17 июня 1942 г. в техническом управлении германского министерства авиации
состоялось обсуждение предложение флюгкапитана 3. Хольцбауэра о создании
комплексной ударной системы в составе беспилотного Ju 88, начиненного
взрывчаткой, и одномоторного истребителя, пилот которого должен был управлять
всей системой от момента взлета до обнаружения цели и перевода ее в пикирование
на цель. Далее истребитель должен был отделиться от Ju 88 и возвратиться на свой
аэродром, а бомбардировщик, удерживаемый автопилотом на курсе и глиссаде, -
взорваться при соударении с земной поверхностью. Идея заинтересовала чиновников
из технического управления, но понадобилось немало месяцев для перевода
предложения в практическую плоскость.
Спустя 11 месяцев был выпущен отчет DFS (германского планерного института), в
котором обобщались результаты опытов, проведенных с использованием Do 217 и
истребителя-бомбардировщика Me 328, причем именно последний и выступал в роли
"летающей бомбы". Затем, после усиления стоек шасси Ju 88 и демонтажа ненужных
элементов (воздушные тормоза, оборонительное вооружение, бронирование,
радиооборудование, прицелы и т.п.) были практически подтверждены возможность
взлета с максимальной массой 12 845 кг, максимальная скорость 440 км/ч и
максимальная дальность полета 1500 км. В ноябре 1943 г. в отчете технического
управления отмечалось, что идея составного самолета "Мистель" является весьма
многообещающей, и что такие системы целесообразно применять для поражения важных
целей.
Несмотря на это, работы продолжались с невысоким темпом. Только в феврале 1944
г. был окончательно утвержден технический облик системы. Доставка составного
самолета на базу, где Ju 88 намечали оснащать боевой частью, производилась
экипажем, состоявшим из трех человек: пилота и бортгехника "юнкерса" и пилота "мессершмитта".
Истребитель Bf 109F устанавливался на мощных треугольных фермах (хвостовая часть
машины поддерживалась подпружиненным стержнем) над бомбардировщиком. На этапе
перегонки пилот истребителя выполнял всего одну функцию: он управлял режимом
работы винтомоторной установки машины. После прибытия на аэродром, с которого
планировался вылет на боевое применение системы, кабина экипажа бомбардировщика
демонтировалась и на ее место устанавливалась 3,8-тонная кумулятивная боевая
часть. На выполнение этой операции требовалось пять часов. В процессе руления на
аэродроме под фюзеляжем Ju 88 на подвесном кресле находился "водитель",
управлявший тормозами. После выруливания "водитель" покидал свое рабочее место и
далее все управление сосредотачивалось у пилота истребителя.
Взлет осуществлялся строго против ветра, так как устранить боковой снос на
начальном этапе разбега было невозможно. Это накладывало определенные
ограничения на размеры аэродрома и качество его поверхности. После взлета пилот
истребителя убирал шасси "юнкерса", переводил все двигатели на номинальный режим
работы. В районе цели система переводилась в пикирование с углом 20-30°.
Закончив прицеливание, пилот истребителя освобождал замок заднего опорного
стрежня, который откидывался назад вдоль фюзеляжа. При касании последнего
срабатывал концевой выключатель, который приводил в действие систему раскрытия
основных замков на треугольных фермах.
В конце 1943 г. фирма "Юнкерc" получила указание о переоборудовании 15 Ju 88А в
вариант "мистель", а вся система получила кодовое обозначение "Бетховен". Работы
по этой теме в 1944 г. были переведены в Нордхаузен, где пилоты спецотряда KG101
проходили переподготовку совместно с испытателями "Юнкерc". Любопытно, что на
раннем этапе разработки вся система предназначалась для применения против...
групп вражеских бомбардировщиков, летящих плотным строем. Однако в феврале 1944
г. генерал-фельдмаршал Милых счел, что такая тактика чересчур дорогостояща и
приказал в дальнейшем отрабатывать "Бетховена" только в режиме
"воздух-поверхность". Боевая часть системы успешно прошла испытания на старом
французском линкоре-цели "Оушн" еще во второй половине 1943 г. Проводились опыты
и по поражению фортификационных сооружений. При этом высокоскоростной стальной
стрежень, формируемый кумулятивным зарядом, пробивал бетонную преграду толщиной
20 м. Завершающий этап испытаний боеголовки проводился в Пенемюнде в апреле-мае
1944 г.
В июне 1944 г. спецотряд KG101 под командованием обер-лейтенанта Хорста Рудата
прибыл в Дезиер, где продолжил боевую подготовку. На этом этапе отряд располагал
пятеркой "Мистелей" 1. Такая система состояла из самолета Ju 88А-4 или Ju 88С-6
(нижний элемент) и истребителя Bf 109F-4 (верхний элемент). Учебная версия имела
обозначение "Мистель" S1. В ходе первого боевого вылета 24 июня 1944 г. в воздух
были подняты две системы. Вэту ночь все пошло не по плану: из-за появления
ночного истребителя "Москито" пилот одной из составных систем предпочел
выполнить расцепку, после чего неуправляемый "юнкере" рухнул на землю. Вторая "Мис-тель"
1 продолжала полет, но в условиях сплошной облачности летчик потерял
ориентировку и цель отыскать не смог. Вскоре после этого в ночную атаку против
кораблей союзников в устье Сены были брошены все три оставшиеся "Мистели" под
прикрытием истребителей Bf 109G. Атака производилась при свете осветительных
ракет, ее результаты не удалось пронаблюдать, как доложили экипажи, "из-за дыма
горящих кораблей". Однако впоследствии союзники не признали гибели ни одного
судна от ударов "Мистелей".
Оптимистичный доклад командира спецотряда KG101 возымел свое действие. Завод в Моккау под Лейпцигом получил заказ на переоборудование 75 ремонтировавшихся Ju
88G-1 в нижний элемент системы "Мистель". В качестве верхнего элемента было
решено использовать истребитель FW 190А-6 или штурмовик FW 190F-8, так как их
моторы BMW 80ID также работали на 95-октановом бензине. Этот вариант получил
обозначение "Мистель" 2, а его учебная версия - "Мистель" S2. С этой
модификацией "Мистели" возникли серьезные проблемы из-за большой взлетной массы.
Обычно максимальная взлетная масса Ju 88G ограничивалась 14 000 кг, но с полным
запасом топлива и верхним элементом система весила намного больше, поэтому при
взлете с плохих аэродромов нередко происходил разрыв пневматиков. После потери
нескольких "Мистелей" 2 при взлете было решено установить под фюзеляжем третью
сбрасываемую стойку. Этот вариант системы получил обозначение "Мистель" 3. В
дальнейшем были разработаны три субварианта "Мистели" 3: ЗА с фугасной боевой
частью и массой тротила 1000 кг; ЗВ с аналогичной боевой частью и массой тротила
1500 кг; ЗС с кумулятивной боевой частью (масса тротила 2500 кг).
10 октября 1944 г. на базе спецотряда KG101 была образована группа III/KG66,
предназначенная исключительно для применения "Мистелей". К этому времени было
решено применить все имевшиеся "Мистели" против британского флота в бухте Скапа-Флоу. Операцию наметили на декабрь 1944 г. На аэродромах в Дании собрали
60 "Мистелей", однако установившаяся плохая погода задерживала начало операции,
а когда она улучшилась - наступило полнолуние. В этих условиях использовать
"Мистели", способные лететь со скоростью всего лишь 375 км/ч и не имеющие
возможности осуществления оборонительного маневра, было неразумно.
В ноябре 1944 г. группа III/KG66 была переформирована в II/KG200. Отряд
осветителей 5/KG200 имел на вооружении бомбардировщики Ju 88S, боевой отряд
6/KG200 - системы "Мистель" 1, а учебный отряд 7/KG200 - системы "Мистель" S1.
Командование группой II/KG200 было возложено на капитана X. Рудата. В январе
1945 г. на базе 7/KG200 сформировали второй учебный отряд 8/KG200. Группа
входила в состав воздушного флота "Рейх" и базировалась на аэродромах Бург и
Кольберг.
По состоянию на 10 января 1945 г. в отряде 6/KG200 имелось 19 "Мистелей" 1 с
фугасными боевыми частями, а в 7/KG200 - 17 учебных "Мистелей" S1. "Мистели" 2
стали поступать на вооружение отрядов только в марте 1945 г., а "Мистели" 3 и их
учебные варианты - в апреле того же года. При этом в феврале 1945 г. были
заказаны боевые части SHL 3500D, а в конце этого месяца 60 таких кумулятивных
устройств были доставлены на аэродром Кольберг.
Варианты "Мистель" 4, 5 и 6 остались только на уровне проектов. Некоторые из них
предусматривали применение в качестве верхнего элемента реактивных самолетов Me
262, а также улучшение взлетных свойств Ju 88-носителей путем использования
реактивных ускорителей.
В январе 1945 г. все аэродромы в Западной Европе, откуда можно было бы
стартовать для нанесения удара по английскому флоту в Скапа-Флоу, были утрачены.
Тогда были высказаны еще несколько предложений по использованию "Мистелей",
например, против наиболее важных предприятий в глубине СССР. Операцию
планировали провести не ранее марта 1945 г, что диктовалось нехваткой "Мистелей"
и подготовленных пилотов. Всего в операции "Железный молот" планировали
применить не менее 100 "Мистелей". Однако к началу марту Красная Армия
продвинулась на запад так далеко, что у немцев не осталось аэродромов, с которых
можно было бы "достать" уральский промышленный район.
Взоры сторонников применения "Мистелей" снова обратились на ближние цели. 8
марта 1945 г. четверка "Мистелей" в сопровождении пяти самолетов-осветителей Ju
88S и двух доразведчиков Ju 188 атаковала переправы в районе города Геритц.
Снова выявилась невысокая надежность составных самолетов: первая "Мистель" была
потеряна через 30 минут после взлета из-за отказа в системе управления нижним
элементом. Вторая "Мистель" была повреждена зенитным снарядом, который вывел из
строя автопилот. Две оставшиеся системы, по докладам экипажей, удачно атаковали
"северный мост у Геритц, добившись двух попаданий", но советский информационный
бюллетень ВВС от апреля 1945 г. ставит все на свои места: ближайший разрыв
пришелся в 50 м от наплавной переправы; поднятой волной она была разорвана, но
через полчаса восстановлена. Вторая "Мистель" взорвалась на берегу в 100 м от
переправы и не нанесла ей никаких повреждений. Огнем зенитной артиллерии был
сбит один Ju 188, а его экипаж взят в плен.
Ровно через месяц пять "Мистелей" 3 были использованы для нанесения удара по
мостам через Вислу в районе Варшавы. Из-за сильного противодействия зенитной
артиллерии разделение элементов было произведено на максимальной дальности,
поэтому ни один из "юнкерсов" в цель не попал, зато все пять FW 190А-8 вернулись
на свой аэродром Последняя попытка применения "Мистелей" датируется 30 апреля
1945 г. В этот день объектами атаки для четырех составных самолетов стали мосты
через Одер в районе Пренцлау. И вновь одна машина была потеряна в результате
аварии, а три остальные промахнулись мимо цели.
После капитуляции Германии в руки союзников попали сотни Ju 88 различных
модификаций и десятки "Мистелей". Однако, в отличие от немецких реактивных
истребителей и бомбардировщиков, они не вызвали большого интереса у победителей
и вскоре пошли на слом.