009-04. Heiko Muller. Der fliegende Bleistift
Jet & Prop 1997-06. Hand Heirl Stapfer. Vorspiel zum "Fall Gelb"
Flugzeug Classic 2006-04. Peter Cohausz. Dornier Do 17
Flugzeug Classic 2007-12. Herbert Ringlstetter. Dornier Do 17 U,Z und 215
Le Fana de l'Aviation 1982-10. Heinz J. Nowarra. Le Do 17 "Crayon Volant"
Joachim Dressel, Manfred Griehl. The Luftwaffe Album
Barbarossa's Hangar
LuftArchiv.de. Dornier Do 17 'Fliegender Bleistift'
Das Historische Archiv der Stiftung Deutsches Technikmuseum Berlin
1000aircraftphotos.com. No. 8208. Dornier Do 17 Z-1 Luftwaffe


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: