С самого начала работ по Ju.88 для конструкторов из Дессау было
очевидно, что самолет имеет хорошие
резервы дальнейшего совершенствования,
но успех бомбардировщика на службе в
люфтваффе и ожидание появления в 1943г
нового Ju.288 были основными доводами,
охлаждавшими пыл энтузиастов. В
результате, за три года Ju.88 практически
не изменился. Официальную поддержку
получали только небольшие доработки,
которые не влияли на темпы производства
бомбардировщика.
Осенью 1942г для Технического
департамента РЛМ стало очевидно, что
боевой дебют Ju.288 в лучшем случае
откладывается. Hачались поиски другой
возможной замены для Ju.88. К счастью,
вопреки официальной позиции, на "Юнкерсе"
продолжались работы по Ju.88e, который
рассматривался в качестве альтернативы
бомбардировщика "Б".
Последовательные модификации Ju.88e-0
привели к появлению в сентябре 1941г
опытного Ju.88-V27 (D-AWLN), который получил те
же двигатели ВМW-801МА и имел фюзеляж от
Ju.88e-0. Размах крыла был увеличен с 20 до 22м.
Была установлена приземистая башня ЕDL-131
с одним МG-131. Весной 1942г этот самолет
получил развитие в Ju.88-V44 (NF+КQ), который
имел увеличенный по площади киль и
стабилизатор большего размаха. Это было
связано с некоторой неустойчивостью в
полете Ju.88e-0 и V27. Позже это оперение было
использовано на опытном Ju.88-V58 -
прототипе истребителя Ju.88g.
Ju.88-V44 позже получил обозначение Ju.188-V1.
В октябре 1942г было решено продолжить
работы по этому варианту Ju.88, и
последовал заказ на второй опытный
Ju.188-V2, который был закончен и поступил на
испытания в январе 1943г. Оба самолета
предназначались для горизонтального
бомбометания и бомбометания с
пикирования, получив те же решетчатые
воздушные тормоза и автомат вывода из
пикирования, что и Ju.88a-4. Пока в Бернбурге
готовилось производство нового
самолета, РЛМ окончательно выработало к
нему требования, указав на
необходимость использования двигателей
Jumo-213 или ВМW-801 на одном и том же планере,
тем самым снизив риск задержек в
производстве из-за ситуации с
поставками моторов. Планировалось, что
обе модели будут производиться на
сборочных линиях вместе, а двигатели
ставиться в зависимости от наличия того
или иного типа.
Первые три самолета были поставлены из
Бернбурга в феврале 1943г. В марте
последовали еще семь, а в апреле - восемь.
В мае 1943г Ju.188e-1 поступили в штаб КG.6 в
Киле, а летом была сформирована опытная
команда люфтваффе "188" для
проведения войсковых испытаний
бомбардировщика и его освоения
техническим персоналом. Позже это
подразделение стало 4./КG.66. Первой боевой
группой, получившей новый
бомбардировщик, была I/КG.6, которая уже с
20 октября начала вести боевую работу на
Западе вместе с Ju.88 из других групп
эскадры. Hа вооружении группы имелось 28
самолетов этого типа, включая 14
боеспособных.
Всего до конца 1943г со сборочной линии
Бернбурга люфтваффе приняли 283 Ju.188. В
начале 1944г в программу производства Ju.188
были включены заводы АТГ в Лейпциге и
"Зибель" в Халле. Первый начал
выпуск Ju.188 в январе, а второй - в феврале.
Большинство Ju.188, принятых люфтваффе в 1943г
было оснащено двигателями ВМW-801, которые
имелись в большем количестве, чем Jumo-213.
Тем не менее, предсерийные Ju.188a-0 с
двигателями Jumo были выпущены заводом в
Бернбурге почти одновременно с первыми
Ju.188e-0 с двигателями ВMW-801.
Двигатели Jumo-213А-1 развивали на взлете 1776лс,
а на высоте 6000м - 1600лс. Винты были "Юнкерс"
VS-11 - трехлопастные изменяемого шага.
Предсерийные Ju.188a-0 не имели ни воздушных
тормозов, ни автомата вывода из
пикирования и рассматривались только
как горизонтальные бомбардировщики с
бомбовой нагрузкой в 3000кг. Бомбы
подвешивались в комбинации 16*65кг бомб
SC-65 и либо четыре 250кг бомбы в отсек, либо
две 500кг бомбы снаружи на держателях ЕТС.
Ju.188a-1 должен был стать пикирующим
бомбардировщиком, но планы высшего
командования люфтваффе в отношении
пикировщиков изменились, и в серию в
начале 1944г пошел Ju.188a-2.
Ju.188a-2 также, как и предсернйные A-0,
получил двигатели Jumo-213a-1, но их мощность
можно было форсировать впрыском МW-50 до
2240лс на взлете и 1880лс на высоте 4700м.
Кроме носовой секции, консолей и
оперения планер нового самолета был
подобен Ju.88a-4. В крыле по обе стороны
мотогондол располагались 830л и 850л баки и
150л бак для МW-50. В фюзеляже размещался 1680л
бак, а для дальних полетов в бомбоотсек
можно было разместить дополнительный 500л
бак.
Оборонительное вооружение состояло из
пушки МG-151/20 в управляемой гидравлически
верхней башне; такая же пушка была в
правой части лобового остекления в
распоряжении бомбардира. В задней части
кабины был пулемет МG-131, а спарка - МG-81Z в
задней части нижней гондолы.
Вариант торпедоносца Ju.188a-3 отличался от
A-2 только отсутствием внешних
центропланных бомбодержателей. Этот
вариант был немногочисленным. A-3 нес
пару 800кг торпед LТ-1В или 765кг LТF-5b. В
большом обтекателе справа под фюзеляжем
находился механизм для запуска "прибора
Обри" торпеды. В носу устанавливался
локатор FuG-200 "Хохентвиль".
Еще до запуска в серию Ju.188 на "Юнкерсе"
рассматривался вопрос об установке в
хвостовой части самолета дистанционно-управляемой
установки МG-131Z/FA-15 с вертикальным
размещением двух пулеметов МG-131. Эта
установка имела боезапас 600 пагронов на
ствол и управлялась с помощью перископа
PVE-11. Пулеметы имели угол обстрела по
горизонту 60° и углы склонения 45°.
Установка была опробована на планере
самолета серии A. Хвостовая часть
фюзеляжа была усилена, консольные
топливные баки - сняты. Самолет получил
обозначение Ju.188c-0. Установка оказалась
слишком сложной и ненадежной, что,
учитывая большой вес, привело к решению
не ставить ее на серийные машины.
В течение первых месяцев 1944г основной
упор был сделан на выпуск
разведывательного варианта самолета. Hа
базе Ju.188a выпускались два варианта
разведчика - Ju.188d-1 и D-2. Передняя пушка
при этом снималась, а экипаж был
сокращен до трех человек. При
максимальном взлетном весе 15200кг, с
полной заправкой топливом и с
подвесными баками Ju.188d мог пролететь на
скорости 475км/ч и высоте 6000м - 3375км.
Максимальная скорость на высоте 6200м
достигала 535км/ч.
Предусматривались несколько вариантов
разведывательного оборудования. Для
полета днем ставились две фотокамеры
Rb-50/30 или Rb-75/30, а для разведки ночью - две
NRb-40/25 или NRb-50/25. Ju.188d-2 был морским
разведчиком с локатором "Хохентвиль".