В первой половине 1930-х гг.
в Югославии активизировалось проектирование самолётов собственной
разработки. Наибольшее внимание в то время уделялось строительству
истребителей и легких многоцелевых бомбардировщиков. Деятельность
югославских конструкторов можно было увидеть в 1938 году на Белградской
авиационной выставке. Среди прочих самолётов там был представлен
прототип бомбардировщика R-1 фирмы Zmaj.
Над самолётом работали
инженеры Душан Станков и Джордже Дукич. Его конструкция была смешанной -
металлический фюзеляж и деревянные крылья. R-1 оснащался двумя рядными
двигателями Hispano-Suiza 14AB французского производства, размещенных в
гондолах под крылом. Состав экипажа менялся в зависимости от назначения
самолёта. В варианте бомбардировщика R-1 экипаж состоял из 4 человек, в
варианте штурмовика – 3 человека. Самолёт мог брать на борт до 1600 кг
бомб, причем одну бомбу большого калибра можно было разместить на
специальном приспособлении в фюзеляже для атаки с пикирования. Штурмовик
нес меньшую бомбовую нагрузку, но его стрелковой вооружение из двух
20-мм пушек и двух 12,7-мм пулеметов гораздо лучше подходило для
штурмовки вражеских войск.
Проект полностью
подготовили в 1936 году и предложили на рассмотрение специалистам из
JKRV (Jugoslovensko Kraljevsko Ratno Vazduhoplovstvo – ВВС Югославии) .
Договор на постройку прототипа был подписан в 1937 году, но постройка
бомбардировщика задержалась почти на два года, что не помешало югославам
показать полуготовый R-1 на международной выставке год спустя. На
испытания самолёт представили только весной 1940 года, незадолго до
начала боевых действий, но уже в третьем вылете произошла авария. Из-за
неполадки в механизме выпуска-уборки шасси оно осталось в убранном
положении и R-1 пришлось сажать “на брюхо”. Повреждения оказались
значительными – сильно пострадали фюзеляж, крыло, двигатели и шасси.
Получить новые моторы оказалось невозможным. Французам самим не хватало
мощных двигателей и югославский заказ был отклонен. Обращение к немецкой
стороне, с просьбой о предоставлении нового шасси, тоже осталось без
ответа. Так фирме Zmaj пришлось своими силами ремонтировать
бомбардировщик, что заняло ещё около года.
Опытный образец R-1
восстановили к февралю 1941 года. Учитывая ситуацию в Европе наладить
серийный выпуск самолёта в ближайшее время не представлялось возможным,
но тест-полеты продолжались до начала апреля. Единственный прототип Zmaj
R-1 был впоследствии уничтожен во время нападения немцев на югославский
аэродром.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
R-1 |
Размах крыла, м |
14.40 |
Длина, м |
12.78 |
Высота, м |
2.50 |
Площадь крыла, м2 |
33.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2600 |
нормальная взлетная |
5094 |
максимальная взлетная |
5664 |
Тип двигателя |
2 ПД
Hispano Suiza 14AB |
Мощность, л.с. |
2 х 750 |
Максимальная скорость , км/ч |
450 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
10000 |
Экипаж, чел |
3-4 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки и три 12.7-мм пулемета
до 1600-кг бомб |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2015
|