Уголок неба ¦ Петляков Пе-2 ФЗ

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Пе-2 ФЗ
       
Разработчик: ОКБ Петлякова
Страна: СССР
Первый полет: 1943
Тип: Пикирующий бомбардировщик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Отдельным направлением работ было совершенствование оборонительных систем "пешки". Еще до начала войны руководство ВВС потребовало от главного конструктора В.М. Петлякова усилить стрелковое вооружение самолета Пе-2, состоявшее первоначально из четырех пулеметов ШКАС. Весной 1941 г. это требование было частично удовлетворено: взамен правого носового ШКАСа на серийных машинах появился крупнокалиберный пулемет БК, второй такой же пулемет смонтировали на люковой установке. В июле-августе 1941 г. вооружение серийных Пе-2 дополнил бортовой пулемет ШКАС у стрелка-радиста с магазинным питанием. Его можно было быстро перекинуть с левой шкворневой установки на правую, а физически сильные стрелки иногда вели из него огонь в верхней полусфере, опирая пулемет на край астролюка. Слабым местом "пешки" ранних серий, как уже отмечалось, являлась турель штурмана ТСС-1 с пулеметом ШКАС. Оценив мощь люкового пулемета, немецкие истребители перестали атаковать Пе-2 снизу. Теперь они предпочитали нападать сзади сверху на повышенной скорости с выходом из атаки на расстоянии 200-250 м. В этом случае огонь штурманского пулемета не представлял серьезной опасности, чего не скажешь о снарядах немецких пушек. Начиная с осени 1941 г. ОКБ-22 неоднократно проводило испытания стрелковых установок, предназначенных для усиления огня "пешки" в верхней задней полусфере. Так, на самолете No. 9/9 испытывалась спарка пулеметов ШКАС, смонтированных под полусферическим экраном в астролюке стрелка-радиста. В сентябре 1941 г. впервые предприняли попытку установить пулемет БТ у штурмана - конструкция называлась МВ-7 и представляла собой ограниченно подвижную турель под вращающимся экраном-башней. Позднее эксперименты перенесли на истребитель Пе-3 с тем, чтобы привлечь к этой работе завод No. 39. Проблема создания удовлетворяющей штурманов верхней стрелковой установки оказалась настолько сложной, что ее решение заняло более полугода. В 1942 г. на серийных машинах последовательно появились шкворневая установка "ФТ", а позднее - турель ВУБ-1. Оснащенные крупнокалиберным пулеметом Березина, обе конструкции были не лишены недостатков.

В мае 1943 г. на испытания в НИИ ВВС был передан самолет No. 7/187, оборудованный новой верхней стрелковой установкой "ФЗ" и увеличенным фонарем кабины пилота. Установка "ФЗ" ("фронтовое задание") представляла собой вращающуюся турель с пулеметом УБТ, укрепленным на трубчатой траверсе. Питание пулемета магазинное (патроны в лентах уложены в коробки-магазины, жестко присоединяемые к пулемету). Два магазина имели емкость по 50 патронов, а третий — 90 патронов. Благодаря магазинному питанию улучшалась маневренность установки (правда, одновременно появлялись затруднения с перезарядкой: для смены магазина требовалось примерно 30 с).

После проверки в НИИ ВВС самолет No. 7/187 был передан для продолжения испытаний в НИП АВ (научно-испытательном полигоне авиационного вооружения), где был вскрыт ряд дефектов установки "ФЗ", потребовавших возвращения самолета на завод-изготовитель. В ноябре 1943 г. на повторные испытания была направлена машина No. 3/198 с новым фонарем кабины летчика и установкой "ФЗ". На этот раз нововведения получили безоговорочную поддержку военных и были рекомендованы в серию. И вот тут началась одна из самых неприглядных страниц в истории "пешки". Все, казалось бы, понимали, что внедрение "ФЗ" обеспечит радикальное повышение обороноспособности самолета, улучшит условия работы пилота и штурмана, повысит безопасность экипажа. Но дело не двигалось. Наркомат авиапромышленности не давал разрешения на внедрение установки (опасаясь срыва плановых заданий), заводские специалисты не решались повторить опыт с несанкционированным внедрением "ФТ", а руководство ВВС как-то очень скромно настаивало на своем. В результате Пе-2 с установкой "ФЗ" так никогда и не стал серийным.

 



 ЛТХ:
Модификация   Пе-2 ФЗ
Размах крыла, м   17.13
Длина, м   12.66
Высота, м   3.42
Площадь крыла, м2   40.50
Масса, кг  
  пустого самолета   6020
  нормальная взлетная   8300
Тип двигателя   2 ПД М-105ПФ
Мощность, л.с.   2 х 1210
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   437
  на высоте   482
Практическая дальность, км   1170
Практический потолок, м   7800
Экипаж, чел   3
Вооружение:   три 12.7-мм пулемета УБ и один пулемет УБТ
 Бомбовая нагрузка - нормальная - 600 кг


 Доп. информация :


 Фотографии:

  Пе-2 с установкой "ФТ"
 Оборонительная установка "ФТ" на Пе-2
 Опытный Пе-2 187-ой серии с турелью "ФТ"
 Пе-2 с увеличенной кабиной и турелью "ФЗ"
 Увеличенная кабина и турель "ФЗ"

 Схемы:

 Пе-2 ФЗ
  Пе-2 с установкой "ФТ"

 



 

Список источников:

Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Владимир Котельников, Олег Лейко. Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Владимир Котельников. Эволюция Пе-2
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: