"Юнкерс" Ju.188e
- первая серийная версия с двигателями BMW 801С-2. Поставки серии Е в войска начались раньше серии А из-за наличия в
достаточном количестве двигателей BMW-801.
Предсерийные Ju.188e-0, в отличие от
Ju.188a-0, сохранили воздушные тормоза. Они
же были и на первых серийных Е-1 с
двигателями ВМW-801МL, которые отличались
от BMW-801МА, стоявших на предсерийных
машинах, только системой управления
винтом. Их мощность на взлете была 1600лс и
1380лс на высоте 4600м. Бомбовая нагрузка
была как на серии A, но вместо 20мм пушки в
верхней башне стоял пулемет МG-131.
Ju.188e-1 отличался от предсерийных машин
первоначально только двигателями, но
уже довольно скоро их заменили на ВMW-801D-2
или G-2 взлетной мощностью 1700лс и 1440лс на
высоте 5700м. Ju.188e-2 был торпедоносцем по
образцу A-3. Hесколько таких машин было
выпущено без верхней башни ЕDL-131.
Самолеты Ju.188e попали в штабную эскадру KG 6, базировавшуюся в Киреле
(Франция), в мае 1943 года, а первые боевые вылеты трех Ju.188e-1 из 4/KG
66 состоялись в ночь с 18 на 19 августа 1943 года -они бомбили заводы в
Линкольне (восточная Англия).
Более широкое применение Ju 188 получили в октябре 1943 года - после
замены самолетов группы 1 /KG 6 машинами этого типа в количестве 29
единиц. Чаще всего они выполняли роль разведчиков, наводивших на цель
ударные группы самолетов. Впервые Ju.188e-1 был сбит в ночь с 8 на 9
октября английским самолетом Mosquito.
В ноябре и декабре 1943 года Ju.188e-1 поступили и на вооружение 1-й и 2-й
групп KG 6.
Ju.188f-1 и F-2 были разведчиками с
двигателями BMW-801D-2 и G-2 - аналогами Ju.188c-1 и
c-2. Hа F-2 стоял локатор "Хохентвиль".
Две другие модели Ju.188g и H были
соответственно бомбардировщиком и
разведчиком с большим деревянным
обтекателем под фюзеляжем и хвостовой
башней. Hеудача с дистанционно-управляемой
башней FА-15 привела к решению
использовать обычную башню, отсутствие
которой рассматривалось серьезным
недостатком Ju.188. Башня с двумя
пулеметами МG-131 на манер FA-15 была
испытана на Ju.88a-4, а потом и на Ju.188-V2.
Задняя часть фюзеляжа была увеличена по
высоте и усилена как на Ju.188c-0. Самолет
получил обозначение Ju.188g-0.
Задняя башня обладала рядом недостатков.
Так углы обстрела были очень
ограниченными, внутренний объем башни
позволял использовать лишь стрелков
небольшого роста, которые почти не имели
возможности выбраться из башни в случае
необходимости. Башня оказалась
неприемлемой для люфтваффе, и на
серийном Ju.188g-2 и разведчике Ju.188h-2 было
решено вернуться к дистанционной FА-15.
Ju.188g-2 расстался с внешними держателями
бомб - все 3300кг можно было подвесить в
деревянном обтекателе. Самолет мог при
этом пролететь 2385км. Скорость на высоте
6200м оценивалась в 538км/ч. Hо в серию
решено было запустить Ju.388, а самолеты
серии G и H так реально и не испытывались.
В сентябре 1943 года Ju 188f-1 поступили в
группу дальних разведчиков, действовавшую на Украине. В конце года такие
же самолеты были поставлены в части, воевавшие на Восточном фронте и во
Франции, а в эскадру KG 26, базировавшуюся в Норвегии. -
торпедоносцы-бомбардировщики Ju.188e-2 и разведчики 188F-2.
В 1944 году самолетами Ju 188 вооружались такие соединения, как Stab, 1 -я
и 2-я группы KG 2, 3-я группа KG 26 и 1-я группа KG 200.
Главным боевым применением самолетов, находившихся в KG 6, являлись ночные
бомбовые атаки. Это операции Steinbok и Gisela. В последней было
задействовано 56 единиц Ju 188, которые наносили бомбовые удары по
восточной Англии. Самолеты группы KG 200 принимали участие в боях на
Восточном фронте. Ju 188f-2 и
d-2 разведывательной группы 1.(F)/124,
базировавшейся в Киркенесе (Норвегия), в основном работали на маршрутах
морских конвоев до Мурманска и Архангельска.
Описание самолета "Юнкерс" Ju.188e-1
Эта машина - многоцелевой двухдвигательный цельнометаллический среднеплан с
убирающимся шасси.
Фюзеляж представлял собой полумонокок дюралюминиевой конструкции трапециевидного
сечения с 33 шпангоутами и обшивкой из гладких листов. Делился он на три части:
кабину экипажа, которая крепилась к фюзеляжу (по шпангоуту № 9), среднюю часть с
узлами крепления плоскостей и заднюю. В кабине были предусмотрены места для
четырех членов экипажа: спереди слева - для пилота, справа внизу -для
штурмана-бомбардира, за пилотом - для стрелка-радиста и в нижней гондоле - для
стрелка. Кабина частично бронировалась. Так, например, кресло пилота имело
бронеспинку, а место стрелка защищалось бронеплитами. Полностью остекленный
фонарь кабины оснащался замками для аварийного сброса его задней части. Нижняя
гондола снабжалась пулеметной установкой и открывалась для доступа экипажа в
самолет. Оптический бомбовый прицел размещался в передней части кабины экипажа.
Там же могло устанавливаться так называемое Kuto Nase - приспособление для
перерезания канатов аэростатов противовоздушной обороны противника.
В средней части фюзеляжа между шпангоутами № 9 и 15 - два бомбоотсека, которые
оборудовались держателями для подвески бомб или дополнительных топливных баков.
В верхней части фюзеляжа между шпангоутами № 20 и 23 находился отсек для
спасательной лодки.
Крыло - двухлонжеронное, с гладкой листовой обшивкой имело две отъемные консоли.
Усиленные нервюры № 1 и 2 служили одновременно для крепления основных опор шасси
и двигателей. Носок крыла изготавливался пустотелым - для подачи в него горячего
воздуха от двигателей. Распространяясь, горячий воздух нагревал переднюю кромку
крыла, способствуя тем самым удалению с нее льда. Задняя часть крыла
оборудовалась закрылками и элеронами. Триммер устанавливался только на левом
элероне. На нижней части крыла находились аэродинамические тормоза для
автоматического вывода самолета из пикирования.
Хвостовое оперение - цельнометаллическое, однокилевое со свободно несущим
двухлонжеронным стабилизатором - имело симметричный профиль и было
трапециевидным в плане. Аэродинамические рули высоты и направления оборудовались
триммерами. Их привод осуществлялся в основном с помощью жестких тяг и качалок,
а при выводе из пикирования к ним автоматически подключалась гидросистема.
Шасси - классической схемы, с задним колесом. Все опоры снабжались
пневмомасляными амортизаторами. При уборке основные опоры разворачивались на 90°
вокруг своей оси, так что колеса укладывались в нишах шасси горизонтально.
Створки ниш открывались только на время уборки или выпуска шасси. Размеры
основных колес- 1140х х410 мм, заднего - 560x200 мм.
Силовая установка самолета состояла из двух 14-цилиндровых двигателей типа BMW
801MG2 или BMW 801 ТС воздушного охлаждения со звездообразным расположением
цилиндров. Двигатели комплектовались трехлопастными металлическими винтами VDM,
оснащенными жидкостной антиобледенительной системой.
Топливо заливалось в четыре крыльевых бака, два из которых размещались между
фюзеляжем и двигателями и еще два - с внешней стороны двигателей. Бомбовые
отсеки использовались и для подвески дополнительных топливных баков: в передний
устанавливался бак емкостью 1280 л, в задний - 600 л. Все баки были
самогерметизирующимися. Кроме того, еще две емкости по 900 л каждая можно было
подвесить под крыло. Имелась и система аварийного слива топлива через патрубок в
хвостовой части самолета.
Гидравлика обеспечивала работоспособность стабилизатора, уборку и выпуск шасси,
закрытие и открытие створок ниш шасси, закрылков, аэродинамических тормозов и
тормозов колес, а также поворот верхней пулеметной установки.
В состав радиооборудования Ju.188e-1 входили: УКВ-радиостанция FuG 16,
радиостанция системы опознавания FuG 25, система посадки в условиях плохой
видимости FuB1-2. На самолетах серии Е-2 находился радиолокатор FuG 200.
Защитное вооружение Ju.188e-1 состояло из пушки MG 151/20 калибра 20 мм с
боекомплектом в 250 снарядов, устанавливаемой подвижно в передней части
остекления (справа), крупнокалиберных пулеметов MG 131 калибра 13 мм в башне на
верху кабины экипажа и в верхней задней части кабины с боекомплектами по 500
патронов и 250 патронов - запас. В гондоле под кабиной имелся сдвоенный пулемет
MG 81Z калибра 7,9 мм с запасом в 1000 патронов.
Самолет Ju.188e-1 нес до 3000 кг бомбового вооружения. Существовало несколько
вариантов бомбовой загрузки, однако наиболее часто применяли вариант с двумя
бомбами по 1000 кг или четыре бомбы по 500 кг, шесть - по 250 кг или 18 по 70
кг. Ju 188Е-2 могли нести на внешней подвеске торпеды типа LTF 5В, LT 1В или
авиационные мины LMA по 500 кг (4 шт.) либо LFB по 1000 кг (2 шт.). Бомбы массой
250 и 500 кг подвешивались и на подкрыльевых держателях.