Уголок неба ¦ IAR-81

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   IAR-81
       
Разработчик: IAR
Страна: Румыния
Первый полет: 1941
Тип: Легкий пикирующий бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


IAR-81 - легкий пикирующий бомбардировщик, разработанный румынской фирмой IAR Brasov. Новый вариант самолета IAR-80 впервые появился в битве за Одессу. Изменения в конструкцию серийных IAR-80 и IAR-80A вносились и до выпуска первого IAR-81. Так, самолет получил новый двигатель IAR-K14-1001А мощностью 1025 л.с., доработанное кресло пилота и бронеплиты в кабине. Начиная с 87-й серийной машины, стали устанавливать оборудование для высотных полетов, а с истребителя под N131 еще усилили защиту летчика, добавив бронезаголовник и лобовое бронестекло. Держатели для небольших 50-кг бомб появились, как уже говорилось, с серийного истребителя N50.

Командование румынских ВВС хотело использовать самолет еще и в качестве пикирующего бомбардировщика. IAR-80A (N75) стал прототипом такого варианта, и на нем, кроме пары подкрыльевых бомбодержателей, установили снизу фюзеляжа трапецию для одной бомбы 225 кг. При пикировании трапеция отклонялась, и бомба во время сброса не попадала в плоскость винта. Правда, пришлось доработать при этом шасси, поскольку довольно длинным основным стойкам трапеция мешала войти в ниши. Решение получилось очень простым - стойки укоротили на 75 мм, а ниши для колес перенесли чуть ближе. Для эффективного бомбометания самолет оснастили автоматическими закрылками, выпускавшимися при угле пикирования в 60 градусов.

Проведенные испытания пикировщика посчитали вполне успешными, хотя для взлета с полной боевой нагрузкой двигатель все-таки был слабоват. Тем не менее, быстро выпустили первую партию из 15 истребителей-бомбардировщиков IAR-81 (номера с 91 по 105). Все 15 машин вошли в состав 8-й группы и появились на Украине 24 сентября, а первый боевой вылет совершили 15 октября под Одессой.

Вооружение IAR-81 выглядело довольно мощным, ведь, кроме шести пулеметов, истребитель мог взять три бомбы по 100 кг, или одну весом 225кг и две по 50 кг. В дальнейшем конструкторы предусмотрели вместо двух бомб под крылом подвеску пары топливных баков по 100 л.

До конца 1941-го 8-я группа оставалась единственной частью румынских ВВС, воевавших на IAR-81 в России. В январе 1942-го к ней присоединились 58-я, 61-я и 62-я эскадрильи (в каждой по 12 машин) 6-й группы, входя в состав 1-го воздушного корпуса. Самолеты привлекались в основном для огневой поддержки наступающих войск и понесли значительные потери под Сталинградом. Досталось на Волге и экипажам 8-й группы, взлетавшим с полосы в Морозовской. После сталинградского разгрома уцелевшие остатки обеих групп срочно вывели обратно в Румынию. 8-я группа базировалась в Плоешти и до середины 1943-го охраняла нефтезаводы, а затем стала штурмовым соединением, переучившись на Хеншель Hs-129. В январе 1943-го вернулась в Бухарест (аэродром Пипера) 6-я группа, войдя в состав ПВО румынской столицы.





     



 Модификации :

 IAR-81

 основной вариант пикирующего бомбардировщика с увеличенной прочностью конструкции и вооруженного шестью 7,92-мм пулеметами Browning, центральным подфюзеляжным узлом подвески для одной 250-кг бомбы и подкрыльевыми узлами подвески для четырех 50-кг бомб, построено 50 машин. 

 IAR-81A

 имел такую же бомбовую нагрузку, как вариант IAR-81, и такое же стрелковое вооружение, как вариант I.A.R.80B, построено 29 машин. 

 IAR-81B

 вариант истребителя большой дальности с двумя подкрыльными сбрасываемыми топливными баками; не нес бомбовой нагрузки, но имел две 20-мм пушки Ikaria или Oerlikon плюс  четыре 7,92-мм пулемета Browning FN. Построено 50 машин. 

 IAR-81С

 вариант истребителя-бомбардировщика; бомбовая нагрузка по типу I.A.R.81, но с двумя 20-мм пушками Mauser MG 151/20 и четырьмя 7,92-мм пулеметами Browning; вероятно, построено 137 самолетов - до того как завод I.A.R. в Брасове перешел на выпуск Bf 109G-6




 ЛТХ:
Модификация   IAR-81
Размах крыла, м   10.52
Длина, м   8.97
Высота, м   3.53
Площадь крыла, м2   15.97
Масса, кг  
  пустого самолета   2200
  нормальная взлетная   3125
Тип двигателя   1 ПД IAR 14K IIc32
Мощность, л.с.   1 х 1000
Максимальная скорость , км/ч   465
Крейсерская скорость , км/ч   406
Практическая дальность, км  
  в роли бомбардировщика   695
  в роли истребителя   730
  с ПТБ   1330
Максимальная скороподъемность, м/мин   580
Практический потолок, м   10500
Экипаж   1
Вооружение:  шесть 7.92-мм пулеметов
 одна 225-кг бомба и две 50 кг или три 100-кг бомбы


 Доп. информация :


  Фотографии:

 IAR-81
 IAR-81
 IAR-81

  Схемы:

 IAR-81
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 IAR-81  (c) Teodor Liviu Morosanu
 Послевоенный IAR-81

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Сергей Колов. На задворках Люфтфаффе
Hawk. Mariusz Konarski, Zenon Pecko. I.A.R. 80/81
Ion Gudju, Gheorghe Iacobescu, Ovidiu Ionescu. Romanian Aeronautical Constructions 1905-1974
TBiU. Mariusz Konarski. Samolot mysliwski IAR-80 i 81


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: