В годы между двумя мировыми войнами престиж среди самолетостроительных фирм в
значительной мере определялся достижением мировых рекордов, которые стали
предметом острого соперничества. Абсолютный мировой рекорд скорости был наиболее
желаемым в силу самой своей природы, рекорд дальности был менее престижным, а
мировой рекорд высоты полета в силу технических проблем был наименее популярным.
В Германии одним из первых проявил интерес к рекорду высоты Гуго Юнкерc, и нет
ничего удивительного в том, что 26 мая 1929 г. Юнкерc W-34 установил мировой
рекорд высоты полета 12 750 м. Но Юнкерс заглядывал дальше, Юнкерс флюгцойгверке
уже работала над специальным высотным самолетом Ju.49.
В нескольких странах начались работы по созданию летных гермокостюмов и
аппаратуры дыхания для обеспечения физической выносливости пилотов в условиях
разреженной атмосферы. С использованием такого оборудования были установлены все
рекорды высоты до конца 30-х годов, кульминацией которых стал полет 22 октября
1938 г Са-161bis, когда полковник Марио Реззи достиг 17 100 м. А Ju.49 внес
новое слово в развитие авиации. На нем установили гермокабину, в которой
размещались два члена экипажа. Кабина была выполнена из электрона и представляла
собой капсулу, встроенную в фюзеляж. Обзор обеспечивался через небольшие панели
остекления. Двигатель был Юнкерс L-88а; 12-цилиндровый жидкостного охлаждения,
взлетной мощностью 800 лс. Он работал на четырехлопастный деревянный винт с
широкими лопастями. Впервые Ju.49 полетел 2 октября 1931 г. С самого начала
возникли трудности с двигателем, перебои которого заставляли часто прерывать
испытательные полеты. К середине 1933 г. была достигнута высота лишь 9300 м, зато
кабина показала себя прекрасно.
В это время не очень популярный среди нового режима Германии профессор Юнкерc
был удален от руководства фирмой, генеральным директором стал Генрих Коппенберг,
а техническим директором Герберт Вагнер. Интерес к гермокабинам был переведен в
военную плоскость. Таким образом, в 1934 г. Юнкерс флюгцойгверке направила в
Технический департамент воздушного комиссариата предложение на бомбардировщик с
гермокабиной экипажа, способный действовать на высотах, недоступных истребителям.
Это радикальное предложение вызвало пристальный интерес, и после того, как в
начале 1935 г. Юнкерс предложила проект ЕF-61, был выдан заказ на два опытных
самолета. Тем временем летные испытания Ju.49 продолжались, но после достижения
в сентябре 1935 г. высоты 12 500 м двигатель заглох, и самолет был разбит.
Первый из двух опытных высотных бомбардировщиков EF-61-V1 был готов осенью 1936
г. Он был оснащен двумя двигателями Даймлер-Бенц DB-600A взлетной мощностью 950 лс с лобовыми радиаторами. Первый полет состоялся в конце года. Самолет имел двухлонжеронное крыло большого удлинения, размахом 27 м. Фюзеляж имел овальное
сечение с гофрированной работающей обшивкой, покрытой тканью. Нос образовывался
круглой секцией герметичной кабины на двух членов экипажа. Обзор экипажа
обеспечивался большой круглой панелью в носовой части кабины. Остекление было
двойным с прослойкой осушенного воздуха. Материал остекления был так называемый
"рейлит". Небольшая круглая панель в нижней, правой части кабины обеспечивала
обзор пилоту вниз при посадке. Прозрачная панель была также и в полу слева для
прицеливания бомбардиру, выполнявшему функции штурмана и стрелка. В последнем
случае он мог использовать пулемет МG-15 в задней части кабины. Доступ в кабину
осуществлялся через круглый люк в ее правой части.
Задержки с готовностью гермокабины заставили начать полеты без нее. Впрочем,
самолет ее так и не получил 19 сентября 1937 г. он попал во флаттер и разбился,
унеся жизни обоих пилотов. Пока самолет облетывался, испытывалась на давление и
гермокабина. В результате выяснилось, что пластик слишком хрупок для остекления
большой круглой панели и не сможет выдержать давление на высоте выше 12 000 м.
Таким образом задержалась и работа над вторым опытным ЕF-61-V2: его первый полет
состоялся только в октябре 1937 г.
Новая гермокабина без остекления большой площади и иллюминаторов получила только
один прозрачный блистер, сдвинутый к правому борту. Место пилота было приподнято
и сдвинуто в самый конец кабины. Над местом пилота размещался металлический
купол с двумя плексигласовыми иллюминаторами, обеспечивающими обзор вперед и
налево. В конце блистера был установлен пулемет МG-15. За кабиной был оборудован
небольшой бомбоотсек на четыре 250 кг бомбы.
Помимо гермокабины и некоторого изменения мотогондол V2 почти не отличался от
своего предшественника. К несчастью, еще до начала высотных полетов второй
самолет разбился в декабре 1937 г. Так как первые испытания были
разочаровывающими, Технический департамент решил, что потребуется серьезная
доводка гермокабин. Нового самолета строить не планировалось. Таким образом
работа по первому высотному бомбардировщику с гермокабиной была прекращена.
Хотя ЕF-61 не позволил люфтваффе получить высотный бомбардировщик, недоступный
для перехватчиков, он дал немецкой авиапромышленности опыт в работе с
гермокабинами тогда, когда в других странах они еще не дошли до практической
реализации. Можно только предполагать, каких бы успехов достигли аналогичные
работы в Англии, Франции и других странах, имей они подобный опыт.
За 16 месяцев до прекращения работ по EF-61 гермокабина разработки Бюро особых
конструкций под руководством В.А. Чижевского в СССР была установлена на модифицироцанный АНТ-25, полетевший уже под обозначением БОК-1. Только через 18
месяцев после аварии второго ЕF-61 начались работы над подобными машинами в
Англии и США. В Великобритании были подготовлены требования В.23/39 для
высотного бомбардировщика Веллингтон с гермокабиной. Одновременно Армейский
воздушный корпус США начал готовить требования к бомбардировщику с гермокабиной.
В результате последних появился Норт Америкэн ХВ-28. Hи один из этих самолетов
так и не пошел в бой.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
EF.61 |
Размах крыла, м |
27.00 |
Длина, м |
14.36 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
65.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
|
Тип двигателя |
2
ПД Daimler-Benz DB-600 |
Мощность, л.с. |
2 х 950 |
Максимальная скорость , км/ч |
350 |
Крейсерская скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
1576 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
12300 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один пулемет MG-15 4
х 250кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2012
|