Уголок неба ¦ Ikarus Orkan

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Orkan
       
Разработчик: Ikarus
Страна: Югославия
Первый полет: 1940
Тип: Бомбардировщик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1938 году в Югославии состоялась первая международная авиационная выставка, участниками которой стали восемь стран. Югославия, страна - организатор выставки, была представлена моделями опытных машин, что свидетельствовало о большой работе, проведенной югославскими конструкторами с целью модернизации своих военно-воздушных сил. Основу югославских ВВС этого периода составляли машины, построенные по лицензии или прямо ввезенные из-за рубежа, в том числе Do-17K, ''Бленхейм'' I , Ме-109Е-3, ''Харрикейн'' I.

Внимание участников выставки привлекала к себе модель двухмоторного бомбардировщика очень необычных аэродинамических форм: высокоплан с разнесенным оперением выглядел так, словно его нарочно перевернули ''вверх ногами''. Автор конструкции, югославский инженер Савва Момчилович, ориентировался на итальянский бомбардировщик Бреда Ba-88 ''Линч'', завоевавший в свое время пять скоростных рекордов. Разрабатывая свою машину, получившую имя ''Оркан'', Момчилович довел до совершенства аэродинамику итальянской машины. Проект, в разработке которого участвовали инженеры Радойкович, Шостарич и Марьянович, был передан руководству ВВС в конце 1937 года, наряду с двухмоторным бомбардировщиком ZMAJ R-1, также двухмоторным R-313, созданным под руководством Рогожарского, и истребителем ИК-З. Договором от 14 марта 1938 года, фирме ''Икарус'' было выделено 6,4 млн. динаров на постройку прототипа. Первый вылет планировался на июнь 1939 года. Модель ''Оркана'' неоднократно продувалась в туннеле Эйфеля в Париже.

''Оркан'' представлял собой цельнометаллический моноплан с дюралевой работающей обшивкой. Обводы пилотской кабины были выполнены по бесступенчатой схеме и не портили аэродинамику фюзеляжа; несмотря на это, обзор из кабины был чрезвычайно велик, благодаря большой площади остекления. В центральной фюзеляжной секции располагался стрелок -бомбардир, вооруженный 20 -мм. пушкой ''Эрликон'' FF. Наведение пушки на цель осуществлялось при помощи гидропривода. Стрелок также мог вести огонь назад - вниз из пулемета FN 7,92 мм. Кроме того, в состав вооружения входили две неподвижных 20 -мм. пушки ''Испано'' 404 и два пулемета FN для курсовой стрельбы. Створки бомбоотсека были полностью остеклены. ''Оркан'' мог брать на борт четыре управляемых 106 -кг. бомбы Станковича для бомбометания с пикирования. Кроме того, бомбоотсек служил кабиной наблюдателя в разведывательных полетах.

Проект рассчитывался под 14-цилиндровые двигатели ''Испано-Сьюиза'' 14АВ (670 л.с.), сравнительно небольшого диаметра. Но, после вступления Франции в войну, поставки двигателей из этой страны прекратились. Проблема с двигателями, помимо иных технических трудностей, привела к тому, что доводка ''Оркана'' затянулась. Правда, ''Икарусу'' удалось выиграть некоторое время, использовав патентованное французское шасси ''Мессьер''; однако, уже в марте 1940 года стало ясно, что самолет вряд ли удастся вовремя запустить в серию. Тем не менее, руководство ВВС согласилось испытать машину с итальянскими 840- сильными двигателями ''Фиат'' А-74RC-38, большей мощности, но в то же время и большего диаметра. Были установлены итальянские винты изменяемого шага. Схема вооружения претерпела изменения: одна неподвижная пушка и два пулемета для курсовой стрельбы, 12,7 -мм. пулемет сверху и пулемет FN снизу. Боезапас составлял 60 снарядов для пушки и 250 патронов для пулеметов.

Прототип, пока без вооружения, впервые взлетел 24 июня 1940 года; пилотировал Душан Миливоевич. При посадке самолет получил повреждения, его долго ремонтировали; особенно ощущалась нехватка французских запасных частей. Лишь 19 марта 1941 года, летчик -испытатель Василий Стоянович смог продолжить испытания. Самолет в целом подтвердил ожидаемые характеристики, но двигатели не удалось опробовать на максимальных оборотах, так как шаг винта на левом и правом двигателе не совпадал; кроме того, двигатели работали ненадежно. На доводку самолета не хватило времени: Стоянович успел выполнить всего 13 полетов до 6 апреля - даты вторжения нацистов в Югославию.

Прототип ''Оркана'' был поврежден во время налета германской авиации, взят немцами в качестве трофея и вывезен железнодорожным составом в Германию, где его следы теряются.









 ЛТХ:
Модификация   Orkan
Размах крыла, м   13.25
Длина, м   10.00
Высота, м   3.20
Площадь крыла, м2   26.00
Масса, кг  
  пустого самолета   2870
  нормальная взлетная   4500
Тип двигателя   2 ПД FIAT A-74 RC.38
Мощность, л.с.   2 х 840
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   545
  у земли   468
Практическая дальность, км   1200
Скороподъемность, м/мин   952
Практический потолок, м   11000
Экипаж, чел   2
Вооружение:  одна 20-мм пушка Hispano-Suiza HS-404 (60 патронов),
 один 12.7-мм пулемет (250 патронов) и три 7.62-мм (250 патронов)
 4 106-кг бомбы


 Доп. информация :


  Чертеж "Ikarus Orkan"
  Фотографии:

 Orkan
 Orkan
 Orkan
 Orkan

  Схемы:

 Orkan

  Варианты окраски:

 Orkan
 Orkan

 



 

Список источников:

Вацлав Немечек. Ikarus Orkan. (Перевод Сомати,  1998)
Aero Magazin 1999-09. Petar Bosnic. Orkan iz Ikarusa
Air Enthusiast 1972-03. Plane Facts : Hurricane from Zemun
Le Fana de l'Aviation 2011-10. Boris Ciglic. 12 jours en avril 1941
L+K 1988-24. Vaclav Nemecek. Ikarus Orkan


Уголок неба. 2024 



 

  Реклама: