Уголок неба ¦ Bloch MB.174

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   MB.174
       
Разработчик: Bloch
Страна: Франция
Первый полет: 1939
Тип: Бомбардировщик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В годы, непосредственно предшествовавшие Второй мировой войне, французская авиапромышленность создала целый ряд элегантных добротно сделанных и продуманно - целесообразных бомбардировщиков, опровергавших широко распространенное мнение, что во Франции тогда ценили красоту во всем, кроме боевых самолетов. К. сожалению, последующие события отказали им в долгой и отмеченной победами карьере, которую они несомненно заслуживали. В период боев во Франции в 1940 г. этих машин имелось слишком мало, чтобы серьезно повлиять на исход компании. Французские ВВС были вынуждены начать операции на устаревшей технике, стараясь одновременно поспешно освоить современные самолеты, буквально в последний момент вышедшие из заводских цехов. К лучшим боевым самолетам нового поколения можно отнести Блок MB.174, который начал поступать в разведывательные авиагруппы менее чем за два месяца до начала немецкого наступления.

Сконструированный под руководством Анри Деплана из бюро концерна SNCASO на заводе в Курбевуа, MB. 174 мог посостязаться с любым самолетом подобного назначения, когда его приняли на вооружение. Эта машина вела свою родословную от MB.170 - многоцелевого двух-трехместного самолета, к работе над которым приступили в конце 1936 г.

К моменту, когда МВ.170ВЗ № 02 вышел на испытания, часть требований штаба ВВС претерпела существенные изменения. В ответ конструкторское бюро SNCASO разработало ряд модификаций базовой конструкции. Они имели экипаж из двух или трех человек и различные мотоустановки. Большинство из этих самолетов являлось тяжелыми истребителями, такими как MB.171, МВ.172 и MB.173. Однако, они не ушли дальше проектов.

Наивысший интерес у командования ВВС вызвала модификация MB.174. Она предназначалась в основном для разведки и маркировки целей, но могла и ограниченно использоваться в роли бомбардировщика.

Окончательную сборку опытного образца нового самолета, MB. 174 № 01, осуществили в Виллакублэ. Там же машина совершила свой первый полет 5 января 1939 г. Крыло, шасси, хвостовое оперение и общая компоновка мало изменились по сравнению с МВ.170ВЗ №02. Зато фюзеляж MB.174 сильно переработали. Увеличенный по высоте фонарь кабины сдвинули назад и весь нос остеклили. На машине смонтировали два двигателя Гном-Рон 14N20/21 по 1030 л.с.

MB. 174 № 01 с самого начала продемонстрировал превосходную управляемость и отличные летные данные. Потребовалась только небольшая доработка подвески триммеров. 1 февраля 1939 г. министерство авиации разместило у SNCASO заказ на 50 МВ.174АЗ. Чуть раньше подписали контракт на установочную серию из шести самолетов. К производству MB. 174 подключили несколько заводов-субподрядчиков. Консоли крыла изготовлялись на предприятии SNCAO в Нанте, центроплан на заводе SNCAO в Бордо, задние части фюзеляжа делала "Энтерпризе индустриель Шарентези" в Отре, хвостовое оперение - SNCASO в Рошфор -сюр-Мер. Окончательную сборку осуществлял завод SNCASO в Бордо.

Установочная серия, также как и опытные образцы, собиралась в Виллакублэ, где самолеты и испытывались. Входившие в эту серию MB. 174 A3 отличались от предшествовавших опытных моторами Гном-Рон 14N48/49 с реактивными выхлопными патрубками фирмы "Бронзавиа", увеличивающими тягу. Патрубки повышали максимальную скорость полета примерно на 20 км/ч. Неудовлетворительное охлаждение двигателей, выявленное на MB. 174 № 01, привело к введению коков винтов меньшего диаметра.

Первый серийный самолет, МВ.174АЗ №7, был собран в Бордо. Его облетали 5 ноября 1939 г. К началу февраля 40-го французские ВВС приняли 20 машин, но ни одна из них не попала в строевую часть. Наоборот, в феврале все эти самолеты вернули в Бордо для переделки вооружения. В декабре предыдущего года испытывался MB. 174 с тремя пулеметами MAC 1934 М39 с ленточным питанием, закрепленными под разными углами на качающейся установке под фюзеляжем. Все они стреляли вниз-назад, отпугивая подбирающиеся с этого ракурса истребители. Успех этих экспериментов в сочетании с рапортами с фронта об результатах боевого применения самолетов Потэ Р.637 привели к решению сделать дополнительное вооружение стандартным. Одновременно одиночный 7,5-мм пулемет на подвижной установке в задней кабине заменили спаренным того же калибра. Внедрили также некоторую бронезащиту для экипажа.

В тоже время несомненные достоинства конструкции навели штаб ВВС на мысль сформировать требования к варианту бомбардировщика на базе MB. 174. Такой самолет был собран. Вскоре бомбардировщик в двух модификациях, MB.175 и MB.176, начал постепенно вытеснять своего предшественника со сборочных линий. Предназначенный в первую очередь для разведки, MB. 174 обладал очень маленьким бомбоотсеком. В него входили всего восемь бомб по 50 кг. С сентября 1939 г. приоритет отдали бомбардировщикам. На разведывательную модификацию заказов больше не поступало. 50-й и последний серийный самолет покинул заводской цех в Бордо в мае 1940 г.

После завершения переделки вооружения MB.174 A3 с номерами 16,18, и 21 19 марта 1940 г. передали разведывательной группе GR 11/33. 29-го капитан Сен-Экзюпери совершил на таком самолете первый боевой вылет. Группа GR I/52 получила первые три MB. 174 7 апреля. К перевооружению групп GR I/33 и GRI1/36 приступили в конце месяца. Летчикам понравились взлетно-посадочные характеристики самолета, высокие данные и прекрасная маневренность. MB. 174 вскоре зарекомендовал себя отличной боевой машиной. Очень немногие самолеты этого типа были сбиты истребителями "люфтваффе".

К 18 июня 1940 г. группа GR П/33 полностью перешла на разведчики "Блок". Большая часть остальных разведывательных групп обладала смесью машин различных типов. Например, 20 июня два MB. 174, один Р.637, четыре Р.63.11, четыре Бреге Вг693 и два истребителя Девуатин D.520 (все эти самолеты принадлежали GR 1/52) перелетели Средиземное море. В то же время группа официально считалась вооруженной Р.63.11. Когда группа GR I/ 55 совершила посадку на аэродроме Ла Сенья под Ораном, в ее состав входили шесть МВ.174, MB.175 и MB.176. GR I/ 36 улетала из Южной Франции, обладая одним MB. 174, тремя Р.63.11 и одним Вг.693.

В авиации правительства Виши сохранялась только одна часть на МВ.174 -группа GR II/33 в Тунисе. В начале 1942 г. ее самолеты получили подфюзеляжные бомбодержатели под одну бомбу весом 250 кг. Они предназначались для бомбометания с пологого пикирования. Впоследствии испытывалась подобная подвеска для 500-кг бомбы. Она продемонстрировала свою эффективность во время боев в Тунисе, когда GRI1/33 совершала вылеты на разведку и штурмовку войск противника.

30 марта 1943 г. 1-я эскадрилья GRII/33 получила два первых американских разведчика F-4 (на базе истребителя "Лайтнинг"). Свои МВ.174 она начала постепенно сдавать 2-й эскадрилье. К 17 июня 1943 г. все сохранившиеся самолеты перешли к школе штурманов в Марракеше.

Несколько МВ.174 оставались в пригодном для полетов состоянии вплоть до победы над Германией. В ноябре 1945 г. 47-й серийный самолет (МВ.174АЗ №53) перелетел из Северной Африки в Шатеру для переделки в экспериментальную машину, на которой хотели отработать некоторые узлы торпедоносца МВ.175Т. На этом самолете поставили на задней кромке крыла аэродинамические тормоза. Пластины сдвигались назад и поворачивались, образуя плоскую поверхность, выставленную примерно поровну над и под крылом. Вертикальное оперение переделали, увеличив по площади. Под консолями расположили замки подвески неуправляемых ракет.

Другой МВ.174, переживший Вторую мировую, №20, переделали в МВ.174 Z с 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Испано-Сюиза 12Z. Попытки установить такой двигатель-на MB.175 предпринималась SNCASO еще в 1942 г. Тогда вычислили, что эти моторы позволят довести максимальную скорость до 650 км/ч на высоте 9000 м. Но MB.174Z совершил первый полет лишь 13 августа 1947 г. После предварительных испытаний в Шатеру 7 октября самолет перегнали в Вилла-кублэ. Двигатель Испано-Сюиза 12Z в том виде, в котором он стоял на МВ.174 Z, имел непосредственный впрыск топлива и двухскоростной турбонагнетатель Турбомека PV.19 В. Он развивал мощность 1300 л.с. на высоте 8000 м на 1-ой скорости нагнетателя и 1600 л.с. на высоте 2500 м на 2-ой скорости. Самолет совершил около 50 полетов. Была достигнута максимальная скорость 601 км/ч на высоте 8000 м.



 ЛТХ:
Модификация   MB.174 A.3
Размах крыла, м   17.90
Длина, м   12.25
Высота, м   3.55
Площадь крыла, м2   38.00
Масса, кг  
  пустого самолета   5600
  нормальная взлетная   7160
Тип двигателя   2 ПД Gnome-Rhone 14N-48/49
Мощность, л.с.   2 х 1100
Максимальная скорость , км/ч   530
Крейсерская скорость , км/ч   400
Практическая дальность, км   1650
Боевая дальность, км   1290
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   11000
Экипаж, чел   3
Вооружение:   два 7,5-мм пулемета в носовой части, два 7,5-мм пулемета в верхней части фюзеляжа и  три 7,5-мм турельных пулемета в нижней части фюзеляжа;
  до 400 кг бомб.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 MB.174-01
 MB.174-01
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174
 MB.174 ставший прототипом MB.175T
 MB.174 Люфтваффе
 MB.174 Люфтваффе
 MB.174Z

  Схемы:

 MB.174
 Композитная схема

  Варианты окраски:

 MB.174 GR I/52
 MB.174 GR II/52
 MB.174 GR III/33
 MB.174 GR I/52
 MB.174 Люфтваффе

 



 

Список источников:

Авиационный сборник 10. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции
Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Bloch MB-174
DocAvia 12. Raymond Danel, Jean Cuny. L'Avaition Francaise Bombardement 1918-1940
Stratus. Rainbow 9148. Jose Fernandez, Patrick Laureau. French Bombers of WWII
Squadron/Signal 1189. Alain Pelletier. French Bombers of World War Two in Action
Le Fana de l'Aviation 1970-09-11. JMC. La lignee des Bloch 170-178
Le Fana de l'Aviation 2019-01. Nicolas Skopinski. Le rendez-vous manque
Le Fana de l'Aviation Hors-Serie 11. Patrick Facon. L'Armee de l'Air sous Petain 1940-1945
AeroJournal 2013-06-07. C.-J. Ehrengardt. Le Bloch 174
Wing Master 2000-09. Vincent Greciet. Mission No.108 sur arras
Icare 78. Saint Exupery : Quatrieme Epoque 1939-1940
Aero Editions. Camouflage et Marques 1. C.-J. Ehrengardt. L'aviation francaise 1938-1945
Dassault from A to Z. Bloch Militaires. Dassault Passion
Fraus. Jaroslav Schmid. Stihaci a bombardovaci letadla Francie a Polska
Dassault-aviation.com. MB 170-178
Secretprojects.co.uk. Bloch unbuilt designs and prototypes
L+K 1968-08. Vaclav Nemecek. Bloch MB.174 A.3, 175, 176 a 177
L+K 1988-14. Vaclav Nemecek. Bloch MB-174 A3


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: