Уголок неба ¦ Bloch MB.200

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   MB.200
       
Разработчик: Bloch
Страна: Франция
Первый полет: 1933
Тип: Средний бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


За разработку проекта самолета MB.200 взялись в 1932 г., когда французское министерство авиации объявило конкурс на новый бомбардировщик категории BN5 ("ночной пятиместный"). Победителю предстояло сменить устаревшие бипланы Лиор-Оливье LeO.20.

В ответ шесть фирм представили восемь конструкций. "Лиор эт Оливье" предложила LeO.300 и LeO.301, "Фарман" - F.220 и F.221, "Потэ" - Р.41, "Борделез" - АВ.20, "Кузинэ" - Кузинэ 90, а молодая компания "Авьонс Марсель Блок" из Курбевуа - MB.200. В ходе проектирования требования к самолету изменились, экипаж сократили до четырех человек. Проект Блока военные приняли и распорядились построить опытный образец.

Первый экземпляр, MB.200-01, представлял собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции. Крыло толстого профиля обеспечивало значительную подъемную силу. Машина имела резко выраженные угловатые очертания. Шасси не убиралось, колеса были заключены в обтекатели каплевидной формы. При ночных вылетах экипаж должен был состоять из четырех человек, днем планировали брать на борт пятого. Оборону от истребителей обеспечивали три пулеметные башни, каждая с пулеметом МАС1934 калибра 7,5 мм и боезапасом по 1200 патронов. Бомбовая нагрузка составляла 1200 кг. На самолете установили двигатели Гном-Рон 14 Krsd (14-цилиндровые звездообразные воздушного охлаждения) взлетной мощностью 770 л.с, вращавшие трехлопастные металлические винты "Гном-Рон".

Опытный образец MB.200 совершил свой первый полет в июне 1933 г. Несмотря на то, что скорость оказалась на 18% ниже требуемой заданием, сочли, что испытания прошли успешно. Скорость тогда считали второстепенной для ночного бомбардировщика характеристикой. Для более глубокого ознакомления в декабре Блоку заказали еще четыре машины.

Но уже в январе следующего, 1934 г., подписали первый контракт на серийное производство. Поскольку Блок тогда имел фактически лишь опытный цех, то заказ на серию передали фирме "Потэ". Она должна была выпустить 25 машин.

Благодаря простой конструкции, самолет быстро освоили в производстве и уже в июле 1934 г. первый серийный MB.200 поднялся в воздух. К концу года построили 20 бомбардировщиков.

В конце 1934 г. они начали поступать в строевые части французских ВВС. Опыт эксплуатации первых самолетов позволил на позднейших сериях устранить ряд выявленных недостатков.

В борьбе с вибрацией моторов усилили моторамы, ввели амортизаторы-буферы. Для увеличения жесткости крыла упрочнили нервюры, а в консолях дополнительно уменьшили шаг между ними. Усилили также центроплан и шасси. Бензобаки из электрона заменили на дюралевые.

В сентябре 1934 г. фирмы "Потэ" получила дополнительный заказ на 45 самолетов, а в июле 35-го количество заказанных бомбардировщиков достигло 208. Кроме "Потэ" к производству MB.200 подключили заводы фирм "Луар" и "Бреге". Последние машины уже после национализации выпустило одно из предприятий концерна SNCASO. Приемка бомбардировщиков этого типа завершилась в июле 1936 г.

Последние серии "блоков" получили более мощные моторы Гном-Рон 14Kirs/ Kjrs, вращавшие винты в противоположных направлениях. На взлете эти двигатели развивали 870 л.с, а на высоте - 900 л.с. Это позволило поднять бомбовую нагрузку до 1400 кг. Бомбы калибром до 100 кг размещались в фюзеляже, а более крупные (до 500 кг) на наружной подвеске. В бомбоотсеке максимально можно было расположить до 800 кг бомб.

В частях военной авиации MB.200 зарекомендовали себя хорошо: они были надежны, устойчивы, прочны. Но скорость и маневренность оставляли желать много лучшего. Несмотря на прирост тяги, скорость серийных бомбардировщиков не доходила до уровня опытного образца и на 48 км/ч уступала требованиям исходного задания.

В 1935 г. четверка МВ.200 нанесла визит в Англию, вызвав большой интерес британских авиаторов. Эти самолеты применялись как дневные, так и ночные бомбардировщики, а также до поступления Р.630 - как лидеры групп одномоторных истребителей.

"Блоки" приняли участие в гражданской войне в Испании. Первые два самолета перегнали туда по воздуху 20 августа 1936 г., еще два отправили позже в разобранном виде. Республиканские летчики на этих машинах осуществляли разведку и бомбометание в районе Мадрида.

В сентябре 1939 г. французские ВВС имели еще 169 МВ.200, из них 92 в первой линии в семи бомбардировочных группах. Принятые на вооружение более современные самолеты МВ.210 так и не вытеснили своих предшественников. Четыре группы из семи базировались в самой Франции, остальные - в колониях. С баз в Туре и Шатеру МВ.200 совершали дневные вылеты без истребительного прикрытия. 9 сентября два самолета были сбиты. После этого устаревшие "блоки" начали отводить в тыл для использования в качестве военно-транспортных и учебных машин.

В мае 1940 г. на фронте оставалось всего 22 МВ.200, да и те использовались как транспортные. Большинство же устаревших самолетов находилось в различных школах. Одной из них являлась школа штурманов и воздушных стрелков в Блиде (Алжир). 25 мая на базе школы сформировали 201-ю эскадрилью. Ее самолеты патрулировали прибрежные воды. 13 июня один МВ.200 столкнулся над морем с итальянским бомбардировщиком Савойя S.79. Оба экипажа открыли огонь. Победили итальянцы - "блок" с горящим двигателем совершил вынужденную посадку у мыса Метифон.

После капитуляции часть МВ.200 продолжала эксплуатироваться авиацией правительства Виши, в основном в колониях. Более того, некоторые из них вновь приняли участие в боевых действиях, но уже против бывших союзников - англичан. В июне 1941 г. эскадрилья "блоков" дислоцировалась в Сирии, где шли бои между войсками правительства Виши с одной стороны и сторонниками де Голля и английской армией с другой. Некоторые источники утверждают, что МВ.200 провели несколько ночных налетов на позиции противника.

МВ.200 строился не только французскими, но и чехословацкими заводами. Лицензия на него была приобретена через посредничество фирмы "Потэ" в 1935 г. В мае того же года у "Потэ" купили один МВ.200 с моторами Гном-Рон 14Krsd в качестве образца. После оборудования этой машины салоном на восемь мест и дополнительными бензобаками ее использовали для доставки в Москву чехословацкой военной делегации.

В Чехословакии МВ.200 выпускался заводами "Авиа" и "Аэро". Изготовленные ими "блоки" в целом соответствовали французским машинам выпуска 1935 г. с усиленным планером, но отличались капотированием моторов, размещением маслорадиаторов, составом оборудования и расположением приборов в кабинах. Часть чехословацких МВ.200 имела дополнительные бензобаки в фюзеляже, снабженные наружным протектором (710 л и 620 л). Моторы устанавливались типа Вальтер К-14 -IP/L (правого и левого вращения, по лицензии Гном-Рон 14 Krsd), винты чехословацкие Летов Hd-43 (тоже трехлопастные металлические). Вооружение по сравнению с французскими МВ.200 усилили - самолет нес пять пулеметов Vz.30 калибра 7,9 мм (установки сверху и снизу сделали спаренными). Конструкция носовой башни отличались от прототипа. Чехословацкие самолеты эксплуатировались с экипажем из пяти-шести человек.

Первый самолет, выпущенный "Аэро", поднялся в воздух в январе 1937 г. В общей сложности МВ.200 получили шесть эскадрилий ВВС Чехословакии, входившие в 5-й и 6-й авиаполки. В части эти машины поступали с весны 37-го. Первый заказ на 54 бомбардировщика выполнили к июню 1938 г. Но уже 17 июня "Аэро" получила новый контракт на 19 машин. Первая из них вышла из цехов завода в сентябре, как раз перед сговором в Мюнхене. Последние четыре самолета этой партии принимали в марте следующего года уже немцы.

Один МВ.200 в мае 1938 г. переделали в самолет картографической съемки, два - в феврале 39-го - в транспортные с полным демонтажем вооружения и зашивкой проемов турелей.

Закупкой бомбардировщиков в Чехословакии интересовались правительства Испании, Эстонии и Китая. Но реально ни один МВ.200 чехословацкими властями экспортирован не был.

18 марта 1939 г., после вторжения, немцам достались 67 МВ.200 ВВС Чехословакии. Еще четыре находились на заводе "Аэро". Немцы использовали эти самолеты как учебно-тренировочные для обучения навигации, бомбометанию и воздушной стрельбе. Несколько МВ.200 имела, например, школа слепых полетов. С начала 1940 г. эту устаревшую технику начали сдавать на слом. Последние чехословацкие "блоки" летали в Германии до весны 1941 г.

Часть машин немцы продали своим союзникам. 12 МВ.200 передали Болгарии. В годы войны их применяли для патрулирования Черноморского побережья. Несколько самолетов досталось Румынии, а позже марионеточному правительству Хорватии. Один МВ.200 входил в состав ВВС Словакии, еще одного германского сателлита. До марта 1940 г. он служил как учебный, а затем из-за нехватки запчастей осел на земле.

 



 Модификации :
MB.200  сериная модель с двумя ПД Gnome-Rhщne 14Kirs.
MB.201  прототип с двумя ПД Hispano-Suiza 12Ybrs .
MB.202  прототип с 4 х Gnome-Rhone 7Kdrs.
MB.203  прототип с двумя ДД Clerget 14F.



 ЛТХ:
Модификация   MB.200
Размах крыла, м   22.45
Длина, м   16.00
Высота, м   3.90
Площадь крыла, м2   67.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4463
  нормальная взлетная   7280
Тип двигателя   2 ПД Gnome-Rhоne 14 Kirs/Kjrs
Мощность, л.с.   2 х 870
Максимальная скорость , км/ч   285
Крейсерская скорость , км/ч   197
Практическая дальность, км   1000
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   4
Вооружение:   три 7,5- мм пулемета , по 1 в носовой, в надфюзеляжной и в подфюзеляжной частях.
  до 1200 кг бомбовой нагрузки


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип MB.200-01
 Прототип MB.200-01
 Прототип MB.200-01
 Прототип MB.200-01
 MB.201 с моторами Hispano-Suiza 12Ybrs
 MB.202 с моторами Gnome-Rhone 7Kdrs
 MB.203 с дизельными двигателями Clerget 14А
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200
 MB.200 переделанный в транспортный
 Aero MB.200
 Aero MB.200
 Транспортно-десантный Aero MB.200
 Болгарский MB.200
 Швейцарский MB.200
 MB.200 Люфтваффе
 MB.200 Люфтваффе
 MB.200 Люфтваффе

  Схемы:

 MB.200
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 MB.200  4 esc. GB II/21
 MB.200-BN4  ВВС Франции
 MB.200 ВВС Болгарии
 MB.200  ВВС Испании
 MB.200 ВВС Чехословакии
 MB.200 захваченный немцами

 



 

Список источников:

Авиационный сборник 10. Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции
Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945
История Авиации 2003-03. М.Павловский. Запоздалый рывок "Пуалю"
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Bloch MB-200
DocAvia 12. Raymond Danel, Jean Cuny. L'Avaition Francaise Bombardement 1918-1940
Stratus. Rainbow 9148. Jose Fernandez, Patrick Laureau. French Bombers of WWII
Squadron/Signal 1189. Alain Pelletier. French Bombers of World War Two in Action
Avions 6-10. Jose Fernandez. Le Bloch MB 200
Avions 212. Guy Fruchard. L'Odyssee du Bloch 200 No.6
AeroJournal 2012-06-07. C.-J. Ehrengardt. Le Bloch MB.200
Le Fana de l'Aviation 2016-05. Patrick Facon. Le bombardement francais dans la tourmente
Le Fana de l'Aviation 2018-09. Bernard Bombeau. Aux origines du rearmement francais
Aero Fan 2020-05-06. Luca Parrillo. Bloch MB 200
Air Enthusiast 1972-01. Plane Facts : Angular Bloch
Modellbau heute 1985. Aero MB-200
L'Aeronautique 1933-12. Avions Marcel Bloch
Dassault from A to Z. Bloch Militaires. Dassault Passion
Fraus. Jaroslav Schmid. Stihaci a bombardovaci letadla Francie a Polska
Dassault-aviation.com. MB 200
1000aircraftphotos.com. No. 9402. Bloch 200 (17) French Air Force
L+K 1979-04. Vaclav Nemecek. Bloch MB-200 BN4


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: