Пока в Варнемюнде выпускался Не 177А-1, на заводе в Ораниенбурге готовилось
производство улучшенной версии Не 177А-3. Главным отличием была удлиненная на
20-см моторама двигателя и дополнительная 1,6-м секция в фюзеляже за
бомбоотсеком. Была установлена дополнительная верхняя башня за крылом с парой
13-мм пулеметов MG 131с 750 патронами на ствол.
Прототипами Не 177А-3 были Не 177V15 и V16, не имевшие дополнительной фюзеляжной
секции, но с двигателями DB 610. Эти двигатели представляли собой спарку двух DB
605, развивавших на взлете 2950 л.с. и 3100 л.с. на высоте 2100 м.
Было решено оснастить Не 177А-3 более мощными двигателями. Но задержка с их
производством разрушила эти планы. В результате новый вариант бомбардировщика
сохранил старые двигатели DB 606.
Первый серийный Не 177A-3/R1 сошел со сборочной линии в Ораниенбурге в конце
осени 1942 г., но до конца года было поставлено только 12 машин. Они проходили
испытания в Бранденбурге. Был задан темп поставок 70 машин в месяц, но из-за
постоянных доработок к началу 1943 г. выпуск составил только пять (!) машин в
месяц.
С апреля 1943 г стал выпускаться Не 177A-3/R2. Он имел улучшенную
электропроводку, другую установку пулемета в носу, 20-мм пушка MG FF была
заменена на MG 151 того же калибра.
До версии Не 177A-3/R2 стрелок в хвосте располагался лежа. Новая кабина
позволила ему сидеть. Его пулемет MG 131 был заменен на 20-мм пушку MG 151.
Не 177A-3/R3 стал первым носителем управляемого оружия - управляемой бомбы
"Хеншель" Hs 293. Две УАБ подвешивались под консолями и одна под фюзеляжем. Не
177А-3/ R4 получил более длинную нижнюю гондолу, в которой разместили передатчик
системы управления бомбой FuG 203b "Киль"-ІІІ и ручку управления, которой
бомбардир выводил бомбу на линию прицеливания. Летные испытания Hs 293 начались
в 1941 г. в Карлсхагене. Позже еще два Не 177А-1 использовались для этой цели в
Пенемюнде. Именно они провели первые успешные испытательные пуски летом 1942 г.
Не 177А-3/R3 в основном и предназначались для тренировок экипажей по применению
Hs 293.
В начале зимы 1942-43 гг., когда Не 177 были срочно брошены на снабжение
окруженных в Сталинграде немецких войск, в частях технического обслуживания на
нескольких машинах в нижнюю гондолу поставили 50-мм пушку ВК 5. Боезапас для
пушки размещался в бомбоотсеке. Модернизированные самолеты использовались для
штурмовки наземных целей в перерывах между транспортными полетами.
Впоследствии был создан Не 177A-3/R5 или "Сталинградтип" с 75-мм пушкой ВК 7.5 в
нижней гондоле. Эти машины планировали использовать в качестве морских
разведчиков вместо стремительно стареющего Fw 200 "Кондор". Предполагалось, что
мощное наступательное вооружение позволит поражать как корабли, так и
транспортные самолеты над Атлантикой. Правда, опыт Сталинграда показал малую
пригодность "Грифа" для таких задач.
Вместо стандартных DB 606 на самолет были установлены более мощные DB 610. Всего
было выпущено несколько машин этого типа, три из них даже поступили в войсковую
часть - I/FKG 50, но опыт их эксплуатации оказался отрицательным - самолет
потерял 90 км/ч скорости. В результате остальные машины, находящиеся на заводах,
были переделаны в учебные бомбардировщики.
К 1943 г., когда союзники достигли перелома в "битве за Атлантику", адмирал
Дениц стал особенно настаивать на поддержке подводных лодок торпедоносцами типа
Не 177. В результате был подготовлен специальный вариант Не 177A-3/R7. Такие
машины использовались в 26-й бомбардировочной эскадре. Первоначально самолеты
несли торпеды L5, но так как они из-за удлиненного стабилизатора не помещались в
бомбоотсеке, две торпеды подвешивались под фюзеляжем, а потом и под крылом. От
своих предшественников Не 177A-3/R7 отличался отсутствием закрылков, совмещенных
с элеронами. Позже такое крыло получил и вариант Не 177А-5. Самолет так же
использовался для испытания электроторпед LT 50, которые можно было сбрасывать с
высоты 250 м на большем удалении от цели. Однако было выпущено всего три Не
177A-3/R7. В серию вместо него пошел Не 177А-5.
После выпуска 170 самолетов модификации Не 177А-3 заводы в Ораниенбурге и в
Варнемюнде переключились на производство Не 177А-5. Первый самолет этой
модификации был готов на заводе "Хейнкеля" в феврале 1943 г. Суммарный темп
поставок составил на обоих заводах 12 машин в июле и 42 к концу года. Всего в
1943 г. было выпущено 261 Не 177, когда министерство авиации, напуганное
высокими потерями, издало приказ прекратить производство и сдать все
бомбардировщики этого типа на слом!
Тем временем испытания двигателей в Рехлине позволили модернизировать один
самолет с учетом рекомендаций группы Хертеля, которая в январе 1943 г. провела
исследования всех возможных причин возгораний в воздухе. Эти исследования
выявили 56 возможных причин пожара. Доработанный самолет отлетал в Рехлине без
каких-либо инцидентов. Технический департамент заключил, что наконец-то все
проблемы с двигателями решены, но находящиеся на сборочных линиях Не 177
дорабатывать не стали, чтобы не снижать темпа поставок. Про приказ о сломе
самолетов просто забыли.
Не 177А-5 предназначался в основном как носитель типа торпед LT 50, УАБ Hs 293
или FX 1400 "Фриц"-Х. На самолет ставились двигатели DB 610, крыло было усилено,
стойки шасси укорочены, а подэле-ронные закрылки сняты. Оборонительное
вооружение было по образцу Не 177A-3/R2, так что серийный вариант новой
модификации назывался Не 177A-5/R2. Первый из трех бомбоотсеков был заделан, а
на его месте установили внешние держатели.
Выпускалось несколько вариантов Не 177А-5, включая Не 177A-5/R5 с дополнительной
дистанционно управляемой установкой сразу за бомбо-отсеком, Не 177A-5/R6
отличался от R5 исключением двух передних бомбоотсеков, Не 177A-5/R7 имел
герметичную кабину и потолок полета до 15200 м, а выпущенный в единственном
экземпляре Не 177A-5/R8 имел дистанционно управляемые стрелковые установки под
кабиной и в хвостовой части. Правда, это потребовало ввести слишком сложную
систему управления ими.
В течение 1944 г. было выпущено 565 самолетов данного типа. Производство
окончательно прекратилось в октябре с принятием "срочной истребительной
программы". На сборочной линии "Грифа" сменил Do 335 - единственный поршневой
бомбардировщик, который планировали оставить в производстве.
Крупносерийное производство самолета Не.177 закончилось на версии А-5, и
дальнейшие модификации не вышли за стадию прототипов. Не.177 А-6 разрабатывался
с учетом пожеланий фронтовых пилотов. Прежде всего это касалось активной и
пассивной защиты машины. Бензобаки "А шестого" были бронированы, а в хвосте
самолета появилась четырехпулеметная дистанционно управляемая стрелковая турель
фирмы "Рейнметалл", обладавшая солидной огневой мощью. Кроме того, А-6 оснащался
гермокабиной и дополнительным бензобаком вместо переднего бомбоотсека. С ним
дальность полета составляла 5800 км.
К концу мая 1944-го были изготовлены комплекты узлов и деталей на 15 экземпляров
Не.177 А-5, но в июне смонтировали только 6 машин. Затем все работы над А-6 были
прекращены в пользу считавшегося более перспективным четырехвинтового Не.277.
Не.177 А-7 представлял собой высотный дальний разведчик, сохранявший возможность
при необходимости нести бомбовую нагрузку. Размах его крыла был увеличен до 36
м, силовая установка - два двигателя DB613 (две спарки DB603G, выдававшие
взлетную мощность по 3600 л.с. каждая). Масса пустого самолета составляла 18 100
кг, взлетная - 34 641 кг. Максимальная скорость - 545 км/ч на высоте 6000 м.
"А седьмым" очень заинтересовались японцы, которые планировали начать его выпуск
на новом авиационном заводе концерна "Хитачи" в городе Чиба. В мае 1944 года
немцы предложили поставить в Японию демонстрационный образец Не.177 А-7 для
всестороннего изучения. Единственной возможностью такой поставки был
беспосадочный перелет через всю Евразию. Рассматривались два маршрута: из
Восточной Пруссии через Советский Союз и Китай в Манчжурию и из Болгарии через
Турцию, Иран и Индию в оккупированную японцами Бирму. Но, хотя "А седьмой"
теоретически мог преодолеть такие расстояния, оба варианта сочли слишком
рискованными и от беспрецедентного перелета отказались. Есть данные, что немцы
планировали также использовать самолеты Не.177 А-7 для самоубийственных атак
целей, расположенных на территории США (топлива хватало только в один конец).
Однако и этот проект тоже остался неосуществленным. Впрочем, по окончании войны
один "А седьмой" все же достиг Соединенных Штатов. Американцы захватили опытный
экземпляр самолета и вывезли к себе для испытаний.
Общее количество законченных в постройке Не.177 всех модификаций составило
примерно 1170 машин.