Уголок неба ¦ Mitsubishi G3M

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   G3M
       
Разработчик: Mitsubishi
Страна: Япония
Первый полет: 1935
Тип: Дальний морской бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Командир "Genzan" kokutai тайса (капитан II ранга) Kameo Sonokawa взглянул на часы. Почти девять часов. Это был долгое утро. Поднявшись со своих аэродромов в Thudaumot и Soctrang возле Сайгона на рассвете 10 декабря 1941 года двухмоторные бомбардировщики-торпедоносцы Mitsubishi G3M2 Модель 21 и 22 из "Mihoro" и "Genzan" kokutai 22-й Koku Sentai (флотилии), 11-го Koku Kantai (воздушного флота), а также новые бомбардировщики Mitsubishi G4M1 из "Kanoya" kokutai бесплодно искали "Соединение-Z", состоящее из британских линкоров "Repulse" и "Prince of Wales", и четырех эсминцев эскорта – "Electra", "Express", "Tenedos" и "Vampire". "Соединение-Z", было самым сильной эскадрой союзников в малайских водах и создавало потенциальную угрозу планам Японии по вторжению на Малайский полуостров.

С первого дня войны 8 декабря малайская компания развивалась очень хорошо. JAAF получили в свое распоряжение северные аэродромы на Коtа Baharu откуда армейская авиация могла контролировать все прилегающее пространство. И тогда "Соединение-Z" вышло из Сингапура. Оно было замечено японской субмариной, когда направилось на север вечером 9 декабря. В ту ночь бомбардировщики 22-й Koku Sentai срочно вылетели из Сайгона намереваясь перехватить английские корабли в пути, но поиски на предполагаемым местоположением английских линкоров ничего не дали. Предупрежденный о японской активности в воздухе на севере, адмирал Том Филлипс, командующий "Соединением-Z", изменил курс. В 06.00 взлетели десять разведчиков С5М для поиска английской эскадры, а затем через час в воздух поднялись 27 базовых бомбардировщиков и 61 торпедоносец, которые направились на юг вдоль 105-го меридиана, проводя интенсивный поиск. Но им опять не повзело. Низкая облачность затрудняла обнаружение кораблей. Затем, в 10.30 пришло радио сообщение: "Соединение-Z" было замечено одним самолетов разведчиков через облака примерно в 70 милях к юго-востоку от Kuantan.

Адмирал Филлипс снова изменил свой курс, только на этот раз японские самолеты были всего в нескольких минутах лета от его эскадры. В одиннадцать часов Sonokawa увидел внизу английские корабли. Sonokawa немедленно отдал приказ по радио: "Построение для атаки", и первая эскадрилья начала снижаться к самой воде для торпедной атаки. Хотя департамент боеприпасов Императорского флота утверждал, что авиационная торпеда Тип 91 Kai2 может быть использована с высоты 500 метров, опыт и практика Sonowaka при тренировках с боевыми торпедами доказали как раз обратное. Сброшенные даже с высоты 200 м 9 из 10 торпед либо тонули, либо зарывались глубоко в воду. Sonokawa обучал свою группу бросать торпеды с высоты не более 100 метров, где шансы на успех были 50/50, шансы резко увеличивались при снижении высоты до 50 м, а лучше до 20 м. Хотя такой полет был очень рискованным, самолет не имел возможности маневра.

Первыми в атаку вышли базовые бомбардировщики "Mihoro” Kokutai, сбросив бомбы на оба английских линкора. Затем торпедоносцы "Genzan" Kokutai пошли в атаку на "Prince of Wales". Девять G3M первой эскадрильи прорвались через стену зенитного огня, и без потерь сбросили торпеды. Тюи (лейтенант) Sadao Takai, ведущий еще девяти G3M 2-й эскадрильи, атаковал HMS "Repulse". К полудню "Prince of Wales" с заклиненным рулевым управлением болтался как беспомощная жестянка. Линейный крейсер "Repulse", окутанный дымом продолжал маневрировать ведя интенсивный зенитный огонь.

Потом новая волна торпедоносцев вышла в атаку, с девять из "Mihoro” Kokutai, под командованием тюи Katsuaku сбросила торпеды на "Prince of Wales", а восемь 3-го hikotai из "Mihoro", под командованием тюи Katsusaku Таkahashi, атаковали "Repulse" под шквальным огнем в 60 метрах над водой. Причем, любопытно, что G3M комэска Таkahashi трижды выходил в атаку на линейный крейсер, поскольку замки торпедной подвески на его самолете намертво заклинило. И лишь после третьего захода торпеду удалось сбросить.

Вскоре подошли бомбардировщики G4M1 из "Kanoya" Kokutai и все было кончено. В 12:33 "Repulse" перевернулся и затонул. В 13:20 и "Prince of Wales" скрылся под водой унеся с собой половину экипажа и командира соединения сэра Тома Филлипса.

В ходе атаки было потеряно лишь три новых торпедоносца G4M1 "Mihoro” Kokutai и один пожилой G3M3 из "Genzan" пропал без вести. Британия потеряла гораздо больше, многовековое господство на морях, и буквально все свои доминионы в Юго-Восточной Азии, судьба которых, казалось, была предрешена. Время линкоров закончилось. Теперь ничто не стояло на пути Японии, за исключением времени.

Победа над "Соединением-Z" была звездным часом в карьере G3M. Введенный в строй за пять лет до войны на Тихом океане как "Базовый штурмовой бомбардировщик флота Тип 96" или, сокращенно "96 Rikko" Mitsubishi G3M1, прошел испытания временем, пережив множество модификаций и оставался в строю практически всю войну. Самолеты G3M применялись в самых разных качествах и получили у союзников кодовое обозначение "Nell" в варианте бомбардировщика и патрульно-противолодочного самолета, и "Тina" в варианте транспортного.

Работа над "96 Rikko" фактически началась в 1933 году, инициированная знаменитым впоследствии контр-адмиралом Исороку Ямамото, в то время отвечающим за техническое развитие флота в Kaigun Koku Hombu. В то время, когда западный мир боролся с депрессией, Ямамото сформулировал концепцию ударного самолета для флота - современного цельнометаллического дальнего моноплана наземного базирования, основной задачей которого являлся поиск и уничтожение флотов противника далеко в море. Военно-морской флот уже имел свой первый цельнометаллический самолет, выполняющий те же задачи – тяжелый бомбардировщик-моноплан, разработанный сёса (капитан-лейтенант) Jun Okamura на военно-морском заводе Hirosho в 1932 году по спецификации 7-Shi, известный как "Тяжелый бомбардировщик флота Тип 95" или "95 Daiko" - Hirosho G2H1. Прототип этого самолета взлетел 29 апреля 1933 года. После чего последовала серия из 8 штук. Но самолет оказался чрезвычайно инертным и медлительным из-за массивных неубираемых шасси, сложным как в эксплуатации, так и в производстве. В результате серия так и ограничилась девятью самолетами, которые никогда не использовались по прямому назначению, закончив свою карьеру в конце 30-х как транспортные.

Одновременно с ранними исследованиями IJNAF в области дальней бомбардировочной авиации, армейская авиация IJAAF в то время совершили технологический скачок, когда фирма Mitsubishi Heavy Industries Company, Ltd, успешно завершила переговоры с немецками компаниями "Junkers Flugzeug" и "Motorenwerke, А. Г". в 1928 году . Переговоры с ведущим в Европе производителем цельнометаллических многомоторных самолетов закончились предоставлением японской фирме эксклюзивных прав на ряд оригинальных патентов Юнкерса, и в конечном итоге лицензии на производство двухмоторного легкого бомбардировщика К-47 и четырехмоторного тяжелого K-51. Инженеры Юнкерса Eugen Shade и Willi Keil отправился в Японию, на Mitsubishi для обучения японских специалистов. Благодаря такому подходу на Mitsubishi появились первоклассные инженерно-технические кадры, такие как Sueo Honjo, Kyunosuke Ozawa, Shinshiro Nakata, Kiro Takahashi,, а также другие молодые авиационные специалисты, которые прошли стажировку в Соединенных Штатах и Европе. Sueo Honjo стал экспертом группы по бомбардировщикам, работая в качестве главного конструктора на Mitsubishi по проектам Ki.1, Ki.2 и Ki.20. К концу 1932 года все перечисленные проекты были реализованы для IJAAF.

Изучив причины явного технического превосходства армейских "конкурентов" из ВВС, адмирал Ямамото прекрасно отдавал себе отчет в том, что после постройки для IJAAF двухмоторных бомбаpдиpовщиков Ki-1 и Ki-2,а также четырехмоторного Ki-20,только авиационная группа компании "Mitsubishi Jukogyo K.K." имела существенный опыт в проектировании сухопутного самолета дальнего действия и поэтому, следую его рекомендациям,"Mitsubishi" получила внеконкурсную спецификацию 8-Shi на двухмоторный дальний разведчик наземного базирования.С самого начала проекта адмирал Ямамото рассматривал самолет скорее как экспериментальный тип для отработки дальних операций, нежели как будущий боевой самолет и, следовательно,"Mitsubishi" была свободна от сопутствующих военных требований.Для разработки этого самолета,получившего заводское обозначение Ka-9, "Mitsubishi" организовало группу под руководством главного конструктора Sueo Honjo, Tomio Kubo и Nobuhiko Kusabake.

Исключительно чистый планер с убираемым шасси был скомбинирован с лучшими чертами неудачного G2H1,имевшего "двойное кpыло" Юнкерса и гофрированную обшивку в задней части кpыла.Самолет был снабжен парой 650-сильных двигателей жидкостного охлаждения Hiro Type 91. Машина поднялась в воздух под управлением главного летчика-испытателя "Mitsubishi" Yoshitaka Kajima в апреле 1934 и вскоре добилась полного успеха.С запасом топлива 4200 л Ka-9 имел нормальную дальность 4400 км и максимальную дальность 6050 км, а по управляемости и маневренности превосходил все предыдущие двухмоторные морские самолеты. Адмирал Ямамото выразил свое персональное удовлетворение хорошей работой и IJNAF, полагая нецелесобразным создавать два отдельных типа самолетов для выполнения дальних разведывательных и дальних бомбаpдиpовочных заданий, выдал "Mitsubishi" без конкурса спецификацию программы 9-Shi на дальний бомбаpдиpовщик наземного базирования, являвшийся развитием Ka-9 и способный нести бомбовую нагрузку в 800 кг и оборонительное вооpужение из трех 7,7-мм пулеметов.Хотя эта спецификация была выдана "Mitsubishi" вне конкурса,"Nakajima Hikoki K.K.", являвшаяся главным поставщиком JNAF, предложила свой дальний бомбаpдиpовщик LB-2, разработанный в инициативном порядке на базе Douglas DC-2, выпускаемого "Nakajima" в то время по лицензии. IJNAF, под сильным впечатлением от летных характеристик Ka-9, отказались от LB-2

Прототип Ka.9 был изготовлен в единственном экземпляре, который был задним числом обозначен как G1M1. Первоначально, как уже указывалось выше, силовая установка самолета состояла из пары двигателей жидкостного охлаждения Hiro Type 91 по 650 л.с. Успех прототипа привел к немедленному заказу в 1934 году для флота "проекта 79" по спецификации 9-Shi для базового горизонтального бомбардировщика. На этот раз в спецификации была четко указана нагрузка, оборонительное вооружение и эксплуатационные требования, хотя и составлена была с оглядкой на возможности конструкции G1M1. Разработанный Mitsubishi проект Ka.15, имел узкий обтекаемый фюзеляж, но по сравнению с K.9 он был заметно полнее, поскольку предполагал размещение трех выдвижных пулеметных башен и экипажа из пяти человек, а также подвески на нижней части фюзеляжа для торпеды. Основные конструктивные элементы крыла Ka.9 были сохранены, хотя по задней кромке гофрированная обшивка К.9 была заменена на гладкую, также было разработано новое оригинальное разнесенное оперение. Было также значительно усилено шасси, что было связано с необходимостью нести значительную боевую нагрузку. К июню 1935 года первый прототип Ka.15 был готов к испытаниям. В июле летчик-испытатель Yoshitaka Kajima поднял самолет в воздух с базы Kagamigahara.

Первые два прототипа Ka.15 оснащались двигателями Hiro Type 91, впервые использованных на Ka.9, передающими крутящий момент на массивные деревянные 4-лопастные винты фиксированного шага. Однако лучший результат обещало применение более мощных современных радиальных двигателей. В Японии, к сожалению в то время их делать не умели. Но, как уже указывалось, в конце 20-х фирма Mitsubishi активно посылала своих инженеров на стажировку в Европу и США, и к середине 30-х годов в компании сформировался достойный коллектив инженеров-двигателистов, которые смогли разработать ряд перспективных мощных авиадвигателей воздушного охлаждения. Одним из них был двухрядный 14-цилиндровый радиальный "Shinten" мощностью 920 л.с., несколько опытных образцов которого, в 1935 году проходили интенсивные испытания. Пара из них в порядке эксперимента была установлена на единственный планер Ka.9 /G1M1. Новая силовая установка увеличила скорость самолета более чем на 20 км/ч., хотя и была чрезвычайно ненадежна. Параллельно на третий прототип Ka.15 устанавливаются менее мощные, но гораздо более перспективные Mitsubishi "Kinsei-2" мощностью 830 л.с. Следующий шаг был сделан на четвертом прототипе Ka.15, оснащенным двумя 910-сильными "Kinsei-3", вращающими американские металлические винты изменяемого шага "Hamilton-Standard". Хотя в общей сложности был построен 21 прототип с обилием вариаций, именно этот четвертый прототип послужил основой для производства. В июне 1936 года проект был утвержден для серийного производства под обозначением G3M1 или "Морской базовый средний штурмовик Тип 96-I модель 1", чтобы стать известным как "96-1 Rikko".

Пятый и шестой прототипы продолжали использовать двигатели Hiro Type 91, при этом один из них позже, в 1936 году, был направлен в "Ominato” kokutai на севере Хоккайдо, для испытаний в холодном климате с лыжным шасси. Как только было утверждено производство модели G3M1 Модель I с двигателями Kinsei 3, четыре прототипа с Hiro Type 91 были задним числом обозначены как G3M1a модель 1А. Два прототипа с двигателями Kinsei стали известны как G3M1b Модель 1B. Так обозначения G3M1a и G3M1b сохранились неофициальными из-за их применение для экспериментальных, а не серийных самолетов. Шесть первых прототипов прошли оценочные испытания в Морской Испытательном центре "Йокосука", после чего большинство из них были переданы "Татэяма" Kokutai на о.Хонсю для войсковых испытаний, в течение которых они получили свое первое освещение в прессе летом 1936 года. Единственная крупная заминка в программе испытаний была связана с потерей второго прототипа. Его экипаж из пяти человек погиб, когда самолет потерпел крушение на границе между Чузен (так в то время называлась Корея) и Маньчжоу-Го. Авария была приписана неисправности деревянного пропеллера, а также возможной вибрации элеронов. Переход на металлический винт и переработанные элероны в части перераспределения массы, решило эту проблему, и испытания продолжались.

Параллельно IJNAF искали способ экспериментировать дальше с дополнительными возможностями базовой конструкции. Было сразу видно, что в конструкции Ka.15 заложен больший потенциал, чем использование его лишь для морской разведки и ударам по кораблям, было очевидно, что G3M1 с успехом сможет решать задачи базового бомбардировщика для ударов по наземным целям. Учитывая пожелания флота, остальные 15 прототипов, все, кроме одного с 830-сильными двигателями Kinsei 2, были модифицированы в дальние высотные бомбардировщики с переработанным фюзеляжем. На этих самолетах появился застекленный нос, в котором располагалась кабина бомбардира, а также астронавигационный купол для штурмана. Вместо подфюзеляжной торпедной подвески появились две универсальные общей грузоподъемностью 800 кг, рассчитанные на подвеску бомб разного калибра до 250-кг. Восьмой прототип получил разнесенное хвостовое оперение увеличенной площади. На одиннадцатом прототипе снова установили двигатели Kinsei 2 по 910 л.с. с металлическими винтами "Hamilton-Standard". Но в остальных отношениях прототипы с "прозрачным носом" были практически идентичны. Направленные в "Татэяма" Kokutai в 1936 году для войсковых испытаний, эти самолеты получили неофициальное обозначение G3M1c, модель 1С, оставаясь в эксплуатации в течение ряда лет. Однако вариант с "прозрачным носом" серийно строить не стали, посчитав, что стандартная модель с "твердым носом" с успехом может выполнять и функции дальнего бомбардировщика.

Появление экспериментальных самолетов Модель 1С привело к значительному пересмотру операционной конфигурации серийной модели G3M1, "96-1 Rikko". Оценочные испытания различных прототипов Ka.15 в "Татэяма" также показало, что кабина, наследие от оригинальной конструкции Ka.9, была слишком тесной. Это привело к появлению новой вместительной кабины экипажа, которая стала стандартной для всех версий серии "96-Rikko" на протяжении всей своей истории. В общей сложности в 1936 и в начале 1937 года было построено 34 экземпляра модели G3M1. На последних 12 экземплярах модели 1 уже применили стандартную вместительную кабину и размещение экипажа в самолете стало также стандартным для последующих серий.

Первые серийные "96-1 Rikko" поступили на вооружение в "Kanoya", "Kisarazu" и "Ominato" кокутаи по нескольку штук в каждом. К лету 1937 года "96-1 Rikko" стал стандартным бомбардировщиком в этих подразделениях. По мере наращивания производства в Mitsubishi стала доступна новая версия двигатель "Kinsei" - модель 41, мощностью 1175 л.с. К началу 1937 г. двигатель начал устанавливаться на планер "96 Rikko". Эта модификация получила обозначение G3M2 "Тип 96-2", модель 2 или "96-2 Rikko", позже известная как модель 21.

Значительные внутренние изменения были введены и в констуркцию. На эту версию пришлось установить дополнительные топливные баки, а также отказаться от выдвижных пулеметных башен для уменьшения сопротивления. Нижнюю башню убрали вообще, заменив ее парой бортовых пулеметных гнезд, а вместо верхней появилась закрытая прозрачным обтекателем турель с 20-мм пушкой. Базовая серия G3M2 останется в производство до конца 1941 года, с некоторыми изменениями в составе оборудования и вооружения.

Когда война пришла в Северный Китай, известный как японо-китайский "Инцидент", 7 июля 1937 года, "Kanoya" и "Kisarazu" Kokutai, оснащенные бомбардировщиками "96-Rikko" моделей 1 и 2, были приведены в состояние боевой готовности и начались их изнурительные тренировки с целью освоить сверхдальние бомбардировочные миссии. Императорский флот рассчитывал с помощью массированных бомбардировок китайских объектов быстро поставить точку в китайской кампании. В японской точки зрения, ключом к победе был Шанхай, расположенный в центральной части Китая в устье реки Янцзы, откуда было менее 200 миль вверх по реке до столицы Чан Кай-ши в Нанкине. Уничтожение китайских военно-воздушных сил и захват Шанхая по мнению японского командования должно было поставить Китай на колени. Японии удалось это сделать в феврале 1932 года в рамках первой китайской кампании, которая длилась чуть больше месяца. И на этот раз в 1937 году, японское командование предполагало, что при использовании своих новых дальних бомбардировщиков оно вполне сможет завершить начатое. Но за пять лет времена изменились. Чан Кай Ши, прекрасно сознавая, что Япония рано или поздно нападет, готовился к войне. Незадолго до начала "Инцидента", Чан Кай Ши нанял Claire Lee Chennault (Клэр Шенно), вышедшего на пенсию офицера Авиационного корпуса армии США и одного из ведущих специалистов в мире по использованию истребителей в борьбе против бомбардировщиков, для создания современных ВВС Китая (CAF). Были закуплены новые самолеты в Великобритании, Италии, Франции, Германии, СССР и США, а также созданы производственные мощности в самом Китае для производства самолетов по лицензии. Поэтому когда японцы нанесли удар по Шанхаю CAF уже являлись многочисленной, организованной и вполне боеспособной силой, способной дать отпор агрессору.

14 августа, взлетев со своих баз в Тайбее на Формозе, бомбардировщики G3M1 и G3M2 из "Kanoya" Kokutai, и преодолев почти 400 миль на север через Тайваньский пролив, нанесли удар по Ханчжоу и его окрестностям.

Надо отметить, что благодаря усилиям полковника Шенно в Китае было создано несколько летных школ для обучения китайцев истребительной тактике. Одна из таких школ находилась как раз в Ханчжоу. На направлении японского наступления количество истребителей CAF превосходило весь авиационный парк японцев, направленный в Китай, с эскадрильями оснащенными американскими истребителями бипланами Curtiss Hawk II (65 штук) и Hawk III (68 штук), а также несколькими монопланами Боинг 281 "Peashooter". Когда 18 бомбардировщиков "96-Rikko" появились над Ханчжоу, китайские истребители без потерь со своей стороны сбили шесть из них. Ранее, в тот же день, CAF продемонстрировали свою мощь, отправив более 100 бомбардировщиков и истребителей против японских кораблей, стоящих у Шанхая, в то время как над Нанкином истребители CAF сбили десять из 20 палубных бомбардировщиков-бипланов перевозчика-бомбардировщиков D1A "Suzy” с авианосца Кага. Это был день потрясающих побед CAF, и по сей день 14 августа отмечается на Тайване как День Военно-воздушных сил.

Потери, понесенные "Kanoya" Kokutai были немедленно восполнены. На следующий день, 15 августа, вылетев к из Омура на острове Кюсю, 24 бомбардировщиков из "Kizarazu" Kokutai, преодолев над водами Восточно-Китайского моря 1150 миль в оба конца, нанесли удар по Шанхаю и Нанкину. На этот раз потерь с японской стороны не было, или, по крайней мере, о них ничего не известно, но японская пресса на весь мир раструбила об огромном успехе "Трансокеанской бомбардировки" Китая с японских баз в метрополии. Весь мир был потрясен, никто никогда такого еще не делал. Япония продемонстрировала западному миру возможности своей авиации. Европейские наблюдатели прибыли на японо-китайский фронт, чтобы узнать больше о японской программе бомбардировков, ошибочно сообщая, что японские бомбардировщики на самом деле были немецкого происхождения, указывая на внешнее сходство между G3M и Юнкерс Ju-86. Больше, чем любой другой тип японского самолета, "96-Rikko" был ответственным за опасные заблуждения европейцев и американцев перед Перл-Харбором, что японские самолеты были просто копиями иностранных типов. Это было немыслимо для европейских и американских наблюдателей, что оригинальный японский дизайн G3M, который возник в 1933 году был намного более совершенным нежели немецкий Ju-86, родившийся на два года позже, в 1935 году.

Однако все было не так гладко, как представляли японские журналисты. Менее чем за неделю воздушного наступления на Нанкин цена за него превысила все разумные рамки. Только морская бомбардировочная авиация потеряла в небе над Нанкином 54 бомбардировщика. Ночные бомбардировки оказались столь же дороги, китайскую столицу защищали многочисленные прожекторные расчеты и китайские истребители могли действовать в ночном небе также уверенно, как и днем. Вскоре "Трансокеанские рейды" закончились. Огромные потери среди бомбардировщиков продемонстрировали черты G3M1 и G3M2, связанные с почти полной беспомощностью их перед вражескими истребителями, в частности, их способность взрываться от незначительных повреждений. Кроме того, стало очевидным, что оборонительное вооружение "96-Rikko" явно не обеспечивает защиту от истребителей.

И первый месяц воздушных боев вокруг Шанхая таким образом, остался за китайцами. Японское наступление было приостановлено в ожидании поставок новых истребителей Mitsubishi Тип 96 в Китай, которые могли бы обеспечить прикрытие своих бомбардировщиков на большей части маршрута.

Вскоре после появления в Китае в сентябре 1937 года морских истребителей Mitsubishi A5M1 и A5M2a "96 Kansen" наступление возобновилось. Бомбардировщики "96-Rikko" действовали теперь с китайских баз практически ежедневно. Вскоре к G3M2 "Kanoya" и "Kizarazu" Kokutai присоединился 2-й Koku Sentai (воздушная флотилия) базирующаяся на аэродроме Кодай в Шанхае, состоящий из смешанных единиц, истребителей, пикирующих бомбардировщиков и, в частности, дальних бомбардировщиков "96-Rikko" в составе 13-го Kokutai. С появление японских истребителей А5М ситуация в корне поменялась. К концу октября истребители "96 Kansen" практически очистили небо над Нанкином от китайских истребителей и бомбардировщики "96-Rikko" были размещены в Чангчжоу. Вскоре все, что движется между Чангчжоу и Нанкином стало объектом для нападения японской авиации. Японцы настолько увлеклись "охотой на кроликов", что едва не развязали войну с США на четыре года раньше времени. 12 декабря 1937 года произошел инцидента, когда три G3M1 под командованием тюи (лейтенанта) Shigeharu Murata, патрулируя свой сектор на реке Янцзы между Уху и Нанкином, обнаружили американскую канонерскую лодку PR-5 "Panay", эвакуирующую американское посольство из Нанкина с семьями. Трудно сейчас судить была ли это ошибка или же японцы атаковали американский корабль умышленно... Так или иначе на корабль с каждого из G3M было сброшено по шесть 60-кг бомб, одна из них попала в рубку, уничтожив радиопост и 76-мм пушку. Разгрузившись, G3M уступили место 12-ти пикировщикам D1A "Suzy”, которые уложили три 250-кг бомб у борта канонерки, а также потопили два речных танкера, которые попытались взять канонерку на буксир. Через 40 минут три "96-Rikko" вернулись и сбросили еще несколько 60-кг бомб, после чего "Panay" затонула на отмели. Точку поставил поплавковый гидроплан E8N "Dave" с японского крейсера, сбросив две 30-кг бомбы на барахтающихся в воде моряков. Как ни странно, погибло лишь три американских моряка и около 30 было ранено. Однако было очень много жертв среди мирного населения, поскольку река была забита китайскими лодками и катерами, на которых население пыталось покинуть город. На следующий день Нанкин пал и китайско-японский "Инцидент" вступил в новую фазу. Китайские войска отступали все дальше и дальше вглубь страны, а план Императорского флота, закончить войну быстро был сорван, война приобретала затяжной характер.

После падения Нанкина цели для японской дальней авиации переместились дальше, в глубину континентального Китая, с дальностями, не позволявшими истребителям сопровождать своих подопечных. Китайская авиация CAF в начале 1938 года также была усилена, на этот раз эскадрильями советских добровольцев, защищающих временную китайскую столицу Ханькоу, в 400 милях к западу от Шанхая. Бомбардировочные рейды на Ханькоу весной и летом 1938 года вскоре вновь продемонстрировали уязвимость бомбардировщиков "96-Rikko" от истребителей. В одном из рейдов, из 36 бомбардировщиков G3M, атаковавших Ханькоу, истребители И-16 сбили 23 из них. Население города с замиранием сердца наблюдало, как один за другим японские бомбардировщики, объятые пламенем падают вниз. Русские летчики в этом бою потерь не понесли и мгновенно в глазах китайцев превратились в героев и спасителей города. Через месяц японские бомбардировщики вернулись в сопровождении истребителей А5М, которые взлетали из Wuhu, на даже с дополнительными подвесными баками с трудом преодолевали большое расстояние и не могли задерживаться над целью больше, чем на несколько минут. Но потери, тем не менее снизились.

Производство "96-2 Rikko" тем временем возрастало, 130 бомбардировщиков было построено в 1937 году, 186 в 1938 году, что для молодой японской авиапромышленности являлось замечательным достижением, учитывая, что G3M2 был на тот момент самым большим самолетом производимым в Японии крупной серией.

28 мая 1938 в ходе массированного налета большой группы G3M на Кантон погибло около 600 человек гражданского населения, и около 900 было ранено, китайское правительство воззвало к мировому сообществу о помощи, чтобы остановить бомбардировки городов Китая (как же аукнется японцам это менее, чем через 10 лет!). Но налеты продолжались в течение всего лета, силами новообразованного "Mihoro" kokutai, из Формозы через Южно-Китайское море. А весь мир молча наблюдал за гуманитарной катастрофой "где-то там, далеко на Востоке", ограничиваясь лишь осуждением. Так, в июне 1938 года правительства Великобритании и Соединенных Штатов и Советского Союза публично осудили бомбардировки гражданского населения в Китае. Германия и Италия помалкивали, осуществляя почти такие же бомбардировки в Испании. В Японии же, эти заявления в значительной степени игнорировались. Налеты продолжались, война шла.

Кантон пал 21 октября 1938 года, отдавая Японии контроль над всем китайским побережьем. Четыре дня спустя, в Центральном Китае, был сдан Ханькоу. По военной логике боевые действия в Китае должны были быть закончены. Но этого не происходило! Чан Кай-ши перенес свою столицу еще раз, на этот раз в глубь Китая в Чунцин, еще в 500 милях к западу от Ханькоу. География Китая в очередной раз сорвала японские планы, заставляя дальние бомбардировщики снова летать на пределе дальности без сопровождения истребителей. Императорская Япония все глубже и глубже увязала в войне.

Первый воздушный налет на Чунцин состоялся в январе 1939 года. К началу весны население почти покинуло все более или менее крупные города в неоккупированной части Китая. Бомбардировщики G3M c Формозы cовершали налеты на Фучжоу чуть ли не ежедневно, с острова Хайнань атаковали Куньмин в провинции Юньнань. К маю можно было констатировать, что китайская регулярная армия практически перестала существовать и перешла к тактике партизанской войны. После зимнего затишья, бомбардировки возобновились, и к лету 1940 года над восточными районами Китая почти ежедневно действовало свыше 100 дальних бомбардировщиков из четырех корпусов IJNAF – "Kanoya", "Таkао", 13-го и 15-го kokutai.

В Китае в этот период были опробованы все новые модификации бомбардировщика "96-2 Rikko" в том числе с двигателями Kinsei 42 и высотным Kinsei 45, обозначенные G3M2b "Тип 96-2 Модель 21b"; модели с различными выдвижными турельными установоками; экспериментальная модель G3M2c "Модель 21c" с боковыми пулементыми блистерными установками и, наконец, в сентябре 1940 года, начиная с 399 серийного самолета, в части начала поступать модификация G3M2 Модель 22 с характерной горбатой пушечной башней, установленной на новом обтекаемом фюзеляже. Также рассматривался вариант эскортного бомбардировщика G3M2 Модель 22 с экипажем из десяти и дополнительными 4-мя 7.7-мм пулеметами по бортам для защиты соединений стандартных бомбардировщиков, но от него отказались в пользу нового Mitsubishi G6M1. Идея, впрочем, оказалась неудачной, хоть японская армия и флот постоянно возвращались к ней на протяжении всей тихоокеанской войны, пытаясь модернизировать таким образом почти каждый новый появляющийся бомбардировщик.

Производство G3M2 Модель 22 достигло своего пика в 1940 году . Бомбардировщиками "96-2 Rikko" были укомплектованы 10 частей IJNAF – "Chitose", "Genzan", "Kanoya", "Kisarazu", "Mihoro", "Ominato", "Takao" 1-й 3-й и 13-й kokutai. Появление прототипа нового бомбардировщик Mitsubishi G4M1 в начале 1940 года, привело к переоценке серии "96 Rikko". Однако Kaigun Koku Hombu не спешил запускать в серию новую машину, потребность в G3M2 была слишком велика, а запуск нового самолета неизбежно повлекло бы снижение производства. И производство "96-2 Rikko" продолжалось. Изменения в конструкцию вносились, в основном, в части усиления вооружения. Так в лобовом стекле кабины появился 7,7-мм пулемет, который был добавлен для защиты передней полусферы. В апреле 1941 года к выпуску G3M подключилась фирма Nakajima, чтобы производственные линии Mitsubishi наконец освободились для G4M1. В июне 1942 года планер был последний раз подвергнут серьезной модернизации и оснащен более мощными двигателями Kinsei 57, но на Mitsubishi этот вариант, известный как G3M3 Модель 23 уже не выпускался. Вплоть до февраля 1943 G3M3 производился на Nakajima, пока окончательно не устарел в роли бомбардировщика – рабочей лошадки императорского флота.

К осени 1940 года возобновилось наступление на Чунцин, когда к дальним рейдам G3M2 Модель 22 подключились и новейшие бомбардировщики G4M1 сопровождаемые новейшими истребителями Mitsubishi A6M2, знаменитыми "Зеро". Но для мирового сообщества японские бомбардировки беззащитных китайских городов в то время уже не имели ровным счетом никакого значения – в Европе разгорелся пожар мировой войны. К началу 1941 года внимание всего мира было направлено на немецкий блицкриг в Европе, падение Франции и немецкое вторжения в Советский Союз. Но пожар Второй мировой войны пробивал пути к Азии, и к осени 1941 года Япония и США увязли в безнадежных переговорах, которые в конечном счете привели войну в Тихий океан.

Чувствуя неизбежное, августе 1941 года IJNAF вывели большую часть своих наземных бомбардировочных частей из Китая на переподготовку и начал размещать их во французском Индо-Китае, Японии и Тайване. В декабре 1941 года, в канун начала войны против американских, британских и голландских позиций в Азии, более 200 бомбардировщиков G3M были сосредоточены на позициях за пределами Японии, плюс дополнительные 52, дислоцированные в метрополии.

Подготовка к Тихоокеанской войне привела к модификации существующих G3M2 планеров для выполнения специализированных обязанностей. Первой был, появившийся в 1938 году, учебно-тренировочный вариант, когда некоторое количество поврежденных в боях бомбардировщиков G3M2 Модель 21 были отремонтированы и модифицированы, как тренировочные G3M2-K. Ими оснастили "Matsushima", "Таteyama" и "Yokosuka" kokutai повышенной летной подготовки. Никогда не производимые в большом количестве, G3M2-K были использованы для повышения квалификации пилотов и экипажей до конца 1943 года, а по некоторым данным, до весны 1944 года.

Другой конверсией был G3M2-Кai - высотный самолет-разведчик, в который модифицировали вновь производимые планеры G3M2 Модель 22, которые оснащались 50-см автоматической камерой с широкоугольным объективом, размещенной на месте бомбардира. Рабочий потолок G3M2-Кai достигал 9000 м, и самолет был почти недосягаем для истребителей. Первые G3M2-Кai изготовлили в феврале 1941 года и испытали в Морском испытательном центре в Йокосуке, в апреле было выпущено 36 самолетов G3M2-Кai для оснащения трех эскадрилий для "особых поручений" 3-го kokutai на Формозе, под командованием тайса (капитана II ранга) Yoshio Kamei. Первой миссией их была разведка над северной частью Филиппин c аэродрома в Такао на Формозе 18 апреля 1941 г.; затем в мае и июне фото разведка на юге Филиппин, в Рабауле, в Новой Британии, Гуаме и Французском Индокитае. G3M2-Кai действовали с аэродромов в Палау, Трука, Тиниана и острова Хайнань и при поддержке вспомогательных судов, которые осуществляли связь и навигацию. В конце ноября 1941 года самолеты G3M2-Кai вновь работали над Филиппинами. Окрашенные в светло-серый цвет, без опознавательных знаков, во всех своих тайных миссиях G3M2-Кai ни разу не были перехвачены, хотя американские ПВО засекли незнакомый высотный двухмоторный самолет над Гуамом в июне, и над Лусоном в начале декабря. Для японцев это казалось невозможным, что они были замечены. Они не знали, что американцы пользуются новой системой обнаружения, ибо они никогда не слышали о радаре.

Война пришла на Тихий океан на рассвете, 8 декабря 1941 года по Японскому времени или 7 декабря в Америке и Европе. Первые атаки базовой авиации планировалось провести силами именно бомбардировщиков G3M2 "Takao” kokutai c южной Формозы. Целью были американские аэродромы на севере Филиппин. Густой туман продержал 54 бомбардировщика на земле до 10.00, но поднялись в воздух они лишь в 10.45, после того как с полосы убрали обломки одного из них, который попытался взлететь в тумане, перевернулся и взорвался, похоронив под обломками весь экипаж, так что количество самолетов сократилось до 53. Они атаковали на Филиппинах главную американскую авиабазу Кларк Филд, а также другие вспомогательные аэродромы. В тот же день, 36 G3M2 "Chitose" kokutai нанесли удар по о. Уэйк с базы на о. Кваджалейн, уничтожив большую часть базирующихся там истребителей морской пехоты США F4F-3 Wildcat на земле. Далеко на юго-западе, G3M2 из "Mihoro" kokutai во французском Индокитае атаковали англичан в Сингапуре в то время как торпедоносцы из "Genzan" kokutai искали "Соединение Z" британского флота в водах Малайского пролива.

10 декабря новость, что японские бомбардировщики потопили в море английские линкоры Repulse и "Prince of Wales" ошеломила не только союзников, но и самих японцев. Дальние бомбардировщики Императорского Флота Японии совершил почти столько же в течение двух первых дней войны, как и все бомбардировщики в Европе в течение всей первой мировой войны. Вскоре силуэт бомбардировщика "96 Rikko" стал известен осажденным войсками союзников на Филиппинах, Малайе, Сингапуре, Голландской Ост Индии. В начале февраля 1942 года, "96 Rikko" 4-го kokutai прибыли на занятый японцами Рабаул, Новая Британия. Этот kokutai принял активное участие в битва в Коралловом море в мае, когда бомбардировщики "Nell" - так стали называть "96 Rikko" союзники - приняли участие в атаках на американские корабли, потеряв при этом четыре из 27 своих бомбардировщиков. С началом американского вторжения на Гуадалканал на Соломоновых островах в августе 1942 года, "96 Rikko" были вынуждены, наконец, перейти к обороне, защиты японских позиций, а не расширения их.

С первого дня войны на Тихом океане, G3M2 частей, дислоцированных в Японии была отведена оборонительная роль. 18 апреля 1942 года 29 бомбардировщиков G3M2 "Kisarazu" Kokutai, дислоцированного в Японии, были отправлены в море незадолго до полудня, чтобы найти и атаковать американскую авианосную группу, которая была замечена 10 апреля с подводной лодки и держала курс на Японию. Другие подразделения были подняты по тревоге, чтобы быть готовым, когда американский флот приблизится к японским островам ближе 200 миль от берега. Однако американская эскадра обнаружена не была, и бомбардировщики "Kisarazu" Kokutai вернулись во второй половине дня ни с чем. Буквально через два часа после приземления группы 16 бомбардировщиков В-25 полковника Дулитла, появились над Японией и сбросила бомбы на Токио, Йокогаму, Осаку, Кобе и Нагою.

Вскоре "Kisarazu" Kokutai был отправлен на о. Тимор, и к середине августа 1942 года был доставлен в Рабаул чтобы принять участие в попытках отбить у американцев Гуадалканал.

Рабаул стал первым гвоздем в крышку гроба стремительно устаревающего самолета. К октябрю 42-го, пять корпусов бомбардировщиков "96 Rikko" было дислоцировано на этой базе, частично оснащеных новой версией G3M3 Модель 23.

Тогда же вследстие реорганизации авиационные части "Chitose"; "Genzan", "Kisarazu", "Misazoa", и 4-й kokutai на Рабауле, стали 703-м, 755-м, 707-м, 705-м, 702-м kokutai соответственно. На других участках обширного тихоокеанского фронта "Kanoya", "Mihoro", "Таkао" kokutai стали 751-м, 701-м, и 753-м kokutai, и только учебные подразделения IJNAF в Японии сохранили свои первоначальные звучные названия. Новые только формируемые kokutai, также получали на вооружение бомбардировщики G3M, в том числе 772-й kokutai, сформированный в 1944 году для обороны Филиппин, в конечном счете став подразделением "Специальных атак" в Японии, а также специализированные ночной торпедный 762-й kokutai образованный на Филиппинах в ноябре 1944 года.

Ко второй половине 1943 года бомбардировщики G3M начали постепенно выводиться из боевых подразделений первой линии IJNAF. Устаревающие машины переориентировали на другие, не менее важные функции – транспортные, связные, патрульные. Практически каждое более или менее самостоятельное подразделение IJNAF, не зависимо от функций им выполняемых имело в своем составе несколько "96 Rikko" в качестве транспортного самолета для перевозки личного состава части.

Одна из первых попыток адаптации "96 Rikko" под вспомогательные функции была предпринята еще до начала войны и предполагала использование G3M в качестве буксировщика десантно-штурмового планера Kugisho MXY5 созданного для переброски 11-ти полностью вооруженных десантников. Программа имела достаточно низкий приоритет и работы шли не шатко не валко.

Проектные работы начались в августе 1941 года, а испытания в феврале 1942 года, доводка планера заняла слишком большое время, и лишь в 1944 году доработанный планер MXY5a показал удовлетворительные результаты. Но по понятным причинам в 44-м Японии было уже не до десантных планеров и программу свернули.

Наиболее эффективной модификацией бомбардировщиков "Nell” было применение их в качестве патрульных самолетов. Первые патрульные G3M3 по сути ничем не отличались от стандартных бомбардировщиков. Они несли службу в 901-м и 951-м Kokutai в составе Dai-Ichi Goei Kantai (Первый Эскортный флот), созданного в 1944 году как часть Kaijyo Goei Sotai (Главное Эскортное Командование). Первоначально созданный как Dai-Ichi Goei Chutai, (первая эскортная эскадрилья ) в ноябре 1943 года для защиты морских путей от Сингапура до Японских островов. Бомбардировщики "96 Rikko" были одними из первых, которые стали выполнять функции сопровождения морских конвоев и борьбы с подводными лодками союзников. Работая с баз вдоль маршрута в Сайгоне, Сингапуре, Маниле, Такао, Окинаве и Татэяме, а также на Суматре и с баз вдоль китайского побережья, около половины применяемых в качестве патрульных G3M3 модель 23 оснащались поисковыми радарами. Первыми радар получили патрульные "Nell” из 901-го kokutai, размещеные в Маниле, именно им выпал случай обнаружить огромный американский флот вторжения перед сражением в Филиппинском море 24 октября 1944 года.

Когда же организационно в июле 1944 года эскортная эскадрилья была преобразована во флот, появилась и специальная противолодочная модель "Nell” , обозначенная как G3M3-Q, главное отличие которой от базовой модели заключалось в наличие у него детектора магнитных аномалий. Всего было модернизировано подобным образом от 20 до 40 выведенных из боевых частей бомбардировщиков "Nell”. В полевых условиях на некоторых из них под фюзеляжем устанавливалась 20-мм пушка, расположенная неподвижно под носовой частью чуть под углом вниз. Известно по крайней мере 2 самолета модернизированных подобным образом. Действия G3M3-Q против подводных лодок союзников были довольно успешными. С японской стороны только в 901-м kokutai до конца 1944 года было заявлены победы над 20-ю потопленными субмаринами союзников. К сожалению, нет подтверждающей информации со стороны оппонентов.

Учитывая хорошие летные данные "96 Rikko" и сравнительно высокую грузоподъемность самолета, переработка в транспортный самолет на его базе была задумана еще в самом начале его карьеры. В 1937 году, когда бомбардировщик G3M1 Модель 1 был только запущен в серию, на 1-м военно-морском Арсенал в Йокосуке, известном в последствии, как фирма "Kugisho", а на западе "Yokosuka", на его базе был разработан и запущен в серию гражданский вариант бомбардировщика как L3Y1 "Тип 96, модель 11" (существовало также обозначение G3M1d и "96 Yu").

Подразделения IJNAF, применявшие G3M "96-Rikko"\”Nell”:

  • 1. "Chitose” kokutai с 1940 по нояб 42 – Читоза, Ишикари (о. Хоккайдо); Кваджалайн; Маршалловы о-ва; Уэйк; Рабаул. Осуществляли поддержку операции у Мидуэя в июле 42. Переформирован 01.11.42 в 703 kokutai. Командир тайса Fujiro Ohashi
  • 2. "Genzan” kokutai с 1939 по нояб 42 - Корея (Чозен); Китай; Сайгон; Фр. Индокитай; Малайя; Рабаул. Переформирован на Рабауле, получив обозначение 755 kokutai. Командир тайса Kameo Sonokawa (до 1942 г.)
  • 3. "Kanoya” kokutai с апр. 1936 по нояб 1942 – Тайбей (Формоза); Хангчоу (Китай); Сайгон; Фр. Индокитай; Голл. Ост Индия; Кавиенг; Новая Ирландия; Буин; Соломоновы о-ва. Переформирован 01.11.42 в 751 kokutai. Командир тайса Sizue Ishii.
  • 4. "Kisarazu” kokutai с авг. 1937 по нояб 1942 – Омура (о. Кюсю); Китай; Кисаразу (Япония); о. Тимор; Рабаул. Переформирован на Рабауле 01.11.42, получив обозначение 707 kokutai. Вылетал на перехват АУГ авианосца Хорнет с группой п-ка Дулиттла.
  • 5. "Matsushima” kokutai (учебно-тренировочный) с авг. 1944 до конца войны. Метрополия; Фр. Индокитай.
  • 6. "Mihiro” kokutai с июля 1938 по нояб 1942. Формоза; Китай; Фр. Индокитай; Малайя; Тиниан; Марианские о-ва; Курильские о-ва. Переформирован 01.11.42 в 701 kokutai.
  • 7. "Misawa” kokutai с 01.03.42 по нояб 1942. Метрополия; Сайпан; Тиниан; Кавиенг; Рабаул. Переформирован 01.11.42 в 705 kokutai. Использовал некоторое количество G3M лишь в качестве учебно-тренировочных и транспортных самолетов.
  • 8. "Ominato” kokutai с 1936 по 1941. Резервная часть "второй линии". Эксплуатировалась только в метрополии в Омуро на о. Кюсю.
  • 9. "Takao” kokutai с 1939 по нояб 1942. Китай; Филиппины; Кавиенг (Нов. Ирландия). Переформирован 01.11.42 в 753 kokutai. С 1942 – февр. 1943 командир – тайса (кап.-2) Kameo Sonokawa, бывший командир "Genzan” kokutai, переведенный в "Takao” в апр. 1942.
  • 10. "Tateyama” kokutai (учебно-тренировочный) с июня 1936 по кон. 1943. Метрополия, о. Хонсю. Позднее стал тренировочной базой для 901-го ku.
  • 11. "Yokosuka” kokutai (учебно-тренировочный) с 1938 по кон. войны. Метрополия, г.Йокосука о. Хонсю. Осуществлял подготовку экипажей для транспортных частей. Командир – тайса Isamu Inoue.
  • 12. "Yokosuka” Авиа военно-морской испытательный центр) с 1936 по кон. войны.
  • 13. 4-й объединенный (истребительно-бомбардировочный) kokutai с 1941 по нояб 1942. Трук; Рабаул. Переформирован 01.11.42 в 702 kokutai. Участвовал в битве в Коралловом море.
  • 14. 13-й объединенный (истребительно-бомбардировочный) kokutai с июля 1937 по 1941 Омура(Япония); Шанхай; Ханькоу (Китай)
  • 15. 15-й объединенный (истребительно-бомбардировочный) kokutai с июля 1938 по 1940 Омура(Япония) Ханькоу (Китай)
  • 16. 203-й kokutai. С февр. 1944 – до конца войны. Смешанная часть из истребителей, разведчиков и торпедоносцев, осуществляла патрульно-противолодочное патрулирование в районе японских о-вов. Базировался в Кагосима.
  • 17. 705-й kokutai 1942 – 15.10.43 Рабаул; Голл. Ост Индия. Командир – тюса (капитан 3 р) Tomoyoshi Hori
  • 18. 707-й kokutai 1942 – 30.11.42 Рабаул; Буин; Тимор. Использовал несколько "Nell” как транспортные.
  • 19. 722-й kokutai 1944 – янв. 45 Филиппины Использовал G3M наряду с G4M в качестве самолетов для "Специальных атак" камикадзе. Полностью погиб на Филиппинах.
  • 20. 755-й kokutai 1942 – нояб. 43 метрополия; Тарава, о-ва Гилберта
  • 21. 762-й kokutai 15.02.44 – 20.12.44 метрополия; Формоза; Филиппины. Несколько G3M использовались kokutai как тренировочные для ночных торпедных атак.
  • 22. 901-й kokutai сент. 1943 – до конца войны . Шанхай; Гонконг; о. Хайнань; Фр. Индокитай; Филиппины; Формоза. Патрульно-эскортная часть, имела смешанный состав авиапарка. До декабря 1944 командиром был тайса (кап. 2) S. Kamide; последним командиром сёсё (контр-адмирал) Shigetada Horiuchi
  • 23. 951 kokutai дек. 1944 – до конца войны . Метрополия; Китай. Патрульно-эскортная часть, имела смешанный состав авиапарка.
  • 24. 1001-й kokutai 1944 – до мая 1945. Формоза, метрополия. Первоначально транспортная часть, в конце войны имела смешанное назначение. G3M и L3Y использовала лишь как транспортные.
  • 25. 1006-й kokutai июль 1943 – до конца войны. Транспортная часть G3M и L3Y использовала лишь как транспортные.

Кроме вышеперечисленный чисто боевых частей по нескольку переделанных в транспорты G3M разных серий, а также L3Y и реквизированных из гражданской авиации "So-Yu" присутствовали почти во всех частях IJNAF в качестве связных, транспортных и штабных самолетов вне зависимости от ориентации части.

 

(c) Евгений Аранов



     


 Модификации :
 Ka-9  Прототип разведывательного самолета, построен в одном экземпляре.
 Ka.15 прототип  Два прототипа с двигателями Hiro Type 91 и 4-лопастными винтами постоянного шага.
 Ka.15 прототип  Прототип с двигателями Mitsubishi "Kinsei-2" мощностью 830 л.с.
 Ka.15 предсерийный  Построено 19 экземпляров из них с двигателями "Kinsei-3" (G3M1b), и Hiro Type 91 (G3M1а).
 G3M1 Тип 96-I модель 1  Первая серийная версия.
 G3M1c, модель 1С  Переделка 15 прототипов в дальние разведчики с застекленным носом.
 G3M2 "Тип 96-2", модель 2  Основная серия. Двигатели "Kinsei" - модель 41, мощностью 1175 л.с. Вместо задней выдвижной пулеметной башни введена пушечная турель с 20-мм пушкой Тип 99-1, нижняя башня ликвидирована, введены бортовые пулеметы в окнах кабины. Введены дополнительные топливные баки.
 G3M2b Модель 21b  Отличия от предыдущей модели в двигателях Kinsei 42 или Kinsei 45.
 G3M2c Модель 21c  Введены бортовые блистеры с 7.7-мм пулеметами.
 G3M2 Модель 22  Введена характерная застекленная пушечная установка, переработан фюзеляж.
 G3M2 Модель 22  эскортный истребитель Вариант эскортного истребителя с дополнительными 4х7.7-мм пулеметами в бортовых окнах. Только проект.
 G3M3 Модель 23  Вариант Модель 22 с двигателями Kinsei 57 производства Накадзима.
 G3M2-K  Учебно-тренировочный вариант модели 21. Переделка из боевых машин.
 G3M2-Кai  Высотный фоторазведчик на базе модели 21.Было выпущено 36 шт.
 G3M3-Q  Противолодочная версия Модели 23. Оснащена детектором магнитных аномалий и иногда дополнительной 20-мм пушкой под носовой частью чуть под углом вниз. Модернизировались из стандартных версий Модель 23.
 L3Y1 Тип 96, модель 11 (G3M1d)  Транспортная версия производства 1-го арсенала флота в Йокосуке на базе G3M1. В фюзеляже оборудован салон на 10 пассажиров, в наличие несколько иллюминаторов. Иногда имел вооружение из 2-3х7.7-мм пулеметов.
 L3Y2, Модель 12  Транспортная версия производства 1-го арсенала флота в Йокосуке на базе G3M1. В остальном идентична предыдущей модели.
 "So-Yu"  Гражданская версия пассажирского самолета на базе L3Y. Существовали модели 1 и 2 в зависимости от прототипа для переделки. Пассажирский салон на 8 человек.Выпущено 24 экз.



 ЛТХ:
Модификация   G3M3
Размах крыла, м   25.00
Длина, м   16.50
Высота, м   3.70
Площадь крыла, м2   75.10
Масса, кг  
  пустого самолета   5250
  нормальная взлетная   8000
Тип двигателя   2 ПД Mitsubishi МК.8 Kinsei-51
Мощность, л.с.   2 х 1300
Максимальная скорость , км/ч   415
Крейсерская скорость , км/ч   295
Практическая дальность, км   6200
Максимальная скороподъемность, м/мин   545
Практический потолок, м   10300
Экипаж, чел   5
Вооружение:

  одна 20-мм пушка тип 99 модель 1 в блистере на фюзеляже, по одному 7,7-мм пулемету тип 92 в двух боковых блистерах,  верхней убираемой башне и в кабине у штурмана;
 до 800-кг бомб или 800-кг торпеда на внешней подвеске.


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Прототип Ka.15
 Прототип Ka.15
 G3M1
 G3M1
 G3M1
 G3M1
 G3M2
 G3M2
 G3M2
 G3M2

  Схемы:

 G3M2
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 G3M1     (c) Анатолий Ф.Игнатий
 G3M1     (c) Анатолий Ф.Игнатий
 G3M2
 G3M2     (c) Pierre-Andre Tilley

 



 

Список источников:

Евгений Аранов. Бомбардировщик Mitsubishi G3M1/2/3
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Авиация и Время. А.Демин. Воздушные драконы Поднебесной
Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
Aircraft Profile 160. Rene J. Francillon. Mitsubishi G3M "Nell" (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)
Aircam. Richard M.Bueschel. Mitsubishi/Nakajima G3M1/2/3, Kusho L3Y1/2 in Japanese Naval Air Service
Burin Do. FAWO. Mitsubishi Type 96 Attack Bomber (G3M)


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: