В 1933 г. КБ ХАЗОСС получает задание на проектирование еще одной боевой
машины - бомбардировщика К-13. Советские ВВС нуждались в ударном самолете
большой дальности, способном нести до 1 т бомбовой нагрузки на расстояние до
5000 км на высоте 4000 м со скоростью 350 км/ч. Выполнение проекта было поручено
конструкторской бригаде под руководством П, В. Дыбского. В этот же период над
аналогичными заданиями работали ОКБ А. Н. Туполева - АНТ-37 (ДБ-2) и С. В.
Ильюшина-ЦКБ-26 (ДБ-3).
Для нового самолета была выбрана схема моноплана со средне-расположенным
свободнонесущим крылом. Цельнометаллическое, трапециевидное в плане, крыло имело
два лонжерона. Вертикальное оперение двухкилевое. Горизонтальное отсутствует. По
сути, К-13 - дальнейшее развитие идей, заложенных в К-12.
Самолет имел два двигателя жидкостного охлаждения, заключенных в капоты типа
NACA, В эти же капоты после взлета убирались шасси. Питание двигателей
производилось из четырех баков, расположенных в крыле.
Винты металлические с шагом, изменяемым в полете. Для уменьшения посадочной
скорости самолет снабдили закрылками типа «Шренка» с электроуправлением.
Предполагалось, что экипаж самолета будет состоять из трех человек - пилота,
штурмана-стрелка и заднего стрелка. Оборонительное вооружение: три пулемета ШКАС
- два в передней части бомбардировщика и один в кормовой стрелковой башне.
Согласно расчетам, максимальная скорость К-13 должна была составить 407 км/ч
на высоте 4000 м. Посадочная скорость - 90 км/ч, это позволяло использовать ВПП
сравнительно небольшой длины, что весьма важно во фронтовой обстановке.
Параллельно с боевым вариантом разрабатывался и пассажирский - К-14.
Экипаж из двух человек. Число посадочных мест - 12. На короткие рейсы
предусматривалась установка дополнительных кресел, Согласно расчетам машина
должна была развивать до 429 км/ч, при этом посадочная скорость составляла всего
84,5 км/ч. В декабре 1934 г. проект был представлен в Центральное жюри
всесоюзного конкурса на скоростной пассажирский самолет.
Опытный экземпляр К-13 был построен в 1936 г. в Воронеже. При первых же
испытаниях показал, что значительно уступает по своим летным качествам самолету
ДБ-3 (отчасти из-за менее пригодных двигателей), а так же он оказался
перетяжеленным. Интерес к машине быстро угас.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
К-13 |
Размах крыла, м |
23.00 |
Длина, м |
13.40 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
78.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
7500 |
Тип двигателя |
2 ПД М-34 |
Мощность, л.с. |
2 х 750 |
Максимальная скорость , км/ч |
407 |
Крейсерская скорость , км/ч |
369 |
Практическая дальность, км |
1500 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
7800 |
Экипаж |
3 |
Вооружение: |
три 7.62-мм пулемета ШКАС бомбовая нагрузка -
1000 кг |
Доп. информация : |
|
|
Схемы:
|
К-13 |
Варианты окраски:
|
К-13 |
|
Уголок неба. 2004
|