За время войны в небе над Европой было сбито, а также совершило вынужденные посадки на немецкие аэродромы, большое количество В-17. Приземлившиеся самолеты вместе с собранными немцами самолетами из обломков сбитых машин довели число пригодных к эксплуатации В-17 в Люфтваффе (Luftwaffe) до более чем 40 машин. Таким образом можно сделать вывод о том, что Люфтваффе были одним из основных пользователей Flying Fortress.
С августа 1942 начались регулярные
налеты американских бомбардировщиков 8-ой
воздушной армии, базировавшейся в
Англии, на объекты на территории
Германии и оккупированных ею стран
Основной ударной силой
бомбардировочных соединений США на
европейском театре военных действий
были 4-х моторные "Летающие крепости В-17,
без преувеличения лучшие самолеты этого
класса того времени. Поэтому можно
предположить, с каким нетерпением
хотели заполучить В-17-ый специалисты из
Люфтваффе И здесь злую шутку, на беду
союзникам, сыграли превосходные
качества этого самолета, его
конструкции Дело в том, что даже после
относительно "жесткой" вынужденной
посадки, самолет, как правило, получал
"несмертельные" повреждения Через
день-два машину обычно восстанавливали,
и она, как ни в чем не бывало, продолжала
свои боевые вылеты Правда, в обязанности
экипажа, совершившего вынужденную
посадку на территории противника,
входило уничтожение своего самолета но,
понятно, не всегда это удавалось сделать.
Первый экземпляр В-17 попал в руки
немецких специалистов 12 декабря 1942 года
Еще на подлете к цели B-17F "Wulfhound"
(41-24585) из 303-ей бомбардировочной группы
получил серьезные повреждения в
результате атаки немецких истребителей
и вынужден был лечь на обратный курс По
пути "домой" над Бове "WulfHound1 был
снова атакован истребителями
неприятеля (Вf.110 из Nachtjagdgeschwader I — (1-го
ночного истребительного полка)
Полученные на этот раз повреждения
заставили экипаж пойти на вынужденную
посадку Возможностей для маневра у
командира подбитой "крепости"
лейтенанта Фликингера не было, а
подходящей по размерам площадкой для
посадки оказалось лежащее прямо по
курсу поле аэродрома Леэвардим в
Голландии, где хозяйничали немцы.
За два дня самолет был отремонтирован и
под эскортом двух Bf 110 перелетел на
аэродром исследовательского центра в
Рехлине, где и был тщательно изучен
немецкими специалистами Были выявлены
сильные и, главным образом, слабые
стороны конструкции, что позволило в
дальнейшем откорректировать тактику
борьбы истребителей Люфтваффе с "Терробомбер"
(так немецкая пропаганда окрестила
Боинг В-17).
На базе в Рехлине "Wulfhound" сменил
свой внешний вид Нижние поверхности
самолета были выкрашены в желтый цвет,
американские опознавательные знаки
были заменены на немецкие, а на бортах
появился код - DL-XL. Несколько месяцев
после завершения испытаний этот самолет
участвовал в "показательных"
полетах совместно с братьями по
несчастью -трофейными В-24, Р-47, Р-38, Авро
"Ланкастером", "Москито", "Тайфуном'
и "Спитфайром".
В-17 на службе в Люфтваффе скрывались под обозначением
Dornier Do 200. Некоторые В-17 с четко нанесенными немецкими опознавательными знаками использовались для отработки тактики атак и обучения летчиков-истребителей методике боя с В-17 USAAF. Примером такого подразделения может служить ZS-1 (Zerstorer Schule 1 - 1-я школа истребителей). Но несколько Flying Fortress сохранили оригинальную окраску и опознавательные знаки USAAF. Эти машины применялись для заброски агентов на занятую союзниками территорию или для снабжения секретных баз. Наиболее известной частью Люфтваффе, использовавшей захваченные B-17 в таких вылетах была I/K.G.200. Деятельность этой части до сих пор не получила широкой огласки. Одной из самых знаменитых операций I/K.G.200 были действия в Западной пустыне весной 1944 года (уже после отступления армии Роммеля), в ходе которой В-17 совместно с еще несколькими захваченными самолетами союзников использовались для строительства и обслуживания ряда секретных летных полос. Захваченная Flying Fortress использовалась в октябре 1944 года для высадки агентов в Иордании. К
весне 1944 года в руках "Люфтваффе"
оказалось более десятка "Летающих
крепостей" Все они были переданы в 200-ый
бомбардировочный полк (Kampfgeshwader 200)
специального назначения, где
использовались в учебных и диверсионных
целях.
Имеются сообщения, что по крайней мере один из захваченных B-17 использовался Люфтваффе как приманка. Этот самолет следовал за возвращающейся формацией В-17 USAAF под видом поврежденного и отстающего. Расчет делался на отделение нескольких В-17 от строя для сопровождения "подбитого" самолета, после чего они становились легкой добычей для немецких истребителей. Кроме того пристроившийся к формации В-17 Люфтваффе нередко открывал огонь из бортового оружия по соседним самолетам и наводил по радио истребители. Ряд таких случаев привел к появлению распоряжения USAAF открывать огонь по любому приближающемуся В-17, который не мог быть четко идентифицирован.
Ниже приведены отрывки из отчета летчика-испытателя Люфтваффе Ганса Вернера Лерхе (Hans Werner Lerche) после полета на захваченном B-17:
"Имеется много самолетов более приятных в полете чем В-17, поскольку последний имеет ряд недостатков. Например высокое усилие на элеронах и тяжелый руль направления. Но намного более важным качеством оказалась легкость полета и приземления. В полете самолет с максимальным взлетным весом требует усилий не больше чем Не-111.
На небольших высотах самолет имеет невысокую скорость. Турбодвигатели В-17 раскрывают свой потенциал только на большой высоте. В целом самолет очень эффективен при выполнении налетов в составе плотных формаций, благодаря хорошему вооружению и большой высоте полета.
Но не очень четкое управление не играет особой роли при полете к цели на большой высоте, особенно при наличии появившегося эскорта. Появление же на В-17 превосходного трехмерного автопилота приводит к практическому устранению этой проблемы. Должен подчеркнуть, что достаточно высокая скорость B-17 на больших высотах достигается исключительно благодаря превосходным турбонагнетателям. Но для производства этих устройств требуется не только умение, но и большое количество жаропрочных материалов, которых в Германии не имеется в достаточном объеме.
Иногда я получаю через Швейцарию иностранные газеты и журналы со статьями относительно немецких самолетов. Во многих репортажах немецкие машины заслуживают высокой оценки, как и их двигатели. Отмечается лишь, что данные самолетов могут быть выше, если бы Германия имела для производства двигателей необходимое количество жаропрочных материалов."
На Тихоокеанском театре военных действий большинство В-17 USAAC было уничтожено на земле в течение первых нескольких дней войны. Наступление японцев на Tихом океане происходило с такой скоростью, что союзники не успевали при отступлении эвакуировать всю боевую технику. В результате японские вооруженные силы сумели получить целую коллекцию различных типов самолетов союзников, многие из которых были почти не повреждены. Японцы захватили по крайней мере три Flying Fortress - один B-17D, совершивший вынужденную посадку на Филиппинах и не сильно при этом пострадавший и два ранних B-17E на острове Ява. Самолеты были перегнаны в Японию для использовались для общественного показа захваченных вражеских самолетов. После этого захваченные B-17 использовались для оценки их возможностей и развития эффективной против В-17 тактики истребителей.
Список номеров B-17 в Люфтваффе (неполный): 41-24585, 42-30048, 42-30146, 42-30336, 42-38017, 42-30713 и 42-39974.