Отдельным направлением работ было совершенствование оборонительных
систем "пешки". Еще до начала войны руководство ВВС потребовало от
главного конструктора В.М. Петлякова усилить стрелковое вооружение
самолета Пе-2, состоявшее первоначально из четырех пулеметов ШКАС. Весной
1941 г. это требование было частично удовлетворено: взамен правого
носового ШКАСа на серийных машинах появился крупнокалиберный пулемет БК,
второй такой же пулемет смонтировали на люковой установке. В июле-августе
1941 г. вооружение серийных Пе-2 дополнил бортовой пулемет ШКАС у
стрелка-радиста с магазинным питанием. Его можно было быстро перекинуть с
левой шкворневой установки на правую, а физически сильные стрелки иногда
вели из него огонь в верхней полусфере, опирая пулемет на край астролюка.
Слабым местом "пешки" ранних серий, как уже отмечалось, являлась турель
штурмана ТСС-1 с пулеметом ШКАС. Оценив мощь люкового пулемета, немецкие
истребители перестали атаковать Пе-2 снизу. Теперь они предпочитали
нападать сзади сверху на повышенной скорости с выходом из атаки на
расстоянии 200-250 м. В этом случае огонь штурманского пулемета не
представлял серьезной опасности, чего не скажешь о снарядах немецких
пушек. Начиная с осени 1941 г. ОКБ-22 неоднократно проводило испытания
стрелковых установок, предназначенных для усиления огня "пешки" в верхней
задней полусфере. Так, на самолете No. 9/9 испытывалась спарка пулеметов
ШКАС, смонтированных под полусферическим экраном в астролюке
стрелка-радиста. В сентябре 1941 г. впервые предприняли попытку установить
пулемет БТ у штурмана - конструкция называлась МВ-7 и представляла собой
ограниченно подвижную турель под вращающимся экраном-башней. Позднее
эксперименты перенесли на истребитель Пе-3 с тем, чтобы привлечь к этой
работе завод No. 39. Проблема создания удовлетворяющей штурманов верхней
стрелковой установки оказалась настолько сложной, что ее решение заняло
более полугода. В 1942 г. на серийных машинах последовательно появились
шкворневая установка "ФТ", а позднее - турель ВУБ-1. Оснащенные
крупнокалиберным пулеметом Березина, обе конструкции были не лишены
недостатков.
В мае 1943 г. на испытания в НИИ ВВС был передан самолет No. 7/187,
оборудованный новой верхней стрелковой установкой "ФЗ" и увеличенным
фонарем кабины пилота. Установка "ФЗ" ("фронтовое задание") представляла
собой вращающуюся турель с пулеметом УБТ, укрепленным на трубчатой
траверсе. Питание пулемета магазинное (патроны в лентах уложены в
коробки-магазины, жестко присоединяемые к пулемету). Два магазина имели
емкость по 50 патронов, а третий — 90 патронов. Благодаря магазинному
питанию улучшалась маневренность установки (правда, одновременно
появлялись затруднения с перезарядкой: для смены магазина требовалось
примерно 30 с).
После проверки в НИИ ВВС самолет No. 7/187 был передан для продолжения
испытаний в НИП АВ (научно-испытательном полигоне авиационного
вооружения), где был вскрыт ряд дефектов установки "ФЗ", потребовавших
возвращения самолета на завод-изготовитель. В ноябре 1943 г. на повторные
испытания была направлена машина No. 3/198 с новым фонарем кабины летчика и
установкой "ФЗ". На этот раз нововведения получили безоговорочную
поддержку военных и были рекомендованы в серию. И вот тут началась одна из
самых неприглядных страниц в истории "пешки". Все, казалось бы, понимали,
что внедрение "ФЗ" обеспечит радикальное повышение обороноспособности
самолета, улучшит условия работы пилота и штурмана, повысит безопасность
экипажа. Но дело не двигалось. Наркомат авиапромышленности не давал
разрешения на внедрение установки (опасаясь срыва плановых заданий),
заводские специалисты не решались повторить опыт с несанкционированным
внедрением "ФТ", а руководство ВВС как-то очень скромно настаивало на
своем. В результате Пе-2 с установкой "ФЗ" так никогда и не стал серийным.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Пе-2 ФЗ |
Размах крыла, м |
17.13 |
Длина, м |
12.66 |
Высота, м |
3.42 |
Площадь крыла, м2 |
40.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6020 |
нормальная взлетная |
8300 |
Тип двигателя |
2 ПД М-105ПФ |
Мощность, л.с. |
2 х 1210 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
437 |
на высоте |
482 |
Практическая дальность, км |
1170 |
Практический потолок, м |
7800 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
три 12.7-мм пулемета УБ и один пулемет УБТ Бомбовая нагрузка - нормальная - 600 кг |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|