Судьбу французской "Штуки" смело можно охарактеризовать как неординарную.
Сравните сами - в 1930-е гг. в Европе было не так уж и много пикирующих
бомбардировщиков. "Первыми ласточками" были немецкие Heinkel Не-50 (1932 г.) и
Henschel Hs-123 (1935 г.), за ними появился знаменитый Junkers Ju-87 (1936 г.),
а в 1938 году на вооружение приняли двухмоторный Junkers Ju-88. Если вы обратили
внимание, то все вышеперечисленные самолёты могли использоваться исключительно с
наземных взлетных площадок и аэродромов. Только в 1940 году была начата
программа подготовки пилотов палубной авиации и появились первые прототипы
пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju-87C-0 и Fieseler Fi-167A-0. Во Франции
дела с пикировщиками обстояли как раз с точностью до наоборот. Самолёты этого
типа строились в интересах флота, в то время как сухопутные войска не сильно
интересовали бомбардировщики класса Ju-87 или Hs-123, с успехом применяемые
немцами в течении всей войны. Нельзя сказать, что армия в них не нуждалась.
Скорее Министерство Авиации Франции рассматривала будущий LN.140 как негуманное
оружие, следовательно, от такого самолёта следовало отказаться. Здесь французы в
чем-то повторяли путь англичан - назначение британского палубного самолёта
Blackburn "Skua" в начальный период войны не раскрывалось, опасаясь ассоциаций с
немецкой "Штукой". В прессе он именовался как "двухместный палубный
истребитель", скромно умалчивая об эпизодах его боевого применения в апреле 1940
года в Норвегии и в июле того же года в северной Африке. Но вернемся к французской авиации. Моряки заинтересовались пикирующими
бомбардировщиками не случайно. С пологого бомбометания уложить бомбу точно в
цель даже с небольшой высоты очень проблематично. А вот если перевести самолёт в
пикирование, то точность поражения цели возрастает в несколько раз - гражданская
война в Испании это наглядно подтвердила. Французам весьма пригодился опыт
заокеанских коллег, давно работавших над этой темой. В 1938-1939 гг. флот
заказал несколько десятков палубных самолётов Curtiss SBC-4 "Helldiver" и Vought
SB2U "Vindicator", способные бомбить с пикирования. Что и говорить, эти машины
не оправдали возложенных на них надежд. Не все заказанные самолёты успели
доплыть до Франции и были распределены между флотами США и Великобритании, где
использовались с 1942 года только в качестве тренировочных бомбардировщиков.
Французы, в свою очередь, провели серию успешных экспериментов с поплавковыми
гидросамолётами Latecoere 290 и в июне 1940 года пытались бомбить немцев с
пикирования. Будь у Франции достаточно полноценных пикирующих бомбардировщиков
(даже если они морские), потери германской армии могли бы быть гораздо
серьёзнее. А такие планы действительно были. Но обо всем поподробнее. Идея самостоятельно спроектировать палубный пикировщик возникла в начале 1930-х
гг. Исходя из всех достоинств и недостатков существующих схем инженеры фирмы
Nieuport пришли к выводу, что современный самолёт должен быть монопланом с
закрытой кабиной пилотов и, по возможности, с убираемым шасси. Такой подход
обеспечивал наилучшие аэродинамические качества и позволял максимально
использовать мощностные характеристики двигателя для обеспечения большей
скорости. С первыми двумя пунктами проблемы не возникло. Больше того, от
убираемого шасси решили отказаться. Делалось это по нескольким причинам -
экономия массы, уменьшение нагрузки на пилота, а если изломить крыло в виде
"обратной чайки", то в месте излома можно очень компактно установить обтекатели
и разместить в них бомбовую нагрузку или тормозные щитки. Стрелковое вооружение
решили сделать максимально мощным. На двигателе установили 20-мм мотор-пушку и
дополнительно поставили один 7,5-мм пулемет. Пока оформлялся внешний облик
самолёта становилось ясно, что Ni 140 будет сильно напоминать Ju-87A. Немцы
вполне справедливо обвинили французов в воровстве чертежей, хотя скорее всего
речь идет о перенятии идей немецких специалистов. Действительно, к моменту
своего появления у Ni 140 бросались в глаза огромные обтекатели стоек шасси и
типичный для того времени мотор водяного охлаждения, придававшие самолёту фирмы
Nieuport максимальное сходство с Junkers. Однако были и отличия. Французский
пикирующий бомбардировщик изначально имел однокилевое вертикальное оперение, к
тому же тормозные щитки устанавливались в задней части обтекателей, при монтаже
радиаторов в передней. Впрочем, все это будет позже. Итак, проектирование и постройку первого опытного самолёта завершили в 1934
году. К этому времени Густав Деляж ушел из компании и обозначение выпускаемых
самолётов поменялось с Ni-D на простое Ni. Прототип Ni 140.01 совершил свой
первый полёт 12 марта 1935 года и пролетал очень недолго. В июле он потерпел
аварию при вынужденной посадке и не восстанавливался. Второй прототип Ni 140.02
испытывался с ноября. Самолёт имел несколько меньшие обтекатели шасси и
увеличенную площадь хвостового оперения. Он также был разбит, когда 15 мая 1936
года на нем попытались провести тесты по пикированию. Несмотря на столь
нерадостные результаты флот отказываться от Ni 140 не спешил. Пикировщик показал
неплохие ТТХ и нуждался в доработке, после которой можно было вести речь о
серийном производстве.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ni.140 |
Размах крыла, м |
14.00 |
Длина, м |
9.57 |
Высота, м |
2.98 |
Площадь крыла, м2 |
26.82 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1858 |
нормальная взлетная |
2476 |
Тип двигателя |
1 ПД Hispano Suiza 12Xbrs |
Мощность, л.с. |
1 х 690 |
Максимальная скорость , км/ч |
336 |
Крейсерская скорость , км/ч |
278 |
Практическая дальность, км |
1120 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
10000 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка, два
7,5-мм пулемета б омбовая нагрузка до 225 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|