Не смотря на довольно большое количество построенных экземпляров, легкий
бомбардировщик Ki-32 фирмы Кавасаки является, пожалуй, самым загадочным серийным
самолетом времен 2-й Мировой Войны. Не сохранившаяся конструкторская
документация и крайне бедные фотоматериалы по этой машине вызывают большое
количество вопросов, касаемых конструкции этого самолета. Отсутствие архивных
данных частей, где он состоял на вооружении, практически исключают возможность
отследить фактологию его боевого применения.
Но обо всем по порядку. В 1936 году технический отдел штаба армейской авиации
Koku Hombu задумался над преемником легкого бомбардировщика-биплана Ki-3,
выпускавшегося фирмой Кавасаки. Этот самолет, имея, в общем-то, неплохие летные
данные, отличался крайне ненадежной силовой установкой Kawasaki Ha-2, по
видимому, имевший в прототипе немецкий 12-цилиндровый двигатель BMW VI,
переработанный в Японии под меньший литраж (ход поршней цилиндров был уменьшен
со 190 мм на немецком прототипе до 150-160 мм). В результате, большая часть
выпущенных бомбардировщиков Ki-3 вышла из строя гораздо раньше положенного им
срока. Но, собственно, ко второй половине 30-х годов мировое авиастроение
шагнуло далеко вперед, и бипланная схема для боевого самолета быстро стала
анахронизмом. Поэтому на проблемы с двигателем жидкостного охлаждения на, по
сути, уже устаревшей машине никто из высокопоставленных чиновников в Koku Hombu,
да и руководстве фирмы Кавасаки, предпочел не обратить внимания… а зря!
В спецификации от 1936 года на легкий бомбардировщик требования были обозначены
достаточно расплывчато: Hовый самолет должен был pазвивать скоpость 400км/ч на
высоте 3000м, на высоту 3000 м подниматься за 8 мин, нести бомбовую нагpузку в
пpеделах 300-450кг пpи кpейсеpской скоpости 300км/ч и иметь обоpонительное
вооpужение, состоящее из курсового 7,7-мм пулемета и такого же пулемета на
подвижной установке у стpелка. Особо отмечалось желание армейского командования
осуществлять бомбометание с пикирования.
В качестве силовой установки предлагались на выбор двигатели воздушного
охлаждения Mitsubishi На-6 мощностью 825 л.с. или Nakajima Ha-5 в 850 л.с.
В конкурсе было предложено поучаствовать фирмам Mitsubishi и Kawasaki. Первый
конкурсант представил одномоторный моноплан с неубирающимися шасси и
звездообразным двигателем Nakajima Ha-5. Самолет, получивший обозначение
"Армейский легкий бомбардировщик Тип 97" или короткое Ki-30, был несколько
перетяжелен и инертен в управлении. В довершении, пришлось отказаться от
бомбометания с пикирования. У фирмы Мицубиси не было опыта в проектировании
подобных машин. В общем, Ki-30 оказался характерным продуктом своей эпохи –
представителем популярного в конце 30-х годов класса легких одномоторных
бомбардировщиков, которые проектировались практически во всех странах. Ki-30 был
простым и надежным, и к началу 2-й Мировой войны составлял костяк армейской
бомбардировочной авиации на пару с тяжелым Ki-21.
Фирма Кавасаки же постаралась предельно полно соответствовать техническому
заданию и с самого начала решила реализовать проект именно пикирующего
бомбардировщика. Но поскольку опыта в этом также не имела, решено было
обратиться за помощью за рубеж. Наибольший опыт в этой области самолетостроения
в те годы был только у немцев. Немецкое влияние в конструкциях фирмы Кавасаки
было и раньше очень велико. Достаточно сказать, что в течение 10 лет
конструкторское бюро Кавасаки возглавлял немецкий инженер доктор Рихард Фогт,
лишь в 1933 году по приходу нацистов к власти, вернувшийся в Германию.
Выбор подходящего образца из имеющихся в Германии пикировщиков удачно совпал с
визитом в Германию миссии флотских представителей, которые были озадачены теми
же проблемами создания пикирующего бомбардировщика для палубной авиации. В 1937
году технический отдел авиации флота Японии Kaigun Koku Hombu приобрел лицензию
на производство немецкого пикировщика Хейнкель Не.118, проигравшего конкурс
фирме Юнкерс. Вместе с лицензией флотом был закуплен один экземпляр этой машины
– 4-й прототип Hе.118-V4, послуживший в будущем прототипом для создания
палубного пикировщика D4Y "Суйсей".
Учитывая ярко выраженное соперничество между японской армейской и флотской
авиацией, планы флота никак не доводились до армейцев, однако слухи о покупке
немецкой машины все же просочились. Торговый представитель Кавасаки вслед за
флотской миссией посетил завод Хейнкеля и вскоре образец немецкой машины – пятый
прототип Hе.118-V5 был закуплен в частном порядке. В конце лета 1937 года
немецкая машина поступила на завод Кавасаки в Кобе.
Однако, тут существует некоторая нестыковка по времени. Дело в том, что к
моменту поставки образца Не.118 на завод Кавасаки уже во всю проходили испытания
восьми опытных образцов бомбардировщика Ki-32. Таким образом, можно только
догадываться о путях сотрудничества в вопросе технической помощи немцев в
проектировании японского самолета. Если работа флотской миссии в Германии по
проекту Не.118 хорошо задокументирована – она проходила с начала 1936 года, то
пребывание представителей Кавасаки на заводе Хейнкеля окутано тайной. Вполне
вероятно, что работавший в Германии один из ведущих конструкторов Кавасаки Сиpо
Ота, получал информацию о бомбардировщике Хейнкеля в частном порядке. Но это
только предположения. Также не ясна судьба поступившего на Кавасаки опытного
образца Не.118, в то время как известно, что закупленный флотом образец Не.118
вскоре разбился.
Так или иначе, но в проекте бомбардировщика Кавасаки явно угадывалось внешнее
сходство с конструкцией Хейнкеля.
Работа над проектом будущего Ki-32 началась в 1936 году. От первоначальных
планов фирмы Кавасаки, назначить ведущим темы конструктора Такео Дои, ученика Рихарда Фогта и наиболее опытного конструктора на фирме, пришлось отказаться. В
это время Дои был по уши загружен истребительной тематикой. Поэтому
руководителем проекта был назначен инженер Изаму Имаси, после войны ставший
ректором Токийского университета. Позднее к проекту был подключен инженер Сиpо
Ота, вернувшийся из Германии.
Для своего проекта конструктора избрали схему свободнонесущего моноплана.
Причем, руководство Кавасаки настояло на применении не оговоренного в
спецификации нового двигателя На-9-IIb, только что освоенного на
моторостроительном отделении Кавасаки. Что касается этого мотора, то
происхождение его не совсем ясно. В ряде источников утверждается, что он был
лицензионной копией немецкого 12-цилиндрового V-образного BMW VI, иногда
некорректно называемого BMW IX, но при этом ход поршней у немецкого двигателя
составлял 190 мм, а у На-9 он был 170 мм при одинаковом объеме 45.8 л. Скорее
всего двигатель На-9 был дальнейшим развитием предыдущего На-2, собственной
разработки Кавасаки, имея немецкий мотор BMW VI лишь в прототипе.
Так или иначе, именно двигатель стал камнем преткновения для новой машины, в
конце концов похоронившим в остальном добротный самолет.
Как и конкурент от Мицубиси в Ki-32 был применен закрытый бомбовый отсек, в
котором могла размещаться 250-кг бомба. Не ясно, правда, была ли применена в бомбоотсеке классическая трапеция для вывода бомбы за пределы винта. В
частности, японский историк Ичиро Хасегава считает, что внутренняя бомбовая
подвеска на Ki-32 предполагала только горизонтальное бомбометание. Сброс бомб с
пикирования был возможен только с подкрыльевых подвесок. Не было также
предусмотрено на бомбардировщике и специальных воздушных тормозов. Торможение
при бомбометании с пикирования осуществлялось при помощи закрылков и изменения
шага лопастей винта.
Курсовое вооружение самолета было представлено одним 7.7-мм пулеметом Тип 89. Он располагался в левом крыле около стойки шасси с внешней её стороны. Пулемет оснащался тросовыми системами перезарядки и спуска. Прицельные
приспособления, вопреки распространенной в предвоенные годы в Японии практике,
использовать в армейской авиации телескопические прицелы, были представлены
примитивными мушкой и целиком, расположенными под козырьком фонаря.
Оборонительное вооружение было представлено одним 7.7-мм пулеметом Тип 89 у
стрелка. В походном положении пулемет убирался в нишу с правой стороны. В случае
отражения атаки истребителей сзади фонарь стрелка, состоящий из трех секций
должен был быть открыт. При этом задняя секция откидывалась назад, затем
сдвигалась вместе со средней секцией при помощи двух рукояток, закрепленных на
каркасе средней секции.
Паpтия из восьми опытных Ki-32 была выпущена и облетана в маpте 1937г, но
испытания сопpовождались постоянными отказами двигателей, что заставило усилить
коленчатый вал. Во вpемя конкуpсных испытаний с Мицубиси Ki-30 самолет Кавасаки
показал лучшие летные хаpактеpистики и в отличие от конкурента допускал
пикирование под углом до 60 градусов. Однако аpмия, ведущая войну в Китае,
pешила отдать предпочтение самолету Мицубиси, чтобы не ожидать pешения пpоблем с
двигательной установкой на Ki-32. Но полностью отказываться от казалось бы более
перспективной машины посчитали не разумно и в начале 1938 года бомбардировщик
Кавасаки был также принят на вооружение под обозначением "Армейский одномоторный
легкий бомбардировщик Тип 98" (Kyuhachi-Shiki keibakugekiki).
Производство бомбардировщиков Ki-32 было развернуто на двух заводах Кавасаки в
Кобе и только что построенного завода в Акаши. На двух заводах с лета 1938 года
было выпущено 846 бомбардировщиков Ki-32, не считая 8 прототипов. Производство
было завершено в мае 1940 года. Правда, количество построенных бомбардировщиков
этого типа вызывает некоторые сомнения. Поводом для сомнения являются правила
арифметики. Дело в том, что бомбардировщики этого типа состояли на вооружении
лишь восьми сентаев японской армейской авиации, каждый из которых по штату конца
30-х годов состоял из 27-32 самолетов – итого, максимум 256 машин, а учитывая
смешанный состав матчасти в сентаях того времени, едва ли в частях армейской
авиации находилось более 100-150 бомбардировщиков Кавасаки. Даже с учетом
восполнения боевых потерь количество задекларированного выпуска самолетов этого
типа примерно в четыре раза превышает количество их состоявших на вооружении.
Так что, вполне возможно, что цифра в восемь сотен Ki-32 не более, чем японская
пропаганда или некорректный перевод.
Первой частью, получивший на вооружение этот бомбардировщик был 27-й сентай, до
1939 года дислоцированный в Северном Китае и имевшем на вооружении старые
бипланы Nakajima Ki-4. Для перевооружения на новые машины сентай был временно
выведен на северо-восток, в провинцию Джулин, где его застал начавшийся
вооруженный конфликт с Советским Союзом на реке Халхин Гол.
Там же на новый бомбардировщик переучивались экипажи 45-го и 65-го сентаев.
Правда переучивание затянулось. Если летный состав еще терпимо отнесся к новой
технике, оценив динамические и маневренные характеристики Ki-32, то для
технического наземного персонала новый бомбардировщик стал настоящим проклятием.
Постоянно приходилось бороться с утечками охлаждающей жидкости из радиатора,
поломки двигателей были обычным делом. В зимнее время запуск мотора представлял
собой настоящее искусство. Если вылет был запланирован на утро, механикам
приходилось вставать за три четыре часа до экипажей и отогревать двигатели.
Ввиду этих проблем укомплектованные новыми бомбардировщиками части долго не
решались использовать в бою. И лишь большие потери в авиатехнике в последние дни
конфликта на Халхин Голе заставил бросить в бой бомбардировщики Ki-32.
15.09.39, в последний день вооруженного противостояния, японцы предприняли налет
по советским аэродромам неожиданно крупными силами. Около 200 истребителей и
бомбардировщиков атаковали аэроузел Тамцаг-Булак. В налете впервые принимали
участие легкие бомбардировщики Ки-32 из 45-го сентая. Наши авиаторы,
предчувствуя близкое окончание войны, не ожидали столь масштабного нападения.
Информация с постов ВНОС запоздала, и попавшим под удар истребителям И-153
пришлось взлетать под огнем. Четыре "чайки" были подбиты. Подоспевшие к месту
боя "ишаки" из 56-го и 70-го полков смогли переломить ситуацию. Воздушные
схватки завязались в широком диапазоне высот от нескольких десятков до 3000
метров. Японские бомбардировщики, которым пришлось отбиваться от истребителей,
снова бомбили неточно. Несмотря на доклады их экипажей о пяти уничтоженных на
земле советских самолетах, ни одна краснозвездная машина не получила от бомб
серьезных повреждений. По итогам дня японским авиаторам засчитали 39 побед,
советским - 19. Еще два самолета записали на счет наших зенитчиков. Реально же
были сбиты девять японских и шесть советских истребителей (один И-16 и пять
И-153), также был потерян один Ki-32. Погибли восемь японских летчиков, в том
числе два комэска. Еще трое были ранены.
В течение 1939 -40 года новые бомбардировщики получили на вооружение еще 3 и
35-й сентаи, дислоцированные в метрополии, 6-й сентай – в центральном Китае, 10
сентай в Манчжурии, 75-й сентай в Северном Китае.
В ходе боевых действий в Китае к активным боевым действиям из вышеперечисленных
полков, вооруженных Кi-32 привлекался повидимому только 75 сентай,
дислоцированный в марте 1940 года на аэродроме Учанг на Севере в составе 3-го Хикошидан, периодически участвуя в налетах на Чунцин, Ченду, Целиоцзин и Пишан.
Вычленить действия немногочисленных бомбардировщиков Ki-32 из действовавших с
ними Ki-21, Ki-30 и морской авиации проблемотично. Документальных свидетельств
об их успехах и потерях ни с японской, ни с китайской стороны нет.
В ходе эксплуатации бомбардировщиков Тип 98 проблемы с двигателями не
прекращались. В результате, в конце 40 – начале 1941 года Ki-32 начали
постепенно выводить из боевых частей, заменяя более современными легкими
бомбардировщиками Ki-48 и Ki-51. К началу боевых действий на Тихом океане Ki-32
уже практически не осталось в частях первой линии. Тем не менее, союзники
считали, что этот тип бомбардировщика все еще активно применяется японцами и
присвоили ему кодовое обозначение “Mary”.
На момент вступления Японии во 2-ю Мировую войну лишь 45-й сентай, по видимому,
еще сохранил один чутай (эскадрилью) "Мэри" из 16 самолетов, остальные экипажи
уже пересели на новые двухмоторные Ki-48.
Похоже, что последней боевой операцией Ki-32 явились два налета на Гонконг
08.12.41 и 11.12.41. именно самолетами 45-го сентая. "Старички", в отличие от
Ki-48 первых серий могли бомбить с пикирования. Пока Ki-48 с горизонтального
полета бомбили район Виктория, Ki-32 с пикирования отработали по судам в порту и
аэродрому, уничтожив на стоянке три английских торпедоносца Vickers "Vildbeest".
Есть, правда, предположение, что и этот факт из боевой карьеры "Мэри"
сфальсифицирован японской пропагандой и строится на основе известных кадров
японской кинохроники.
На этом боевая карьера самолета завершилась. Уцелевшие Ki-32 были переданы в
летные школы. Они некоторое время использовались в летных школах Хокота, Мито,
Гифу и, вероятно, в Хамамацу. Но и там они пролетали лишь до конца 1942 года.
Двигатель Kawasaki Ha-9 серийно уже не производился, а будучи очень капризным в
японском исполнении, служил недолго. Поэтому маловероятно, чтобы Ki-32 принимали
участие в ударах камикадзе в 44-45 годах.
Некоторое количество Ki-32 застряли в авиации марионеточного государства Маньчжоу Го, доставшись в наследство от японцев.
Но сколько их было в составе маньчжурской авиации неизвестно. Манчжурские Ki-32
изначально принадлежали 65 сентаю, базировавшемуся в Манчжурии с 1939 по 42 год,
после чего мат часть сентая японцы передали своему союзнику, эксплуатировавшему
самолеты практически до 45-го года. Служба манчжурских Кi-32 была спокойной,
пока последние летные экземпляры "Мэри" в августе 1945 года не были уничтожены
на аэродромах советской авиацией. На одном из манчжурских аэродромов советскими
солдатами в августе 1945-го было обнаружено по крайней мере четыре некомплектных
Ki-32.
3-й сентай, состоявший из трех чутаев до конца 1940-м году базировался в
метрополии на авиабазе Хамамацу, в префектуре Shoizuoka, после чего Ki-32 были
переданы в летные школы.
75 сентай на момент начала наступления на Малайском полуострове имел в своем
составе Ki-32, по крайней мере в одном чутае, однако к моменту падения Сингапура
в составе 75-го сентая Ki-32 уже не было.
Наличие Ki-32 в 10 сентае вызывает вопросы. Эта часть принимала участие в
сражениях у Халхин Гола, однако в это время в составе сентая числились Ki-30
"Ann". Вероятно, наличие Ki-32 в 10 сентае представлено несколькими машинами.
6-й сентай в 39 - 41 году базировался в Китае. Однако в 42 году несколько Ki-32
из 6-го сентая попали на Филиппины, где использовались вероятно в качестве
связных и тренировочных. Однако, маловероятно, что эти самолеты могли дожить до
44 года, и быть использованы камикадзе.
Еще один наследник императорской армии, использовавший Ki-32 дольше всех √ была
индонезийская авиация. В сентябре 45-го в Маланге базировались 11 Ki-32, которых
индонезийские повстанцы использовали против голландцев аж до начала 1949 года.
Правда, информация эта представляется несколько сомнительной. Ни одна из
вышеперечисленных частей японской армейской авиации в Голландской Ост Индии не
воевала.
(c) Евгений Аранов