В 1934 году технический отдел штаба
авиации Императорского флота Kaigun Koku Hombu разработал очередную спецификацию
9-Shi на ряд морских самолетов. Одним из них должен был стать дальний базовый
бомбардировщик-торпедоносец, по японской классификации – "морской штурмовик" - rikujo kogeki-ki.
На тот момент руководство Kaigun Koku Hombu находилось под впечатлением
полученных данных экспериментального дальнего разведчика-бомбардировщика Mitshibishi Ка-9 (G1M) и традиционного конкурса было решено не проводить, выдав
задание на новую машину фирме Мицубиси. Итогом работ в итоге стал бомбардировщик
Тип 96 Rikko G3M, составивший основу дальней базовой бомбардировочной авиации
вплоть до начала 40-х годов.
Но не приглашенная для участия в конкурсе проектов фирма Nakajima, тем не менее,
не захотела остаться в стороне и предложила свой проект дальнего
бомбардировщика. Разработанный в порядке личной инициативы экспериментальный
дальний бомбардировщик LB-2, хотя и был отвергнут флотом, тем не менее достоин
все же упоминания. На тот момент фирма Накадзима уже прочно заняла вторую
позицию в качестве поставщика боевой авиации Японии и активно конкурировала с Мицубиси, не желая мириться со вторым местом. Если компания Мицубиси тяготела к
немецкой авиационной школе, активно изучая опыт немецкой авиапромышленности и
плотно сотрудничая с фирмой Юнкерс, то Накадзима больше склонялась к
американскому дизайну и с начала 30-х годов плотно сотрудничала с фирмой Дуглас.
В конце 1934 года с фирмой Дуглас было заключено лицензионное соглашение на
выпуск на Накадзима небольшой серии новейших американских транспортных самолетов
DC-2, являвшихся для того времени шедевром мирового цельнометаллического
самолетостроения. В начале следующего года полученные чертежи американского
самолета были оперативно переведены в метрическую систему. В проекте участвовали
молодые инженеры Накадзима – Киёши Акегава (Kiyoshi Akegawa), Сецуро Нишимура (Setsuro
Nishimura) и Кацуджи Накамура (Katsuji Nakamura). В течение последующих трех лет
на заводе Накадзима в городе Коидзуми были собраны пять самолетов DC-2.
Американцы, правда не дали согласие на полную лицензию и японские права
ограничились лишь "отверточной сборкой" машин из узлов, поставляемых из-за
океана. Но, тем не менее, изучение американского опыта и технологий дали толчок
в развитии собственных японских проектов, впоследствии реализованных в проекте
собственного японского транспортного самолета Ki-34.
Получив доступ к передовым американским технологиям, естественно появился
соблазн использовать их для применения их в боевой авиации. Нельзя сказать, что
попытка создать на базе транспортной машины полноценный бомбардировщик была
удачной, но она дала возможность получить бесценный опыт в создании машин нового
поколения. Справедливости ради надо отметить, что и сами американцы на базе DC-2
поддались соблазну создать на его базе собственные конструкции бомбардировщиков,
реализованные в проектах Дуглас В-18 "Боло" и В-23 "Дрэгон". Эти машины
строились перед войной небольшой серией и даже успели поучаствовать в начальный
период в боевых действиях, но ровным счетом ничем себя не проявили и быстро ушли
со сцены.
На фирме Накадзима проектом дальнего бомбардировщика на базе американского
самолета занялся главный конструктор компании Кеничи Мацумура (Ken-Ichi
Matsumura). Это был первый в практике компании многомоторный цельнометаллический
моноплан. Внешне самолет, получивший внутрифирменное обозначение LB-2, очень
напоминал появившийся на несколько лет позже американский Douglas B-23 "Dragon",
но в отличие от американца LB-2 был среднепланом. Крыло, имея явное
конструктивное сходство с американским прототипом DC-2 имело более явное сужение
и большую стреловидность по передней кромке. Три лонжерона, проходящие через
фюзеляж оставляли достаточно место в крыле для размещения объемных бензобаков.
Шасси также конструктивно повторяли таковые на DC-2, но были рассчитаны на 20
процентов большую нагрузку ввиду ожидаемой большей взлетной массы. Шасси имели
гидравлический привод уборки.
Фюзеляж монококовой конструкции имел большие размеры чем у американского
самолета, но при этом масса двух фюзеляжей была практически одинаковой, что
свидетельствует о весовой культуре молодой японской авиашколе. В фюзеляже под
крылом, в районе центра масс, находился бомбоотсек, выше располагался достаточно
просторный салон, где можно было разместить дополнительный топливный бак.
Вооружение самолета составляли две подвижные пулеметные башни сверху и снизу
фюзеляжа. Обе установки в полете убирались в фюзеляж. Тип оружия, которым
предполагалось оснастить эти установки остался неизвестным, ввиду того, что
никогда там не монтировался. Вероятно, все ограничивалось парой 7.7-мм
пулеметов. Бомбовая нагрузка также осталась неизвестной. Самолет оснащался парой
радиальных 9-цилиндровых двигателей Nakajima “Hikari”-2 взлетной мощностью по
840 л.с., приводимых трехлопастные металлические винты "Гамильтон Стандарт".
Лопасти имели лишь два угла установки, которую необходимо было проводить на
земле.
Постройка прототипа была завершена на заводе Накадзима в городе Ота в марте 1936
года. Испытания LB-2 показали довольно неплохие данные. Но девятитонной машине
явно не хватало энерговооруженности. Предъявленный командованию флота, LB-2 не
заинтересовал адмиралов, тем более, что конкурент G3M, показавший значительно
лучшие результаты уже 9 месяцев, как проходил интенсивные испытания, и,
собственно, решение о его принятии на вооружение было уже принято.
Единственный прототип LB-2 год спустя был переоборудован в
транспортно-пассажирский самолет и продан гражданской авиакомпании "Manshu Koku
KK" - "Манчжурские авиалинии". В процессе переоборудования в носовой секции, где
раньше размещалось рабочее место бомбардира, появился большой багажный отсек. В
бомбоотсеке расположился дополнительный топливный бак. В просторном салоне могло
относительно комфортно устроиться шесть пассажиров. Экипаж бомбардировщика,
ранее составлявший 6 – 7 человек, был сокращен до четырех – двух пилотов, борт
инженера и радиста.
Весной 1937 года переоборудованный транспорт прошел испытания и был принят
авиакомпанией "Manshu Koku KK" под обозначением "Двухмоторный транспортный
самолет Накадзима" и собственным именем “Akatsuki-go” – "Рассвет".
Вице-президент авиакомпании "Manshu Koku KK" - господин Цунэо Кодано планировал
организовать кратчайшую авиалинию между Азией и Европой, пролегавшую над
Тянь-Шаньским хребтом. Для этой цели в Германии были закуплены два тяжелых
транспортных самолета Хейнкель He-116. Cамолет Накадзимы также планировалось
использовать на маршруте. Но планам этим не суждено было состояться. Начавшаяся
Японо-Китайская война, а затем конфликт с СССР на Халхин-Голе поставил крест на
карьере LB-2. Самолет долгое время стоял на приколе на северном аэродроме в
Мукдене, пока окончательно пришел в негодность. В 1941 году его благополучно
разобрали на металлолом.
(c) Евгений
Аранов