С точки зрения многих авторов штаб французских ВВС в предвоенные годы руководствовался теорией стратегической воздушной мощи, пропагандировавшейся итальянским генералом Дуэ. При этом с первого
взгляда удивляет тот факт, что во Франции, также как и во многих других странах, в тот период практически пренебрегали строительством многомоторных стратегических бомбардировщиков. Такие конструкции
создавались, но их общая компоновка явно не соответствовала тенденциям мирового прогресса, хотя облик этих машин вызывает сентиментальные воспоминания у части французов. Отсутствие упора на
стратегические тяжелые бомбардировщики можно объяснить влиянием двух факторов. Первый из них - финансовый. ВВС от оборонного бюджета стабильно доставалось немного. Второй фактор - переоценка роли
двухмоторных "мультипляс де комба", сравнительно недорогого способа реализации теории Дуэ. Считалось, что они смогут дотянуться до любой цели на территории потенциального противника, взлетев с баз во
Франции или в странах, которые автоматически станут ее союзниками в случае войны
Но один современный четырехмоторный тяжелый бомбардировщик находился на испытаниях во Франции в момент капитуляции в 1940 г. Казалось бы, этот факт свидетельствует о попытках части французского
руководства исправить ошибки и обеспечить модернизацию тяжелобомбардировочной авиации. Но на самом деле эта машина являлась лишь адаптацией дальнего почтового самолета к роли стратегического
бомбардировщика, предусмотренной "программой А20".
В 1937 г. бывшее конструкторское бюро Марселя Блока в Курбевуа продолжало работать над проектами, начатыми еще до принятия закона о национализации авиапромышленности в 36-м. Теперь оно входило в
состав концерна SNCASO. Среди прочих работ бюро занималось двумя модификациями самолета MB.160. Этот четырехмоторный 12-местныи пассажирский самолет был заказан в 1936 г. для авиалиний в колониях
компанией "Эр Африк". На MB. 160 стояли 12-цилиндро-вые двигатели жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 12Xirs, развивавшие 760 л.с на высоте 2000 м. Платная нагрузка и дальность самолета еще не вполне удовлетворяли конструкторов. Решили установить звездообразные моторы воздушного охлаждения Гном-Рон 14N, дававшие 900 л.с.
на 2300 м, переделать фюзеляж под размещение 33 пассажиров и ввели новое двухкилевое хвостовое оперение. Конструкция крыла в целом сохранялась, но консоли удлинили, увеличив площадь крыла со 106,5
м2до 112,6 м2. Эту модификацию обозначили MB.161. Позднее, та же группа конструкторов спроектировала MB.162 Raid. Он использовал то же крыло, хвостовое оперение и шасси в сочетании с фюзеляжем
меньшего поперечного сечения и большего удлинения. Этот самолет предназначался для доставки почты и пассажирских перевозок на расстояние до 7000 км.
По расчетам MB. 162 обещал выдающиеся летные данные. Уже на ранних стадиях проектирования стали думать о возможности переделки этой машины в дальний тяжелый бомбардировщик. Планируемый МВ.162В5,
бомбардировщик с экипажем из пяти человек, по своим характеристикам должен был превзойти все уже существующие или создаваемые в мире машины такого класса. Он был немного меньше по габаритам, чем Боинг
YB-17, который тогда начали поставлять Авиационному корпусу армии США. Площадь крыла и его размах были меньше примерно на 10%. Зато французский бомбардировщик имел больший вес и значительный перевес
по скорости. По дальности он, правда, несколько уступал американской машине. Вооружение МВ.162В5 отражало типичную для Франции тенденцию к крупнокалиберному оборонительному вооружению, обеспечивавшему
большие дистанции открытия огня. В то время как для большинства бомбардировщиков тогда являлись типичными пулеметы винтовочного калибра, здесь предусмотрели две 20-мм пушки, стрелявшие из верхнего и
нижнего блистеров.
Полноразмерный макет бомбардировщика был выставлен на Салоне аэронавтики, открывшемся в Париже в ноябре 1938 г. В это время в качестве мотоустановки уже предполагались четыре звездообразных
двигателя воздушного охлаждения Испано-Сюиза 14АА 12/13. Однако, тогда приоритет отдали пассажирскому MB. 161. К постройке опытного MB.162-01 приступили на заводе SNCASO в Курбевуа лишь в 1939 г.
Самолет окончательно собрали в Виллакублэ весной 1940 г.
MB. 162 имел цельнометаллическую конструкцию. Силовой набор крыла был типичен для фирмы "Блок": два лонжерона, связанные наклонными стержнями, образовывали работающую на кручение коробку; носок и
законцовки являлись отъемными. У задней кромки подвешивались щитки, приводимые в действие гидросистемой. Крыло делилось на четыре части и обшивалось листами "ведаля". Бензобаки размещались между
главными лонжеронами. Максимальный запас горючего равнялся 6500 л, распределенных между восемью баками. Фюзеляж представлял из себя цельнометаллический монокок. Экипаж из пяти человек состоял из двух
пилотов, штурмана-бомбардира, стрелка-радиста и верхнего стрелка. Основные стойки шасси убирались вперед по полету во внутренние мотогондолы и частично закрывались каждая двумя створками.
Оборонительное вооружение было примечательно тем, что в его состав входила 20-мм пушка на механизированной верхней турели, такая же пушка плюс 7,5-мм пулемет в нижней установке
(тоже механизированной) и еще один 7,5-мм пулемет в самом носу у штурмана-бомбардира.
MB.162-01 не поднимался в воздух до 1 июня 1940 г., когда немецкие войска приблизились к Виллакублэ. Тогда самолет рискнули перегнать в Бордо, где он все равно попал в руки противника. Завод SNCASO
в этом городе перешел в подчинение немецкой фирме "Фокке-Вульф". Руководство предприятия получило указани приступить к летным испытаниям MB.162-01. Испытания велись весь 1942 г., но на следующий год
опытный самолет перелетел в Германию, где его направили в т.н. "группу Гартенфельдта". Майор Гартенфельдт командовал специальной авиагруппой, проводившей тайные операции на большом удалении от своих
баз. В феврале 1944 г. ее переименовали в группу I/KG200. Единственный MB.162 входил в состав 1-й эскадрильи в Финове. Его последующая судьба неизвестна.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MB.162 b5 |
Размах крыла, м |
28.40 |
Длина, м |
22.16 |
Высота, м |
3.75 |
Площадь крыла, м2 |
107.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
11050 |
нормальная взлетная |
18779 |
Тип двигателя |
4
ПД Gnome-Rhone 14N-48 |
Мощность, л.с. |
4 х 1100 |
Максимальная скорость , км/ч |
485 |
Крейсерская скорость , км/ч |
350 |
Практическая дальность, км |
2400 |
Практический потолок, м |
9000 |
Экипаж, чел |
5 |
Вооружение: |
два 7,5 мм пулемета
МАС 34 и две 20-мм пушки HS-404 до 3600 кг бомб. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|