Работы над высотными модификациями бомбардировщиков и разведчиков велись на
фирме "Дорнье" долго и упорно - помимо так и не строившегося серийно Do 217М-8,
мы уже упоминали об опытных Do 215В-6 с моторами DB 601Т и Do 217А-0 с DB 601R.
Опыт, накопленный при их создании, был учтен при разработке проектов самолетов с
гермокабинами - Do Р183 с моторами DB 601R и фюзеляжем с уменьшенным миделем, а
также Do 217L с моторами DB 603Н (2000 л.с.)- Последний проект предусматривал
также применение системы форсирования GM 1 и крыла площадью 70 кв. м. По
расчетам Do 217L мог развить скорость 575 км/ч и набрать высоту 15000 м. Но
ввиду неготовности двигателей он так и не был воплощен в жизнь.
Практическую реализацию получил еще один проект высотного
разведчика-бомбардировщика - Do 217Р. Эта машина была как бы трехмоторной - в
дополнение к двум DB 603В (1750 л.с.) она получила еще и мотор DB 605Т (1400 л.с.),
устанавливавшийся в бомбооотсеке. Последний выступал в качестве агрегата
центрального наддува, повышая давление воздуха на входе в основные двигатели при
полете на большой высоте (подобная концепция была весьма популярной на рубеже
30-40-х гг., в частности, ее пытались реализовать и в СССР на ТБ-7/Пе-8).
Герметичная кабина была рассчитана на трех членов экипажа.
Первый прототип Do 217PV1, переоборудованный из Do 217Е-2 (W.Nr. 1229) вышел на
испытания 6 июня 1942 г. 10 июля самолету удалось достичь высоты 11300 м, но в
следующем полете 17 июля загорелся один из двигателей DB 603. К счастью,
огнетушители сработали штатно, и машину удалось посадить. В ходе послеаварийного
ремонта на самолет установили крыло увеличенного размаха и площади, аналогичное
применявшемуся на Do 217К-2 и К-3. Такое же крыло получили и прототипы Do 217PV2
и V3, также переоборудованные из Do 217Е. Они вышли на испытания соответственно
28 сентября 1942 г. и в апреле 1943 г. На Do 217PV3 отсутствовал агрегат
центрального наддува с двигателем DB 605Т.
С самого начала Do 217Р пришлось выдержать жесткую конкуренцию с самолетом "Хеншель"
Hs 130. В ноябре 1942 г. оберст Ровель, считавшийся в люфтваффе крупнейшим
специалистом по высотным разведывательным полетам, высказался в пользу самолета
"Хеншеля". Но Hs 130 представлял собой совершенно новую конструкцию, и мог быть
запущен в производство не ранее начала 1944 г. Поэтому работы по программе Do
217Р продолжили, хотя и четвертый прототип так и не был достроен. Правда, свои
коррективы внесла авиация союзников - сначала во время налета был поврежден Do
217PV2, отремонтировать которого удалось к июню 1943 г. Затем аналогичная участь
постигла и Do 217PV3 - его ремонтировали до конца марта 1944 г. Второй прототип
пришлось списать после аварийной посадки 27 марта 1944 г., первая и третья
машины участвовали в сравнительных испытаниях с парой Hs 130 до 5 сентября 1944
г., когда точку в программах создания обеих самолетов поставили союзники: при
налете на Штутгарт были уничтожены и оба прототипа Do 217Р, и два "Хеншеля"...
Три предсерийных самолета Do 217Р-0 были построены осенью 1942 г. и переданы для
испытаний в Рехлин. При их создании конструкторам пришлось столкнуться с рядом
проблем, и прежде всего - установки оборонительного вооружения. Ведь имеющиеся
линзовые или оконные установки были для самолета с гермокабиной неприемлемыми -
у них ствол пулемета попросту торчал сквозь дырку в остеклении. Требовались
дистанционно управляемые стрелковые установки. Но их применение означало
необходимость серьезной доработки самолета. Поэтому пошли на компромисс: Do
217Р-0 вооружались тремя спарками MG 81Z (в носовой, задней верхней и нижней
установках), но огонь из них можно было вести лишь на небольших высотах. Когда
же самолет забирался выше, и кабина герметизировалась, пулеметы убирались внутрь,
а их амбразуры закрывались. Считалось, что на больших высотах вероятность
встречи с истребителями противника будет крайне малой.
Целевое оборудование на Do 217Р-0 состояло из трех аэрофотоаппаратов - одного Rb
20/30 и двух Rb 70/30. Поскольку бомбоотсек пришлось отвести под агрегат
центрального наддува, то под крылом установили два узла подвески, на которых
можно было разместить пару 500-кг бомб или два 900-л подвесных топливных бака.
Планировалось серийное производство двух вариантов Do 217Р: Do 217Р-1 в целом
соответствовал Do 217Р-0. По расчетам на высоте 14000 м он мог развивать
скорость до 620 км/ч. Do 217Р-2 должен был получить еще большее крыло площадью
100 кв. м. Однако эти планы так и не были реализованы.
В начале 1942 г. "Дорнье" начала разработку очередного варианта тяжелого
пикирующего бомбардировщика, обозначенного Do 217R-1. При этом отказались от
хвостового тормозного устройства, применив воздушные тормоза в виде отклоняемых
щитков на верхней и нижней поверхности крыла. Богато остекленная кабина
соответствовала варианту Do 217К. Крыло площадью 62 кв. м было новым. В состав
стрелкового вооружения предполагалось включить 20-мм пушку MG 151 /20 в носовой
установке и два 13,2-мм пулемета MG 131 в верхней башне и нижней установке.
Предполагалось также установить четыре MG 811 в боковых окнах, но в конечном
итоге от этих установок отказались в целях экономии веса.
Силовая установка Do 217R-1 должна была состоять из пары DB 603А-1, но первый
прототип Do217RVl (W.Nr. 0029), впервые поднявшийся в воздух 6 августа 1942 г.,
получил моторы BMW 801 ML (1580 л.с.). В ходе испытаний эта машина поднималась в
воздух с максимальной нагрузкой из двух 1800-кг бомб, подвешенных на подкрыльевых
узлах между мотогондолами и фюзеляжем. В такой конфигурации взлетная масса
достигала 16,5 т, и самолет мог развить скорость всего 395 км/ч, потолок
составлял 5600 м, а набор высоты 5000 м занимал 38 минут! Сочтя летные
характеристики машины недостаточными, рейхсминистерство авиации в январе 1944 г.
распорядилось утилизировать Do 217RV1, по возможности использовав его узлы в
других самолетах.
Второй прототип Do 217RV2 (W.Nr. 0030) первоначально имел моторы DB 603А-1, но в
начале 1943 г. их заменили на BMW 801А-2. Также и эта машина была списана в
марте 1944 г. Существовали еще два прототипа Do 217R - V3 (W.Nr. 0032) и V4 (W.Nr.
0033), но об их испытаниях ничего не известно.
Do 217R-1 так и не попал в серию. Аналогичной была и судьба разрабатывавшегося
варианта Do 217R-2. На нем в верхней башне предполагалось установить пулемет MG
151/15, а вместо нижней линзовой установки применить башню с MG 131, аналогичную
стоявшей на Ju 188. От "Юнкерса", только Ju 88А-4, взяли и воздушные тормоза.
Самолет задумывался как машина двойного назначения - пикирующий бомбардировщик и
торпедоносец. Но на рубеже 1942/1943 гг. программа создания Do 217R-2 была
закрыта по распоряжению Э. Мильха как требовавшая слишком много времени для
практической реализации.