IAR-81 - легкий пикирующий бомбардировщик, разработанный румынской фирмой IAR Brasov. Новый вариант самолета IAR-80 впервые появился в битве за Одессу. Изменения в
конструкцию серийных IAR-80 и IAR-80A вносились и до выпуска первого IAR-81. Так, самолет получил новый двигатель IAR-K14-1001А мощностью 1025 л.с., доработанное кресло пилота и
бронеплиты в кабине. Начиная с 87-й серийной машины, стали устанавливать оборудование для высотных полетов, а с истребителя под N131 еще усилили защиту летчика, добавив бронезаголовник и лобовое
бронестекло. Держатели для небольших 50-кг бомб появились, как уже говорилось, с серийного истребителя N50.
Командование румынских ВВС хотело использовать самолет еще и в качестве пикирующего бомбардировщика. IAR-80A (N75) стал прототипом такого варианта, и на нем, кроме пары
подкрыльевых бомбодержателей, установили снизу фюзеляжа трапецию для одной бомбы 225 кг. При пикировании трапеция отклонялась, и бомба во время сброса не попадала в плоскость винта. Правда, пришлось
доработать при этом шасси, поскольку довольно длинным основным стойкам трапеция мешала войти в ниши. Решение получилось очень простым - стойки укоротили на 75 мм, а ниши для колес перенесли чуть
ближе. Для эффективного бомбометания самолет оснастили автоматическими закрылками, выпускавшимися при угле пикирования в 60 градусов.
Проведенные испытания пикировщика посчитали вполне успешными, хотя для взлета с полной боевой нагрузкой двигатель все-таки был слабоват. Тем не менее, быстро выпустили
первую партию из 15 истребителей-бомбардировщиков IAR-81 (номера с 91 по 105). Все 15 машин вошли в состав 8-й группы и появились на Украине 24 сентября, а первый боевой вылет совершили 15 октября под
Одессой.
Вооружение IAR-81 выглядело довольно мощным, ведь, кроме шести пулеметов, истребитель мог взять три бомбы по 100 кг, или одну весом 225кг и две по 50 кг. В дальнейшем
конструкторы предусмотрели вместо двух бомб под крылом подвеску пары топливных баков по 100 л.
До конца 1941-го 8-я группа оставалась единственной частью румынских ВВС, воевавших на IAR-81 в России. В январе 1942-го к ней присоединились 58-я, 61-я и 62-я
эскадрильи (в каждой по 12 машин) 6-й группы, входя в состав 1-го воздушного корпуса. Самолеты привлекались в основном для огневой поддержки наступающих войск и понесли значительные потери под
Сталинградом. Досталось на Волге и экипажам 8-й группы, взлетавшим с полосы в Морозовской. После сталинградского разгрома уцелевшие остатки обеих групп срочно вывели обратно в Румынию. 8-я группа
базировалась в Плоешти и до середины 1943-го охраняла нефтезаводы, а затем стала штурмовым соединением, переучившись на Хеншель Hs-129. В январе 1943-го вернулась в Бухарест (аэродром Пипера) 6-я
группа, войдя в состав ПВО румынской столицы.
Модификации
: |
|
|
IAR-81 |
основной вариант пикирующего
бомбардировщика с увеличенной прочностью конструкции и вооруженного
шестью 7,92-мм пулеметами Browning, центральным подфюзеляжным узлом
подвески для одной 250-кг бомбы и подкрыльевыми узлами подвески для
четырех 50-кг бомб, построено 50
машин. |
IAR-81A |
имел такую же бомбовую нагрузку, как
вариант IAR-81, и такое же стрелковое вооружение, как вариант
I.A.R.80B, построено 29 машин. |
IAR-81B |
вариант истребителя большой дальности с
двумя подкрыльными сбрасываемыми топливными баками; не нес бомбовой
нагрузки, но имел две 20-мм пушки Ikaria или Oerlikon плюс
четыре 7,92-мм пулемета Browning FN.
Построено 50 машин. |
IAR-81С |
вариант истребителя-бомбардировщика; бомбовая нагрузка по типу
I.A.R.81, но с двумя 20-мм пушками Mauser MG 151/20 и четырьмя
7,92-мм пулеметами Browning; вероятно, построено 137 самолетов - до
того как завод I.A.R. в Брасове перешел на выпуск Bf 109G-6 |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
IAR-81 |
Размах крыла, м |
10.52 |
Длина, м |
8.97 |
Высота, м |
3.53 |
Площадь крыла, м2 |
15.97 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2200 |
нормальная взлетная |
3125 |
Тип двигателя |
1 ПД IAR 14K IIc32 |
Мощность, л.с. |
1 х 1000 |
Максимальная скорость , км/ч |
465 |
Крейсерская скорость , км/ч |
406 |
Практическая дальность, км |
|
в роли бомбардировщика |
695 |
в роли истребителя |
730 |
с ПТБ |
1330 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
580 |
Практический потолок, м |
10500 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
шесть 7.92-мм
пулеметов одна 225-кг бомба и две 50 кг или три 100-кг бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
Уголок неба. 2013
|