Особо следует рассказать еще о пяти бомбардировщиках Дорнье, появившихся
летом 1944 года. Они имели обозначение Do 217R. Самолеты поступили в III группу
KG 100, расположенную в Орлеан-Бриси, для прохождения полевых испытаний.
Несмотря на обозначение, эти бомбардировщики были в действительности не
очередной модификацией Do 217, а пятью из шести прототипов нового тяжелого
высотного бомбардировщика Do 317А. В ходе предшествующих этому событию испытаний Do 317 VI была выявлена непригодность герметичных кабин, и от них решили
отказаться, превратив самолет в обычный носитель радиоуправляемых крылатых бомб
Hs 293А. Самолет мог нести две таких бомбы под крылом. Но в августе 1944 года
III/KG 100 была выведена из боев, а ее личный состав направлен для переобучения
на истребители. Поэтому вряд ли Do 217R успели принять участие в боевых
действиях. Что касается самого Do 317, то он разрабатывался фирмой Дорнье в течение пяти
лет. Еще в 1939 году Техническое управление RLM выработало требования к проекту
нового бомбардировщика, который мог бы заменить уже существующие Do 17, Не 111 и
Ju 88. Этот проект получил условное название Bomber "В". Новый бомбардировщик должен был обладать дальностью полета в 3600 км, скоростью
около 600 км/ч на высоте 6000-7000 метров и бомбонагрузкой в 2000 кг. При этом
его собственный вес не должен был превышать 20 000 кг. Предполагалось также, что
самолет будет двухмоторным, и на нем будут установлены 24-цилиндро-вые двигатели
Даймлер-Бенц DB 604 или Юнкере Jumo 222, которые в то время еще только
разрабатывались. Пожалуй, главной трудностью проекта было требование: разместить
экипаж из четырех человек в гермокабине. Трудность состояла не в том, чтобы
создать гермокабину. Такой опыт в Германии уже имелся. И, разумеется, не в том,
чтобы посадить в эту кабину экипаж самолета. Трудность заключалась в том, что
экипаж при известных обстоятельствах должен отражать атаки вражеских
истребителей, а как высунуть ствол подвижного пулемета (а вернее, нескольких
пулеметов) из герметически закрытой кабины? Необходимо было использовать такое
оборонительное вооружение, которое не создавало бы лишних "дырок" в гермокабине.
То есть, вооружение, находящееся вне кабины и управляемое дистанционно.
Разработки в этом направлении немецкими инженерами уже велись, но были далеки от
завершения. В итоге осуществления проекта Bomber-B люфтваффе должны были получить в одном
лице бомбардировщик высотный, скоростной, дальний и тяжелый. Иными словами,
бомбардировщик неуязвимый для английских истребителей и способный, действуя с
аэродромов Германии, Франции или Норвегии, сбросить свои тяжелые бомбы в любой
точке Британских островов. К проекту были привлечены четыре авиастроительные фирмы: Арадо, Дорнье,
Фокке-Вульф и Юнкере. И вскоре каждая из них представила на суд Технического
управления свой образец. Это были соответственно: Ат 340, Do 317, Fw 191 и Ju
288. Разработка Do 317 шла параллельно созданию Do 217. Поэтому самолеты мало
отличались друг от друга. В 1940 году стало ясно, что предпочтение отдано
прототипу бомбардировщика фирмы Арадо, и работы над "триста семнадцатым"
прекратились. Но усилия фирмы Дорнье не пропали даром. Многие технические и
конструктивные решения первоначального проекта Do 317 использовались затем при
создании высотного разведчика-бомбардировщика Do 217Р. В 1941 году конструкторы
Дорнье вернулись к оставленному было проекту. Но теперь Do 317 предъявлялся в
качестве более совершенной замены серийному Do 217. В 1943 году был построен и
приступил к летным испытаниям прототип будущего бомбардировщика Do 317V-1
(бортовое обозначение VK+IY). А вскоре появилась первая опытная серия из пяти
Do 317А. От своих теоретических предшественников (ибо практически Do 317 возник
одновременно с Do 217) внешне новый самолет отличался мало. Заметным отличием
были килевые "шайбы" треугольного вида и утолщенный фюзеляж. Остальные
"новшества" находились внутри самолета. Прежде всего, это была гермокабина,
установка которой внесла изменения в структуру оборонительного вооружения. На
следующей модификации Do 317В основная его часть будет уже размещена в
дистанционно управляемых установках. А пока, на Do 317А, электромеханическую
турель с 13-мм пулеметом MG 131 переместили на крышу кабины. Все остальное
оставили на прежних местах, но приспособили к сохранению герметичности кабины на
больших высотах. Вероятнее всего, оружие просто убиралось из амбразур и не
действовало, как это было на Do 217Р. В задней части кабины сверху и снизу
установили по одному подвижному MG 131. Спереди под ногами летчика поставили
неподвижную 15-мм пушку MG 151 и подвижный сдвоенный 7,9-мм пулемет MG 81,
который проходил сквозь правую половину носового остекления. Летные испытания Do 317 V-1 выявили, что новый самолет не обладает какими-нибудь
преимуществами по сравнению с Do 217Р-0. Кроме того, его гермокабина оказалась
несовершенна. Поэтому пятерка Do 317А была переделана из высотных
бомбардировщиков в обычные носители радиоуправляемых крылатых бомб Hs 293А. С
самолетов сняли гермокабины и под обозначением Do 217R отправили для полевых
испытаний в III/KG 100, о чем уже говорилось выше. Do 317В должен был стать улучшенным вариантом новой модификации. Самолет имел
усиленное дистанционно управляемое оборонительное вооружение и увеличенную до
5600 кг бомбонагрузку. Но Do 317В никогда не поднимался в воздух. Работы по его
созданию были прекращены на стадии полноразмерного макета, поскольку Техническое
управление RLM посчитало, что дальнейшие усилия над этой программой
нецелесообразны.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Do.317a |
Размах крыла, м |
26.00 |
Длина, м |
16.80 |
Высота, м |
5.45 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
24000 |
Тип двигателя |
2 ПД
Daimler-Benz DB-610А/В |
Мощность, л.с. |
2 х 2870 |
Максимальная скорость , км/ч |
665 |
Крейсерская скорость , км/ч |
536 |
Практическая дальность, км |
4000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
10500 |
Экипаж, чел |
4 |
Вооружение: |
одна передняя башня с двумя 13-мм пулеметами МG-131, одна управляемая дистанционно башня в передней нижней части фюзеляжа с 2 7,9-мм пулеметами МG-81, одна дистанционно управляемая башня в задней верхней позиции с парой МG-131 и управляемая дистанционно установка МG-151/20 в хвостовом конусе; бомбовая нагрузка 5600 кг в бомбоотсек в комбинациях: 4х1400 кг, 2х1800 кг, 2х1400 кг + 1600-л бак в передней части бомбоотсека. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|