Указание маршала Новикова о необходимости усиления оборонительного вооружения нового бомбардировщика было немедленно подхвачено специалистами НИИ ВВС. С целью научного обоснования требуемого
состава стрелково-пушечных установок бомбардировочных самолетов было выдано соответствующее задание Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Ученые академии (отчет подписали генерал-майоры ИАС,
профессора Б. Горощенко и С. Козлов, а также полковник-инженер, будущий академик
В. Пугачев) выдали весьма уклончивые рекомендации. По их мнению, двухмоторный
дневной бомбардировщик мог выполняться как абсолютно невооруженным, так и "слабовооруженным"
(в последнем случае предполагалось, что такой самолет должен иметь 4 пушки
калибра 20 мм - в носовой, кормовой и спаренной верхней установке). Заметим, что
в СССР ни одна из двухмоторных машин не могла дотянуть до такой "слабовооруженности". Судя по всему, Мясищев, сделав выбор в пользу аэродинамики, оставался убежденным сторонником
единственной оборонительной установки в хвостовом коке. Но в процессе испытаний ДЭУ выявился ее серьезнейший порок, в то время неустранимый. Дело в том, что по мере подхода ствола пулемета к
положению, согласованному с оптической осью прицела, сигнал управления, естественно, уменьшался, и установка останавливалась, не доходя до
"нуля". Непараллельность ствола и оси прицела составляла в
статическом режиме около 2°, а в динамическом - и того более (поскольку в следящей системе имелась обратная связь только по положению, но не по угловой скорости). Кроме того, определенные трудности
вызвало разнесение оружия и прицела по длине самолета. Словом, огонь велся "в ту сторону", а отнюдь не в цель. Недостаточным сочли и боекомплект ДЭУ
- всего 100 патронов. Как и предсказывали специалисты ОКО-22, идея
невооруженного (или, скорее, "маловооруженного") самолета-бомбардировщика явно шла вразрез с традиционным мышлением.
Однако заказывает музыку тот, кто платит. Концепцию машины пришлось пересмотреть в соответствии с пожеланиями руководства ВВС. В результате появился новый вариант бомбардировщика, получивший
обозначение Пе-2М. В отличие от Пе-2И он снова стал трехместным, со стрелком-радистом, разместившимся в хвостовой части фюзеляжа, и вооружением, по схеме повторявшим обычные
"пешки". Не оправдавшую
надежд ДЭУ ликвидировали, а взамен ее в задней части кабины штурмана смонтировали подвижную установку ВУ-5-20 с пушкой УБ-20 и боекомплектом 200 патронов. Стрелок-радист также получил пушку УБ-20 с
200 патронами на люковой установке ЛУС-20. Обе турели имели электромеханический привод, облегчавший наводку оружия на цель, поскольку вручную орудовать трехпудовой установкой (напомним еще и о
набегающем потоке воздуха, создающем изрядное сопротивление) было очень нелегко. Третья пушка УБ-20 с боекомплектом 120 патронов размещалась неподвижно под сиденьем пилота, как у серийных Пе-2И.
Нормальная бомбовая нагрузка самолета увеличилась до 1000 кг. Для размещения на внутренней подвеске
"необрезанной" бомбы ФАБ-1000М43 пришлось, в который уже раз, немного увеличить габариты грузового
отсека.
По комплексу летно-технических характеристик Пе-2М заметно опережал серийные "пешки", хотя и отставал от Пе-2И. Усиленное оборонительное вооружение самолета снимало основное замечание заказчиков. В
то же время руководство НКАП и главный конструктор ОКО-22 считали, что внесенные
изменения не столь уж принципиальны и не требуют проведения государственных
испытаний нового варианта машины. Поэтому вторую серию "суперпешек" на заводе
No. 22 заложили уже в феврале 1945 г., взяв за прототип проект Пе-2М. Однако вскоре перспективы развертывания массового производства этого варианта заметно поблекли.
С огромными трудностями к июню 1945 г. казанский завод смог построить всего 4 машины. Война на Западе закончилась, требования к качеству авиационной техники стали неуклонно повышаться. В связи с этим
головной серийный самолет Пе-2М (зав. No. 1/1002) был передан в НИИ ВВС для проведения государственных испытаний с участием закрепленных за
"пешками" специалистов: ведущего инженера инженер-подполковника Грибакина и ведущего летчика подполковника Хрипкова.
В ходе испытаний Хрипков получил на второй границе высотности максимальную скорость 630 км/ч. Время набора высоты 5000 м увеличилось на 1,8 мин по сравнению с Пе-2И, а дальность полета уменьшилась
на 225 км. Такова была плата за усиленное оборонительное вооружение. Кстати сказать, Джеффри Де Хевилленд и его
"правая рука" Уолкер оценивали потерю скорости "Москито" В.IV в случае введения
подвижных стрелковых установок величиной порядка 48 км/ч, вдвое больше той, которую заплатили конструкторы ОКО-22.
В связи с введением третьего члена экипажа, увеличением массы бронирования и вооружения Пе-2М оказался заметно тяжелее предшественника и перестал соответствовать нормам прочности по ряду
показателей. Стойки шасси и колеса уже "не держали" двенадцатитонную машину. Усложнилось покидание самолета в воздухе, поскольку установка ВУ-5-20 серьезно мешала сбросу фонаря. По-прежнему досаждали
дефекты моторов ВК-107А. Они нарабатывали по 47-54 ч в воздухе, после чего с завидной регулярностью принимались
"стрелять шатунами". Течи водяных и маслора-диаторов, а также различных уплотнений
считались почти нормальным явлением. Отмечались другие отказы, в том числе и у новых подвижных установок вооружения. Механизированные пушечные установки получились тяжелыми, инертными и плохо
управляемыми. К моменту окончания госиспытаний Пе-2М "на самом верху" уже было принято принципиальное решение о прекращении производства всех вариантов
"пешек". Поэтому заключение акта по испытаниям
имело уклончивый характер:
"1. Предъявленный на государственные испытания дневной бомбардировщик Пе-2М с
2ВК-107А по летно-техническим данным отвечает современным требованиям к данному
типу самолетов... 5. В связи с большим количеством дефектов, выявленных в
процессе испытаний и перечисленных в выводах настоящего акта, самолет испытания
не выдержал и подлежит возвращению главному конструктору тов. Мясищеву В.М. для
доводки и устранения дефектов..."
Ни один из четырех построенных Пе-2М так никогда и не был принят ВВС. Все эти машины впоследствии передали заводам
No. 26 и No. 482 для проведения опытных работ.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Пе-2М |
Размах крыла, м |
17.18 |
Длина, м |
13.65 |
Высота, м |
3.95 |
Площадь крыла, м2 |
43.16 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7458 |
нормальная взлетная |
10170 |
максимальная взлетная |
12044 |
топлива |
1820 |
Тип двигателя |
2 ПД ВК-107 |
Мощность, л.с. |
|
взлетная |
2 х 1650 |
номинальнаяё |
2 х 1500 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
545 |
на высоте |
630 |
Практическая дальность, км |
2050 |
Практический потолок, м |
8500 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
три 20-мм пушки УБ-20 и два 7.62-мм пулеметов ШКАС Бомбовая нагрузка - 2000 кг максимально |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|