Уголок неба ¦ PZL P-46 Sum

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   P-46 Sum
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1938
Тип: Легкий бомбардировщик-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Следуя принятому принципу, что требования будущего всегда должны быть главной заботой его команды, дипломированный инженер Станислав Праусс (Stanisław Prauss) начал работы над новым самолетом поля боя, предназначенным для замены легкого бомбардировщика P.Z.L. P.23 Karaś (карась). Работы начались в конце 1935 года - сразу же после изготовления и полетов первого серийного самолета P.23 Karaś. В начале 1936 года были представлены предварительные предложения возможного преемника "карася", представлявшие собой машину, оснащенную 900-1200-сильным радиальным двигателем, имевшую схожую с предшественником базовую конструкцию и весьма существенные усовершенствования в области аэродинамики.

Первоначально обозначения P.45 и P.46 были зарезервированы за разрабатывавшимися вариантами разведчика и бомбардировщика, но к концу 1936 года обе версии были объединены в одну конструкцию, которой было присвоено внутрифирменное обозначение P.46; самому самолету было присвоено наименование Sum (сом). Обозначение P.45 было передано разрабатывавшемуся легкому истребителю конструкции Казимира Корсака (Kazimierz Korsak) - P.Z.L. P.45 Sokół.

Новый самолет должен был быть оснащен двухкилевым хвостовым оперением и убираемой подфюзеляжной гондолой, оснащенной пластинчатыми резиновыми амортизаторами и опускавшейся вниз под действием веса стрелка/бомбардира. Первый серийный самолет P.23 Karaś, еще находясь на сборочной линии, был изменен и получил новое обозначение P.42. Целью изменению было создание экспериментального самолета для отработки особенностей конструкции P.46. Испытания P.42 показали, что система опускания гондолы за счет силы тяжести не принесла успеха и была заменена новой системой с гидравлическим управлением. Позднее еще один P.23 использован в ходе работ по программе P.46 Sum. На эту машину временно был установлен двигатель Pegasus XX, развивавший мощность 925 л.с. и вращавший трехлопастный металлический винт изменяемого шага. Целью данной проверки было исследование поведения мотора, планируемого для установки на P.46 A Sum A.

Рабочий проект легкого бомбардировщика P.46 был завершен во второй половине 1936 года и в середине следующего 1937 года планерный завод No.1 (P.Z.L. W.P.1 - Wytwórnia Płatowców 1) начал строительство трех летающих прототипов и одного планера для проведения статических испытаний. Производство первого прототипа - P.46/I, оснащенного двигателем Pegasus XX, - был спешно завершено осенью 1938 года, чтобы самолет смог принять участие в парижском международном авиасалоне. Так как покрывающие переднюю часть фюзеляжа машины дюралюминиевые панели обшивки не подходили друг другу, то для скрытия неровных стыков были добавлены широкие металлические полосы. Следует сказать, что данные полосы стали причиной многочисленных спекуляций со стороны недоуменных экспертов, пытавшихся выяснить причину их появления. Польский самолет был выставлен в Париже и P.46/I, вооруженный четырьмя неподвижными пулеметами в крыле и двумя подвижными пулеметными установками (в верхней и нижней частях фюзеляжа), получил множество положительных отзывов за оригинальную и хорошо продуманную конструкцию кабины верхнего стрелка и полностью убираемую гондолу.

Первый полет P.46/I состоялся в конце октября 1938 года и перед отправкой в Париж были лишь короткие летные испытания. По возвращении в Варшаву машина стала объектом комплексной программы летных испытаний, которая оказалась весьма успешной и безаварийной. Весной 1939 года к первому самолету присоединился второй - P.46/II. Вторая машина не несли вооружение, а листы обшивки, покрывавшие ее фюзеляж, не имели на стыках металлических полос. В техническом авиационном институте (I.T.L. - Instytut Technyczny Lotnictwa) летные испытания на пригодность самолета к полетам "сом" выдержал с честью и летом прототипы были отправлены в экспериментальную эскадрилью для оценки эксплуатационных возможностей. В то же самое время польские ВВС (Lotnictwo Wojskowe) подтвердили предварительный заказ на 300 двигателей Pegasus XX, предназначенных для установки на серийную модель P.46A Sum A. Данный вариант был почти полностью идентичен прототипам и отличался от них установкой двух пулеметов в нижней стрелковой позиции вместо одного на P.46/I. Расположенный в Окенце (Okęcie) планерный завод No.1, на котором должно было быть изготовлено требуемое количество легких бомбардировщиков "сом", начал готовиться к выполнению программы и начал вновь набирать работников, уволенных после отмены программ среднего бомбардировщика P.Z.L. P.37 Łoś (лось) и истребителя P.Z.L. P.50 Jastrząb (ястреб). Производство P.46A было начато в июле и ожидалось, что зимой 1930-40 годов будут достигнуты темпы производства 15-20 машин в месяц.

Согласно положениям утвержденного в октябре 1936 года первоначального четырехлетнего плана развития военно-воздушных сил к весне 1941 года должны были быть сформированы 14 эскадрилий легких бомбардировщиков "сом" с десятью самолетами в каждой и 100% резерва. Однако эффективность линейных эскадрилий была под большим вопросом и было принято решение заменить их отдельными легкобомбардировочными эскадрильями и подразделениями армейской разведывательной авиации. Таким образом, Sum A должны были изготавливаться в двух вариантах, один из которых был специально адаптирован для разведки, а второй для выполнения бомбардировки. Оба варианта должны были быть идентичными за исключением состава оборудования. Разведывательный вариант должен был сохранить бомбодержатели, являвшиеся неотъемлемой частью конструкции центроплана крыла, и получить более совершенные радиостанцию, радиопеленгаторное и фотографическое оборудование.

Третий прототип P.46/III был почти готов, но завершению его постройки помешало начало войны. Эта оснащенная 1030-сильным двигателем Gnome-Rhône 14N21 машина должна была стать летающей лабораторией по отработке технических решений разрабатывавшейся по заказу болгарского правительства экспортной модели Sum B: летом 1939 года переговоры по первоначальному заказу на двенадцать P.46B продвинулись достаточно далеко.

Зимой 1938-39 годов требования польских ВВС изменились повышением внимания к пикирующим бомбардировщикам и штурмовикам, и Праусс начал разрабатывать самолет в соответствии с новыми концепциями военно-воздушных сил. Новый проект, разрабатывавшийся на основе P.46, получил наименование Łosoś (лосось; регистрационный номер P.Z.L. остался неизвестным). Новый самолет должен был оснащаться 1400-1600-сильным двенадцатицилиндровым V-образным двигателем водяного охлаждения Hispano-Suiza 12Z, лицензионное производство которого должно было начаться в Польше. "Лосось" должен был напоминать увеличенный P.46 и с точки зрения применяемой конструкции был бы в целом схож со своим предшественником. Отличия должны был быть в количестве членов экипажа (два человека вместо трех), убирающихся основных стойках шасси и отсутствии подфюзеляжной гондолы. Когда началась война работы над предварительным проектом "лосося" были в полном разгаре.

Война прервала работы по программе "сом". Согласно ряду достоверных источников в августе 1939 года было принято решение отложить на планерном заводе No.1 производство P.46 и переключить весь запас имеющегося сырья на массовое производство истребителей. Предполагалось, что в этой новой ситуации производство легких бомбардировщиков P.46 Sum будет перенесено на недавно построенный в Мелеце (Mielec) планерный завод No.2. Хотя были изготовлены только прототипы самолета, "сом" стал ассоциироваться с одними из самых смелых авиационных предприятий завершающего этапа сентябрьской кампании. Первый прототип P.46/I не смог покинуть Варшаву в сентябре 193 года из-за вызванного лопнувшей шиной повреждения шасси, однако второй прототип P.46/II перелетел в Румынию и был интернирован местными властями. В Румынии польский персонал тайно подготовил самолет для выполнения сверхдальнего перелета и 26 сентября машине под управлением капитана Станислава Рисса (Stanisław Riess) удалось покинуть бухарестский аэропорт Банеаса (Băneasa) и спустя несколько часов спустя приземлился в осажденной Варшаве. В темноте самолет приземлился на аэродром в Мотокуве (Mokotów) под огнем немецких войск, закрепившихся на окраине варшавского аэродрома, и передал последний приказ главнокомандующего польскими вооруженными силами усталым защитникам столицы Польши. В данном приказе содержался призыв к формированию подпольной армии, которой было суждено стать одним из самых мощных и наиболее организованных движений сопротивления когда-либо созданных.  P.46 Sum вылетел из Варшавы и успешно добрался до Латвии, где был интернирован.

Дипломированный инженер Станислав Праусс смог добраться до Великобритании, где работая в компании de Havilland смог внести существенный вклад в проектирование и разработку самолетов компании.

Техническое описание.

P.46 Sum был трехместным самолетом-разведчиком и легким бомбардировщиком цельнометаллической конструкции со среднерасположенным свободнонесущим крылом.

Крыло самолета состояло из трех частей: центроплана, конструктивно связанного с фюзеляжем, и двух консолей. Центроплан состоял из трех трубчатых лонжеронов и работающей обшивки, состоящей из гофрированных толстостенных дюралюминиевых листов и гладкого наружного слоя из того же металла. Внешние консоли крыла были кессонной конструкции, разработанной доктором наук Францишеком Мишталем (Franciszek Misztal) и уже примененной в легком бомбардировщике P.Z.L. P.23 Karaś. На консолях ближе к центроплану были установлены гидравлически управляемые взлетно-посадочные щитки и у законцовок находились элероны с небольшим относительным удлинением и большой длиной хорды. Площадь крыла составляла 27 м².

Фюзеляж самолета овального поперечного сечения имел полумонококовую конструкцию с работающей обшивкой, закрепленной заклепками с плоской головкой, и конструктивно был похож на фюзеляж легкого бомбардировщика P.Z.L. P.23 Karaś. Размещение членов экипажа было таким же, как и на предшественнике, но подфюзеляжная гондола была полностью убирающейся, а верхняя стрелковая позиция покрывалась фонарем.

Хвостовое оперение было свободнонесущим и двухкилевым. Конструкция хвостового оперения была цельнометаллической, включая и обшивку как килей и стабилизатора, так и рулей высоты и направления. Правый руль направления был оснащен триммером, рули направления были оснащены триммерами и сервокомпенсаторами.

Шасси самолета состояло из двух разработанных P.Z.L. опор с масляным амортизатором и колес среднего давления с пневматическими тормозами. Верхние части опор и колеса были заключены в обтекатели. Опоры основных стоек шасси были укреплены подкосами, шедшими от корневых частей крыла к нижним частям обтекателей. Комбинированный хвостовой костыль/хвостовое колесо конструкции P.Z.L. могло поворачиваться на 180º.

Силовая установка самолета P.46 Sum A состояла из девятицилиндрового надувного радиального двигателя воздушного охлаждения P.Z.L. Pegasus XX, развивавшего мощность 918 л.с. и вращавшего трехлопастный металлический винт изменяемого шага. Двигатель P.Z.L. Pegasus XX был заключен в капот NACA с регулируемыми задними створками. P.46 Sum B должен был оснащаться 1030-сильным четырнадцатицилиндровым двухрядным радиальным двигателем воздушного охлаждения Gnome-Rhône I4N21. Конструкция самолета предусматривала установку любых других радиальных двигателей. Основные топливные баки размещались в крыле.

Стрелковое вооружение серийного варианта самолета должно было состоять из установленных в крыле и стрелявших вне зоны ометания винта четырех 7,7-мм пулеметов KM Wz 36, двух пулеметов на убираемой установке в верхней стрелковой позиции и одного пулемета в подфюзеляжной гондоле.

Бомбовая нагрузка весом до 600 кг должна была размещаться внутри фюзеляжа на бомбодержателях, являвшихся неотъемлемой частью центроплана крыла. Вариант самолета-разведчика вместо бомб должен был нести внутри фюзеляжа полный комплекс фотографического оборудования.

Полный комплекс всепогодного оборудования с работающим от двигателя электрогенератором включал в свой состав два посадочных огня. Также на самолет были установлены приемопередающая радиостанция и пеленгаторное радиооборудование. Кислородная система, системы освещения и отопления, автоматический и ручной огнетушители входили в состав стандартного комплекта оборудования.

 



 ЛТХ:
Модификация   Р-46
Размах крыла, м   14.60
Длина, м   10.50
Высота, м   3.30
Площадь крыла, м2   31.50
Масса, кг  
  пустого самолета   1995
  нормальная взлетная   3550
Тип двигателя   1 ПД Bristol - Pegasus XX
Мощность, л.с.   1 х 920
Максимальная скорость , км/ч   425
Крейсерская скорость , км/ч   360
Практическая дальность, км   1300
Максимальная скороподъемность, м/мин   360
Практический потолок, м   7700
Экипаж, чел   3
Вооружение:   четыре неподвижных 7.9-мм пулемета wz.36 и
  два подвижных 7.9-мм пулемета wz.37
  бомбовая нагрузка - 600 кг


 Доп. информация :


  Чертеж "PZL P-46 Sum"
  Фотографии:

 PZL-46/I на авиавыставке
 PZL-46/I на авиавыставке
 PZL-46/I
 PZL-46/I
 PZL-46/I
 PZL-46/II
 Подфюзеляжная турель PZL-46/II

  Схемы:

 PZL-46

  Варианты окраски:

 PZL-46/II ВВС Польши

 



 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Опытный легкий бомбардировщик и самолет-разведчик P.Z.L. P.46 Sum
Моделист-Конструтор. С.Цветков. В тени великих держав
Авиация и Время. Самолеты с бело-красными "шаховницами" (ВВС Польши до 1939 года)
Andrzej Morgala. Samoloty Wojskowe w Polsce 1924-1939

Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze do 1939 r.
Samoloty zbudowane w Panstwowych Zakladach Lotniczych do 1939r.
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939
Encyklopedia Lotnictwa Wojskowego
Samolotypolskie.pl. PZL-46 "Sum", 1938


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: